Особенности и проблемы государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования будет являться институт государственной службы.
Предмет исследования – развитие и реформирование государственной службы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и принципы государственной службы;
определить классификацию государственных должностей;
исследовать концепцию государственного служащего;
сформировать административно - правовое положение государственного служащего;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития государственной службы в России……………....5
Глава 2. Основы государственной службы в РФ
2.1. Понятие, принципы и виды государственной службы……….........10
2.2. Классификация должностей государственной службы……………17
Глава 3. Понятие и административно - правовой статус государственного служащего
3.1. Понятие государственного служащего……………………………..22
3.2. Административно – правовой статус государственного
служащего………………………………………………………………....24
Глава 4. Особенности и проблемы государственной службы в Российской Федерации………………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

gosudarstvennaya_sluzhba_i_administrativnopravovoi_status_go.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

Между должностями и группами Законом № 79-ФЗ проводятся определенные взаимосвязи. Так, например, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, включаются в соответствующие реестры должностей гражданской службы. Порядок введения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего как реестр должностей федеральной гражданской службы, так и реестр должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации, утверждается указом Президента Российской Федерации (ст. 10 Закона №79-ФЗ).

С учетом состава денежного содержания гражданского служащего в качестве не только морального, но и материального стимула представляется возможным рассматривать предусмотренную ст. 11 Закона №79-ФЗ возможность присвоения государственным служащим классных чинов гражданской службы исходя из двух основных критериев, которыми являются:

а) замещаемая должность в пределах группы должностей гражданской службы;

б) результаты квалификационного экзамена (для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы без ограничения срока полномочий).

Классные чины присваиваются в зависимости от группы должности следующим образом (ст. 11 Закона №79-ФЗ):

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Вопрос о том, кем присваивается классный чин государственной службы, также зависит от группы должности. Классный чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, присваиваются представителем нанимателя. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 13 Закона №58-ФЗ установлено, что непосредственно порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, их соотношения с воинскими и специальными званиями, классными чинами правоохранительной службы, а также с классными чинами гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Должности государственных служащих и получаемые ими классные чины непосредственно зависят от стажа их деятельности. Вопросы исчисления стажа (общей продолжительности) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определения продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений в связи с безупречной и эффективной гражданской службой регулируются п. 1 ст. 14 Закона №58-ФЗ.

Таким образом, в данном вопросе рассмотрены государственные должности и их классификация. Также были отмечены и перечислены нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.

 

 

Глава 3. Понятие и административно - правовой статус государственного служащего

3.1. Понятие государственного служащего

Согласно статье 10 Закона № 58-ФЗ Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Законодательством установленные требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего. Государственным служащим может стать гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, если иное не установлено федеральным законом, получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий установленные федеральными законами ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном (служебном) регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей12. 

В целом можно выделить сущностные черты государственного служащего. 

1. Гражданин РФ. Не допускаются к госслужбе иностранные граждане, лица без гражданства, с двойным гражданством (исключение - их доступ прямо урегулирован на взаимной основе межгосударственным соглашением).

2. Исполняющий обязанности по государственной должности, т.е. установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного госоргана, с денежным содержанием и ответственностью за результаты своей деятельности.

3. Исполняющий не любую государственную должность, а должность, отнесенную к государственной службе (категории Б и В). Перечень этих должностей дан в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденном Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33, в реестрах субъектов РФ.

4. Государственные должности устанавливаются только в органах государственной власти и управления, а поэтому не являются госслужащими граждане, занимающие должности в государственных предприятиях, учреждениях, организациях. Также не являются госслужащими лица, работавшие в госорганах, если они занимают должности, предусмотренные штатным расписанием госоргана в целях технического обеспечения его работы, но не внесенные в Реестр государственных должностей (персонал госоргана).

Исполнение госслужбы независимо от ее вида предполагает вступление госслужащего в определенного рода правовые отношения:

  • с госорганом по поводу своей профессиональной (трудовой) деятельности;
  • с третьими лицами, организациями или гражданами в связи с исполнением государственно-властных полномочий (издание соответствующих указаний и распоряжений, принятие решений, обязательных для третьих лиц и др.);
  • отношения по поводу осуществления профессионального служения возникают в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением (в правовой литературе их именуют "внутренними" отношениями), регулируются нормами административно-служебного права. 13

3.2. Административно – правовой статус государственного служащего

В настоящее время в России нет пока единого правового акта, который бы устанавливал административно-правовой статус государственного служащего в целостном комплексе норм.

   Поиск ученых ведется  в различных направлениях. Одни  юристы (Г.В. Мальцев, Н.В. Витрук, Н.И. Матузов и др.) рассматривают административно-правовой статус госслужащего широко, объединяя в это понятие гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и соответственно права и обязанности. Другие сводят административно-правовой статус госслужащего к совокупности прав и обязанностей.

   В общих чертах  права и обязанности субъектов  госслужбы обозначены в том же базовом законе "О системе государственной службы Российской Федерации". Административно-правовой статус государственных служащих характеризуется тем, что:

  • их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;
  • деятельность госслужащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;
  • служебные права и обязанности госслужащих находятся в органическом единстве: права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности - правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;
  • законные предписания и требования госслужащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;
  • госслужащие имеют право на продвижение по службе, т.е. служебную карьеру. Порядок продвижения регламентируется нормативными актами;
  • предусмотрены ограничения общегражданских прав госслужащих в целях эффективности служебной деятельности;
  • для госслужащих предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

   Правовой статус  госслужащих характеризуется: а) общегражданскими  правами и обязанностями; б) обязанностями  и правами по занимаемой государственной должности.

 

Основные права государственного гражданского служащего закреплены в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ. К таковым относятся:

  • обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критерии оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • защиту сведений о гражданском служащем;
  • должностной рост на конкурсной основе;
  • профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • членство в профессиональном союзе;
  • рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • проведение по его заявлению служебной проверки;
  • защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Информация о работе Особенности и проблемы государственной службы в Российской Федерации