Особенности и проблемы государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования будет являться институт государственной службы.
Предмет исследования – развитие и реформирование государственной службы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и принципы государственной службы;
определить классификацию государственных должностей;
исследовать концепцию государственного служащего;
сформировать административно - правовое положение государственного служащего;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития государственной службы в России……………....5
Глава 2. Основы государственной службы в РФ
2.1. Понятие, принципы и виды государственной службы……….........10
2.2. Классификация должностей государственной службы……………17
Глава 3. Понятие и административно - правовой статус государственного служащего
3.1. Понятие государственного служащего……………………………..22
3.2. Административно – правовой статус государственного
служащего………………………………………………………………....24
Глава 4. Особенности и проблемы государственной службы в Российской Федерации………………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

gosudarstvennaya_sluzhba_i_administrativnopravovoi_status_go.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 58-ФЗ система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства5.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

  • соотношения основных условий, размера оплаты труда и основных государственных социальных гарантий;
  • установления ограничений и обязательств при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа иной государственной службы Российской Федерации при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.6.

Таким образом, в определении государственной службы можно выделить следующие аспекты:

  • государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность, являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;
  • в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;
  • эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;
  • такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему;
  • обязательным требованием для государственного служащего является гражданство Российской Федерации.

Итак, легальное (т.е. установленное в Законе № 58-ФЗ) истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Общими признаками государственной службы являются7:

  • замещение служащими государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;
  • исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Принципы государственной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы – это также значимость отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, Федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе8;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц9.

Принципами гражданской службы являются10:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • оценка эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов общества и государства;
  • профессионализм и компетентность гражданских служащих;  
    стабильность гражданской службы;
  • доступность информации о функционировании гражданской службы;  
    взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;
  • укрепление авторитета гражданского служащего и престижа гражданской службы11.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Таким образом, современное понятие установленное Законом № 58-ФЗ, позволяет утверждать, что государственная служба является профессиональной деятельностью служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

 

2.2. Классификация должностей государственной гражданской службы

В соответствии с общим правилом, предусмотренным пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 327-ФЗ,) (далее – Закон № 79-ФЗ) поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

В этой связи важное значение имеет классификация должностей гражданской службы. Такая классификация приведена в главе 2 Закона № 79-ФЗ. В статье 8 Закона № 79-ФЗ определено, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

В статье 9 Закона № 79-ФЗ выделены категории и группы должностей государственных служащих.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

Информация о работе Особенности и проблемы государственной службы в Российской Федерации