К основным обязанностям
государственного гражданского служащего
в соответствии с Федеральным законом
«О государственной гражданской службе
Российской Федерации» от 27 июля 2004 года
№79-ФЗ (ст. 15) относятся:
- соблюдать Конституцию Российской
Федерации, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, конституции
(уставы), законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации
и обеспечивать их исполнение;
- исполнять должностные обязанности
в соответствии с должностным регламентом;
- исполнять поручения соответствующих
руководителей, данные в пределах их полномочий,
установленных законодательством Российской
Федерации;
- соблюдать при исполнении должностных
обязанностей права и законные интересы
граждан и организаций;
- соблюдать служебный распорядок
государственного органа;
- поддерживать уровень квалификации,
необходимый для надлежащего исполнения
должностных обязанностей;
- не разглашать сведения, составляющие
государственную и иную охраняемую федеральным
законом тайну, а также сведения, ставшие
ему известными в связи с исполнением
должностных обязанностей, в том числе
сведения, касающиеся частной жизни и
здоровья граждан или затрагивающие их
честь и достоинство;
- беречь государственное имущество,
в том числе предоставленное ему для исполнения
должностных обязанностей;
- представлять в установленном
порядке предусмотренные федеральным
законом сведения о себе и членах своей
семьи, а также сведения о полученных им
доходах и принадлежащем ему на праве
собственности имуществе, являющихся
объектами налогообложения, об обязательствах
имущественного характера (сведения о
доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера);
- сообщать о выходе из гражданства
Российской Федерации или о приобретении
гражданства другого государства в день
выхода из гражданства Российской Федерации
или в день приобретения гражданства другого
государства;
- соблюдать ограничения, выполнять
обязательства и требования к служебному
поведению, не нарушать запреты, которые
установлены настоящим Федеральным законом
и другими федеральными законами;
- сообщать представителю нанимателя
о личной заинтересованности при исполнении
должностных обязанностей, которая может
привести к конфликту интересов, принимать
меры по предотвращению такого конфликта.
Законодательство субъектов
РФ, регламентирующее деятельность государственных
служащих гражданской службы, в вопросах
прав и обязанностей опирается на федеральное
законодательство.
В связи с прохождением гражданской
службы гражданскому служащему
запрещается:
- участвовать на платной основе
в деятельности органа управления коммерческой
организацией, за исключением случаев,
установленных федеральным законом;
- замещать должность гражданской
службы в случае:
а) избрания или назначения
на государственную должность, за исключением
случая, установленного частью второй
статьи 6 Федерального конституционного
закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О
Правительстве Российской Федерации";
б) избрания на выборную должность
в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую
выборную должность в органе профессионального
союза, в том числе в выборном органе первичной
профсоюзной организации, созданной в
государственном органе;
- осуществлять предпринимательскую
деятельность;
- приобретать в случаях, установленных
федеральным законом, ценные бумаги, по
которым может быть получен доход;
- быть поверенным или представителем
по делам третьих лиц в государственном
органе, в котором он замещает должность
гражданской службы, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным законом и другими
федеральными законами;
- получать в связи с исполнением
должностных обязанностей вознаграждения
от физических и юридических лиц (подарки,
денежное вознаграждение, ссуды, услуги,
оплату развлечений, отдыха, транспортных
расходов и иные вознаграждения). Подарки,
полученные гражданским служащим в связи
с протокольными мероприятиями, со служебными
командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются
соответственно федеральной собственностью
и собственностью субъекта Российской
Федерации и передаются гражданским служащим
по акту в государственный орган, в котором
он замещает должность гражданской службы,
за исключением случаев, установленных
Гражданским кодексом Российской Федерации.
Гражданский служащий, сдавший подарок,
полученный им в связи с протокольным
мероприятием, служебной командировкой
или другим официальным мероприятием,
может его выкупить в порядке, устанавливаемом
нормативными правовыми актами Российской
Федерации (в ред. Федерального закона
от 25.12.2008 N 280-ФЗ);
- выезжать в связи с исполнением
должностных обязанностей за пределы
территории Российской Федерации за счет
средств физических и юридических лиц,
за исключением служебных командировок,
осуществляемых в соответствии с международными
договорами Российской Федерации или
на взаимной основе по договоренности
между федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и государственными
органами других государств, международными
и иностранными организациями;
- использовать в целях, не связанных
с исполнением должностных обязанностей,
средства материально-технического и
иного обеспечения, другое государственное
имущество, а также передавать их другим
лицам;
- разглашать или использовать
в целях, не связанных с гражданской службой,
сведения, отнесенные в соответствии с
федеральным законом к сведениям конфиденциального
характера, или служебную информацию,
ставшие ему известными в связи с исполнением
должностных обязанностей;
- допускать публичные высказывания,
суждения и оценки, в том числе в средствах
массовой информации, в отношении деятельности
государственных органов, их руководителей,
включая решения вышестоящего государственного
органа либо государственного органа,
в котором гражданский служащий замещает
должность гражданской службы, если это
не входит в его должностные обязанности;
- принимать без письменного
разрешения представителя нанимателя
награды, почетные и специальные звания
(за исключением научных) иностранных
государств, международных организаций,
а также политических партий, других общественных
объединений и религиозных объединений,
если в его должностные обязанности входит
взаимодействие с указанными организациями
и объединениями;
- использовать преимущества
должностного положения для предвыборной
агитации, а также для агитации по вопросам
референдума;
- использовать должностные полномочия
в интересах политических партий, других
общественных объединений, религиозных
объединений и иных организаций, а также
публично выражать отношение к указанным
объединениям и организациям в качестве
гражданского служащего, если это не входит
в его должностные обязанности;
- создавать в государственных
органах структуры политических партий,
других общественных объединений (за исключением
профессиональных союзов, ветеранских
и иных органов общественной самодеятельности)
и религиозных объединений или способствовать
созданию указанных структур;
- прекращать исполнение должностных
обязанностей в целях урегулирования
служебного спора;
- входить в состав органов управления,
попечительских или наблюдательных советов,
иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций
и действующих на территории Российской
Федерации их структурных подразделений,
если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации или законодательством
Российской Федерации (п. 16 введен Федеральным
законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ);
- заниматься без письменного
разрешения представителя нанимателя
оплачиваемой деятельностью, финансируемой
исключительно за счет средств иностранных
государств, международных и иностранных
организаций, иностранных граждан и лиц
без гражданства, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации
или законодательством Российской Федерации
(п. 17 введен Федеральным законом от 02.03.2007
N 24-ФЗ).
В случае если, владение
гражданским служащим приносящими
доход ценными бумагами, акциями
(долями участия в уставных
капиталах организаций) может привести
к конфликту интересов, он обязан
передать принадлежащие ему указанные
ценные бумаги, акции (доли участия
в уставных капиталах организаций)
в доверительное управление в
соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации.
Глава 4.Особенности
и проблемы государственной службы в Российской
Федерации
Состояние государственной
службы Российской Федерации характеризуется
значительным количеством накопившихся
проблем и противоречий, связанных со
становлением государственности Российской
Федерации и гражданского общества, переходным
состоянием экономики, в том числе:
- отсутствием целостной системы
государственной службы (государственная
служба осуществляется как служба в отдельном
государственном органе на федеральном
уровне и на уровне субъекта Российской
Федерации);
- отсутствием общего (рамочного)
законодательного регулирования государственной
службы в целом, а также прямого законодательного
регулирования различных видов государственной
службы, противоречивостью законодательства;
- низкой эффективностью государственных
органов и государственных служащих и
недоверием к ним граждан;
- снижением престижности государственной
службы и авторитета государственных
служащих;
- неэффективностью кадровой
политики на государственной службе, выражающейся
в высокой текучести кадров, в том числе
вследствие частых изменений структуры
органов исполнительной власти, а также
структуры аппаратов государственных
органов;
- в отсутствии механизма перевода
государственного служащего из федерального
государственного органа или государственного
органа субъекта Российской Федерации
или вида государственной службы в другой с сохранением его статуса;
- в недостаточном уровне профессионализма
государственных служащих и несовершенстве
системы их профессиональной подготовки,
переподготовки и повышении квалификации;
- слабой разработанностью и
неэффективностью механизмов профилактики
и борьбы с коррупцией, а также правовых
и организационных мер контроля со стороны
гражданского общества за деятельностью
государственных органов;
- неопределенностью статуса
государственных служащих отдельных видов
государственной службы;
- несоответствием социального
положения государственного служащего
характеру возлагаемых на него ответственности
и ограничений;
- отсутствием унификации основных
гарантий государственных служащих различных
уровней и видов государственной службы
и в ряде случаев декларативным характером
этих гарантий;
- отсутствием системы управления
государственной службой Российской Федерации;
- неупорядоченностью внутренней
организации государственной службы,
отсутствием надлежащей регламентации
деятельности государственных органов
и государственных служащих, способствующих
коррупции, злоупотреблениям, бюрократизации
отношений между государственными органами,
структурными подразделениями государственного
органа, а также государственных органов
с гражданами и структурами гражданского
общества;
- не разработанностью механизмов
взаимосвязи государственной службы с
муниципальной службой.
Нерешенные проблемы государственной
службы являются причиной ее низкой эффективности,
недостаточной гибкости и приспособленности
к решению задач развития гражданского
общества и рыночной экономики, невосприимчивости
к новым методам и формам организации,
планирования, ресурсного обеспечения
государственных органов и стимулирования
профессиональной деятельности государственных
служащих.
Реформирование системы государственной
службы Российской Федерации является
приоритетным направлением государственной
политики в области государственного
строительства.
Целью реформирования государственной
службы является кардинальное повышение
ее эффективности в интересах развития
гражданского общества и укрепления государства,
содействие экономическому и социальному
прогрессу, повышение доверия граждан
через улучшение качества оказываемых
им государственных услуг, рациональное
использование государственных ресурсов
и улучшение положения государственных
служащих. Реформирование должно обеспечить
создание целостной системы государственной
службы с учетом исторических, культурных,
национальных и иных особенностей Российской
Федерации, а также тенденций мирового
развития.
Реформирование системы государственной
службы при активном участии органов управления
государственной службой предполагает
решение следующих задач:
- приведение системы государственной
службы в соответствие со сложившимися
общественными отношениями, новыми экономическими
условиями;
- определение и утверждение
структуры государственной службы Российской
Федерации;
- создание комплексной нормативной
правовой основы регулирования государственной
службы Российской Федерации на основе
рамочного федерального закона, федеральных
законов прямого действия и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, регулирующих
соответствующие виды государственной
службы;
- разработка эффективных механизмов
кадровой политики на государственной
службе;
- формирование системы государственных
органов по управлению государственной
службой в Российской Федерации;
- упорядочение внутренней организации
государственной службы и деятельности
федерального государственного органа
или государственного органа субъекта
Российской Федерации и государственного
служащего;
- комплексное совершенствование
финансово-экономического и материально-технического
обеспечения государственной службы.14
Укрепление нормативно-правовой
базы государственной службы следует
развивать по пути повышения правового
статуса органов управления государственной
службой и кадровых служб государственных
органов, установления четких правил,
обеспечивающих увязку должностных перемещений
государственных служащих с результатами
труда, обучения и использования полученных
знаний.
Процессы, происходящие в российском
обществе столь стремительны, что наблюдается
недостаточность правовой базы развития
государственной службы, отсутствие достаточно
полного свода законов государственной
службы, как на федеральном, так и на региональном
уровне. Несмотря на многочисленность
нормативных правовых актов, регулирующих
вопросы государственной службы, законодательство
в этой сфере имеет значительные пробелы.
Так в частности, требуют правового регулирования
вопросы прохождения государственной
службы, и прежде всего вопросы, связанные
с проведением квалификационных экзаменов,
присвоением квалификационных разрядов,
определением критериев оценки качества
работы государственного служащего, условиями
продвижения по службе, государственными
гарантиями государственных служащих.
Заключение
Необходимость реформы государственной
службы в России обусловлена потребностями
происходящих в стране экономических
и политических преобразований.
За последние годы проделана
работа, направленная на обеспечение более
эффективного функционирования государственного
аппарата, наработана определенная правовая
база, причем как центром, так и субъектами
Федерации. Однако решение этой задачи
требует еще многих усилий и средств, а
также большой работы над новыми и уже
существующими нормативно-правовыми актами
по вопросам государственной службы, в
том числе и по вопросам управления государственной
службой.
В данной курсовой работе мной
была подробно рассмотрена сущность вопроса
государственной службе в Российской
Федерации, а также административно –
правового статуса госслужащего. В заключении
проделанной работы можно сформулировать
следующие выводы:
1. Правовое регулирование
государственно-служебных процессов
в настоящее время отстает
от темпов развития тенденций
и закономерностей в реформировании
системы государственного управления,
аппарата государства. Государственная
служба представляет собой систему
правоотношений, которые регулируются
не только административно-правовыми
нормами, но и нормами других
отраслей права: международного, конституционного,
муниципального, трудового, финансового,
гражданского, уголовного. К сожалению,
нормативно-правовая база, регулирующая
порядок прохождения государственной
службы на федеральном, а следовательно
и на региональном уровне, не совершенна
и требует доработки. Важный этап в реформировании
государственной службы России ознаменован
принятием федеральной программы "Реформирование
и развитие системы государственной службы
Российской Федерации (2009 - 2013 годы)",которая
находится в процессе реализации по сей
день и итогом которой планируется
общее совершенствование функционирования
государственной службы в стране и внедрение
новых организационных и правовых механизмов.