Особенности и проблемы государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования будет являться институт государственной службы.
Предмет исследования – развитие и реформирование государственной службы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и принципы государственной службы;
определить классификацию государственных должностей;
исследовать концепцию государственного служащего;
сформировать административно - правовое положение государственного служащего;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития государственной службы в России……………....5
Глава 2. Основы государственной службы в РФ
2.1. Понятие, принципы и виды государственной службы……….........10
2.2. Классификация должностей государственной службы……………17
Глава 3. Понятие и административно - правовой статус государственного служащего
3.1. Понятие государственного служащего……………………………..22
3.2. Административно – правовой статус государственного
служащего………………………………………………………………....24
Глава 4. Особенности и проблемы государственной службы в Российской Федерации………………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список……………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

gosudarstvennaya_sluzhba_i_administrativnopravovoi_status_go.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

К основным обязанностям государственного гражданского служащего в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ (ст. 15) относятся:

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  • исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
  • сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Законодательство субъектов РФ, регламентирующее деятельность государственных служащих гражданской службы, в вопросах прав и обязанностей опирается на федеральное законодательство.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

  • участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ);
  • выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
  • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  • создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (п. 16 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ);
  • заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (п. 17 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ).

 В случае если, владение  гражданским служащим приносящими  доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных  капиталах организаций) может привести  к конфликту интересов, он обязан  передать принадлежащие ему указанные  ценные бумаги, акции (доли участия  в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в  соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.Особенности и проблемы государственной службы в Российской Федерации

Состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется значительным количеством накопившихся проблем и противоречий, связанных со становлением государственности Российской Федерации и гражданского общества, переходным состоянием экономики, в том числе:

    • отсутствием целостной системы государственной службы (государственная служба осуществляется как служба в отдельном государственном органе на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации);
    • отсутствием общего (рамочного) законодательного регулирования государственной службы в целом, а также прямого законодательного регулирования различных видов государственной службы, противоречивостью законодательства;
    • низкой эффективностью государственных органов и государственных служащих и недоверием к ним граждан;
    • снижением престижности государственной службы и авторитета государственных служащих;
    • неэффективностью кадровой политики на государственной службе, выражающейся в высокой текучести кадров, в том числе вследствие частых изменений структуры органов исполнительной власти, а также структуры аппаратов государственных органов;
    • в отсутствии механизма перевода государственного служащего из федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации или вида государственной службы в другой с сохранением его статуса;
    • в недостаточном уровне профессионализма государственных служащих и несовершенстве системы их профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации;
    • слабой разработанностью и неэффективностью механизмов профилактики и борьбы с коррупцией, а также правовых и организационных мер контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов;
    • неопределенностью статуса государственных служащих отдельных видов государственной службы;
    • несоответствием социального положения государственного служащего характеру возлагаемых на него ответственности и ограничений;
    • отсутствием унификации основных гарантий государственных служащих различных уровней и видов государственной службы и в ряде случаев декларативным характером этих гарантий;
    • отсутствием системы управления государственной службой Российской Федерации;
    • неупорядоченностью внутренней организации государственной службы, отсутствием надлежащей регламентации деятельности государственных органов и государственных служащих, способствующих коррупции, злоупотреблениям, бюрократизации отношений между государственными органами, структурными подразделениями государственного органа, а также государственных органов с гражданами и структурами гражданского общества;
    • не разработанностью механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.

Нерешенные проблемы государственной службы являются причиной ее низкой эффективности, недостаточной гибкости и приспособленности к решению задач развития гражданского общества и рыночной экономики, невосприимчивости к новым методам и формам организации, планирования, ресурсного обеспечения государственных органов и стимулирования профессиональной деятельности государственных служащих.

Реформирование системы государственной службы Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики в области государственного строительства.

Целью реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому и социальному прогрессу, повышение доверия граждан через улучшение качества оказываемых им государственных услуг, рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положения государственных служащих. Реформирование должно обеспечить создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации, а также тенденций мирового развития.

Реформирование системы государственной службы при активном участии органов управления государственной службой предполагает решение следующих задач:

    • приведение системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями;
    • определение и утверждение структуры государственной службы Российской Федерации;
    • создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации на основе рамочного федерального закона, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие виды государственной службы;
    • разработка эффективных механизмов кадровой политики на государственной службе;
    • формирование системы государственных органов по управлению государственной службой в Российской Федерации;
    • упорядочение внутренней организации государственной службы и деятельности федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации и государственного служащего;
    • комплексное совершенствование финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы.14

Укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.

Процессы, происходящие в российском обществе столь стремительны, что наблюдается недостаточность правовой базы развития государственной службы, отсутствие достаточно полного свода законов государственной службы, как на федеральном, так и на региональном уровне. Несмотря на многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, законодательство в этой сфере имеет значительные пробелы. Так в частности, требуют правового регулирования вопросы прохождения государственной службы, и прежде всего вопросы, связанные с проведением квалификационных экзаменов, присвоением квалификационных разрядов, определением критериев оценки качества работы государственного служащего, условиями продвижения по службе, государственными гарантиями государственных служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Необходимость реформы государственной службы в России обусловлена потребностями происходящих в стране экономических и политических преобразований.

За последние годы проделана работа, направленная на обеспечение более эффективного функционирования государственного аппарата, наработана определенная правовая база, причем как центром, так и субъектами Федерации. Однако решение этой задачи требует еще многих усилий и средств, а также большой работы над новыми и уже существующими нормативно-правовыми актами по вопросам государственной службы, в том числе и по вопросам управления государственной службой.

В данной курсовой работе мной была подробно рассмотрена сущность вопроса государственной службе в Российской Федерации, а также административно – правового статуса госслужащего. В заключении проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:

1. Правовое регулирование  государственно-служебных процессов  в настоящее время отстает  от темпов развития тенденций  и закономерностей в реформировании  системы государственного управления, аппарата государства. Государственная  служба представляет собой систему  правоотношений, которые регулируются  не только административно-правовыми  нормами, но и нормами других  отраслей права: международного, конституционного, муниципального, трудового, финансового, гражданского, уголовного. К сожалению, нормативно-правовая база, регулирующая  порядок прохождения государственной  службы на федеральном, а следовательно и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки. Важный этап в реформировании государственной службы России ознаменован принятием федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)",которая находится в процессе реализации по сей день и  итогом которой планируется общее совершенствование функционирования государственной службы в стране и внедрение новых организационных и правовых механизмов.

Информация о работе Особенности и проблемы государственной службы в Российской Федерации