Основные направления деятельности и полномочия глав сельских поселений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 04:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является правовой анализ деятельности главы сельской администрации.
Задачи, решаемые в процессе исследования:
Анализ категории «глава муниципального образования»;
Рассмотрение сельского поселения как муниципального образования, структуры органов местного самоуправления сельского поселения;
Выявление основных полномочий и направлений деятельности глав сельских поселений.

Файлы: 1 файл

основные направления деятельности и полномочия глав сельских поселений.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)


Основные направления  деятельности и полномочия глав сельских поселений (без примера) (или на совсем крайний случай можно тему поменять)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в Российской Федерации остается актуальным вопрос о создании эффективной системы власти, которая пользовалась бы доверием и поддержкой населения. Признав это, исполнительная власть пошла по пути кардинальных реформ. 6 октября 2003 г. Президент РФ подписал новую редакцию ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реформа местного самоуправления является важнейшим из преобразований, проводимых ныне в России. Она затрагивает все стороны жизни общества и государства.

Местное самоуправление в России находится в процессе развития, его законодательная база еще недостаточна и несовершенна, экономические и финансовые ресурсы крайне ограничены, но местному самоуправлению уделяют все большее внимание, как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации общественной жизни.

Целью курсовой работы является правовой анализ деятельности главы  сельской администрации.

Задачи, решаемые в процессе исследования:

  1. Анализ категории «глава муниципального образования»;
  2. Рассмотрение сельского поселения как муниципального образования, структуры органов местного самоуправления сельского поселения;
  3. Выявление основных полномочий и направлений деятельности глав сельских поселений.

Объект работы – органы местного самоуправления.

Предмет – правовые основы деятельности главы сельского поселения как муниципального образования РФ.

Методологической основой исследования являются работы таких авторов как: Шугрина Е. С., Уваров А.А., Афанасьев А.А., Мозохин С.И., Пешин Н.Л., Саломаткин А.А., Казанчев Ю.Д., Иванов В. В.

Структура работы соответствует поставленной цели, задачам и состоит из трех глав, введения, заключения. списка использованной литературы.

 

ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как правило, в большинстве  муниципальных образований выборными  должностными лицами являются глава муниципального образования (эта должность названа в Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления) и его заместитель. Иногда выбирают только главу администрации, а заместителей он назначает сам. Если же заместителя выбирают, то только в паре с кандидатом на должность главы администрации: голосуя за то или иное лицо на должность главы администрации, избиратель тем самым голосует и за его заместителя. [9, с. 132]

Глава муниципального образования  в России избирается обычно на два — четыре года, иногда предусмотрен пятилетний срок. Конкретный срок полномочий главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования, но в пределах, установленных законом соответствующего субъекта РФ о местном самоуправлении или о выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Иногда этот срок четко фиксирован для муниципальных образований всех уровней (Ярославская область). Наименование главы муниципального образования также определяется уставом, но в соответствии с законами субъектов РФ. Порой эти названия тоже фиксированы в законе (глава города, глава района, глава поселка в Мордовии). На практике чаще всего используются термины «глава» или «мэр» с указанием муниципального образования (города, сельсовета и т.д.), а в некоторых сельских муниципальных образованиях — староста. [6, с. 187]

Глава муниципального образования  в соответствии с Федеральным  законом об общих принципах организации  местного самоуправления 1995 г. может  быть избран двумя способами: непосредственно гражданами (иногда и постоянно проживающими в регионе иностранцами) на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании или представительным органом местного самоуправления, но из своего состава. Какой способ применить — решают сами жители или представительный орган муниципального образования при принятии своего устава. [7, с. 187]

Компетенция главы муниципального образования в Федеральном законе 1995 г. установлена самым общим  образом. Сказано лишь, что он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления. Более подробно его компетенция определяется законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. В разных субъектах она неодинакова, но обычно закрепляются следующие полномочия главы муниципального образования: представительство муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, соответствующими органами иностранных государств, юридическими и физическими лицами; подписание договоров от имени муниципального образования; направление ежегодных посланий муниципальному представительному органу о социально-экономическом положении муниципального образования; периодические публикации статистических данных о состоянии здравоохранения, окружающей среды, законности и правопорядка на территории образования; назначение даты выборов депутатов представительного органа; внесение проектов решений в представительный орган; организация выполнения решений представительного органа; прием граждан, рассмотрение их обращений и принятие по ним решений; представление к награждению почетными наградами и присвоение почетных званий муниципального образования и др. [12, с. 90]

Глава муниципального образования  вправе издавать распоряжения в пределах компетенции муниципального образования. Они могут иметь нормативный характер на территории муниципального образования и относиться не только к его жителям, но и к другим лицам, находящимся на данной территории. Эти распоряжения не должны затрагивать сферу исключительных полномочий представительного органа, если последний не делегирует временно или на разовой основе такие полномочия. Нередко глава муниципального образования по должности входит в состав его представительного органа и в этих случаях обычно председательствует на его заседаниях, но, как правило, решающего голоса не имеет или обладает им, только если голоса депутатов разделились поровну. Впрочем, некоторые уставы муниципальных образований иначе решают эти вопросы. Нередко глава муниципального образования подписывает правовые акты, принимаемые представительным органом. Если это право предоставлено, то глава муниципального образования обладает и правом вето, т.е. может не подписать акт, принятый представительным органом, и возвратить его обратно. Вето может быть преодолено представительным органом при повторном рассмотрении возвращенного акта квалифицированным большинством голосов. В таком случае глава муниципального образования обязан подписать и опубликовать такой акт. [20, с. 96]

Наряду с должностью главы муниципального образования уставами может быть предусмотрена должность главы местной администрации. В некоторых случаях действуют оба должностных лица, но в большинстве муниципальных образований уставами эти должности объединены (Астрахань, Саранск, Ярославль и др.), т.е. глава муниципального образования одновременно является главой местной администрации. Это должностное лицо руководит исполнительно-распорядительной деятельностью по вопросам местного значения, ему предоставляются дополнительные полномочия. Он определяет структуру, порядок формирования и штатную численность муниципальной администрации, разрабатывает схемы управления отраслями местного хозяйства и социальной сферы, назначает на должности и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации (начальников, заведующих отделами, управлениями, службами администрации); заключает трудовые контракты с муниципальными служащими; распоряжается кредитами местной администрации и др. [13, с. 78]

На главу местной  администрации распространяются социальные гарантии и гарантии неприкосновенности, аналогичные гарантиям депутатов местного представительного органа. Глава муниципального образования может быть досрочно освобожден от должности в случае отставки, отзыва избирателями (если это предусмотрено уставом муниципального образования), смещения с должности местным представительным органом (иногда смещение производится путем голосования квалифицированным большинством голосов), вступления в силу обвинительного приговора суда, в силу естественных причин, в некоторых муниципальных образованиях — по достижении определенного возраста (обычно 65 лет). [9, с. 128]

Кроме главы муниципального образования уставы могут предусматривать  и другие выборные должности. В их числе — заместитель (заместители) главы администрации, руководители наиболее важных подразделений администрации (например, жилищно-коммунального хозяйства или здравоохранения), муниципальные ревизоры. В России, однако, выборы таких должностных лиц практически не проводятся, эти должности замещают назначенные (по контракту, а иногда после конкурса) государственные служащие. Не проводятся также выборы главы местной администрации в тех редких случаях, когда эта должность замещается отдельно. Тогда главой местной администрации является назначенное (после заключения контракта) должностное лицо. Выборные должностные лица (депутаты, глава муниципального образования и др.) обязаны периодически в установленное время вести прием населения. Дни и часы приема должны быть доведены до всеобщего сведения. [18, с. 143]

 

ГЛАВА II. Органы местного самоуправления и ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РФ

Сельское поселение  – муниципальное образование. Особенности сельского поселения отражены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ 2003 года). Для определения границы сельского поселения используется принцип пешеходной доступности (пункт 11 статьи 11). В соответствии с пунктом 28 статьи 15 предметом ведения местного самоуправления сельского поселения является не присущий другим муниципальным образованиям вопрос содействия в развитии сельскохозяйственного производства. Характерным для сельского поселения является случай, когда численность его жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, и тогда, в соответствии с пунктом 3 статьи 35, в сельском поселении не формируется представительный орган (его полномочия осуществляет сход граждан). Сельские поселения имеют право в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года на осуществление отдельных государственных полномочий только на основе специально принятого по этому вопросу закона – федерального или субъекта Российской Федерации. Глава сельского поселения по своему статусу является высшим должностным лицом муниципального образования в соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года, как исключение по сравнению с главами других видов муниципальных образований, возглавляет и представительный орган, и местную администрацию. [5, с. 187]

В современном законодательстве властные отношения в сельском поселении  подразделяются на два вида: 1) публично-властные, где реализуются формы непосредственной демократии, и действуют органы местного самоуправления, и 2) общественно-властные, где осуществляется общественное самоуправление. В любом случае властные отношения имеют публичный характер, так как их влияние распространяется на неограниченный, то есть заранее не определенный, круг лиц, находящихся на территории (части территории) сельского поселения, и объединение граждан в сообщество преследует не частный, а публичный интерес. Одним из ключевых признаков местной власти сельского поселения является ее самостоятельность в соответствии со статьями 8, 12 и 130 Конституции Российской Федерации. Обоснованно местная власть характеризуется как ограниченная законодательством государства публичная, неполитическая, негосударственная власть. Наделяя местное сообщество определенными властными полномочиями, государство через этот политический институт на всех этапах исторического развития добивалось решения как мелких задач (к примеру, нотариальные действия, устройство рынков и базаров), так и серьезных государственно-политических и хозяйственных задач (обеспечение централизации власти, освоение вверенных территорий). По утверждению Э. Ланга в государстве «надлежит видеть институты (органы и лиц, занятых управлением), призванные играть роль регулятора, гарантирующего отдельные элементы общего блага». Властные полномочия реализуются населением как непосредственно, так и через систему органов власти, создаваемых населением самостоятельно в соответствии с уставом сельского поселения (часть 2 статьи 130 и часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации). Власть местного самоуправления сельского поселения как одна из форм народовластия ближе всего находится к гражданам государства (абзац седьмой преамбулы, пункт 3 статьи 4 Европейской хартии о местном самоуправлении). Власть сельского поселения имеет специальный объект управления – вопросы местного значения сельского поселения. [2, с. 211]

 Местное самоуправление  сельского поселения - это не  просто объединение людей, использующих  механизм власти, но и определенная  территория, где живет население и осуществляется местное самоуправление (третий элемент конструкции понятия местного самоуправления сельского поселения). Законодательство определяет сельское поселение как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Для территории муниципального образования, как части общегосударственной территории, характерны не только специфические пространственные критерии, но и многие другие, в том числе административно-правовой режим, населенность, качество и так далее. Территория сельского поселения входит в состав территории муниципального района, представляющего другой тип равноправного муниципального образования, что, не без основания, вызывает дискуссию в научных кругах. [7, с. 198]

Местное самоуправление сельского поселения можно определить как организацию публичной власти особой формы, действующей на всей территории Российской Федерации, обеспечивающей населению, проживающему на территории сельского поселения, разрешение вопросов местного значения на основе общечеловеческих ценностей, исторических, религиозных, национальных и иных традиций в тесном взаимодействии с органами государственной власти и местным самоуправлением муниципального района. [6, с. 45]

Органы местного самоуправления. Структуру органов местного самоуправления сельского поселения образуют: [6. с. 46]

-Глава сельского поселения  – Глава сельского поселения;

-представительный орган  сельского поселения – Совет  депутатов сельского поселения;

-местная администрация  (исполнительно-распорядительный орган)  сельского поселения – Администрация сельского поселения;

-контрольный орган  сельского поселения - Контрольно-счетная  комиссия сельского поселения.

Вопросы местного значения сельского поселения. К вопросам местного значения  сельского поселения относятся: [9, с. 165]

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов сельского поселения;

3) владение, пользование  и распоряжение имуществом, находящимся  в муниципальной собственности сельского поселения;

Информация о работе Основные направления деятельности и полномочия глав сельских поселений