Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:42, курсовая работа
Цель данного исследования – анализ правовой природы административной ответственности за нарушение валютного законодательства России на основе существующих норм права, а также конкретных судебных прецедентов.
Для претворения ее в жизнь необходимо решить следующие задачи: дать определение данному виду административной ответственности, выявить ее особенности, а также основания привлечения к ней, проанализировать основные трудности в применении норм, регулирующих изучаемое явление.
Объект изучения – административная ответственность за нарушение валютного законодательства.
Введение 3
Глава 1. Общие положения об административной ответственности за нарушение валютного законодательства 5
Глава 2. Особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства 13
2.1. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ 13
2.2. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ 17
2.3. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 15.25 КоАП РФ 18
2.4. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ 19
2.5. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ 21
2.6. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ 25
2.7. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч. 7 ст. 15.25 КоАП РФ 26
Заключение 27
Список источников и литературы 29
В соответствии с ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, рассматриваются органами валютного контроля. От имени указанных органов рассматривать дела вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля. В статье 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено следующее в отношении органов и агентов валютного контроля:
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Что касается процедуры привлечения к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ, то ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Таким образом, ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику данных правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации [21, c. 23]. Ответственность за нарушение валютного законодательства сопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения норм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которые являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов. Кроме того, ответственность за нарушения валютного законодательства влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.
КоАП РФ содержит семь составов административных правонарушений в сфере валютного законодательства, закрепленные в статье 15.25.
Проанализируем особенности и выявим проблемы привлечения к административной ответственности правонарушителей по каждому из них.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты [17, c. 255].
Понятие валютной операции дано в п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютные операции - это:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
Законом предусмотрены жесткие требования к валютным операциям, которые зависят от субъектного состава лиц, их совершающих. При этом очень важно отметить, что с 1 января 2007 года значительная часть запрещенных до этого момента операций были легализованы.
Статья 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает требования к осуществлению валютных операций резидентами. В связи с этим участие в расчетах с резидентами нерезидентов нарушением Закона со стороны последних не является. Вместе с тем при доказывании наличия вины резидента в нарушении положений ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» необходимо установить, что субъект правонарушения знал или должен был и мог знать, что он осуществляет валютную операцию с нерезидентом [14, c. 301].
При выявлении достаточных данных, указывающих на совершение резидентами незаконных расчетов в наличной валюте на территории Российской Федерации, должностным лицам уполномоченных органов следует возбуждать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса в случае, если указанные расчеты проведены по возмездным договорам между резидентами и нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации. В иных случаях информация о таких расчетах подлежит передаче в Росфиннадзор.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию.
В случае вывоза физическим лицом с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей 10 тысяч долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию, вывоз валюты квалифицируется по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством Российской Федерации.
Интересными представляются выводы, содержащиеся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 г. N 1644/06, вынесенному по следующему делу. Предприниматель Зукеев С.Н. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (далее - управление) от 17.06.2005 года о назначении наказания по делу об административном правонарушении. В качестве объективной стороны состава административного правонарушения предпринимателю вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в оплате наличными денежными средствами в иностранной валюте в сумме 460000 казахских тенге (эквивалентной 98712 рублям 32 копейкам) охлажденной рыбы, приобретенной по контракту от 14.12.2004 N 6 у производственного кооператива им. Амангельды (Казахстан) и ввезенной на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10311040/171204/0002528.
Согласно части 3 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением ряда валютных операций, осуществляемых в соответствии с Законом.
Частью 3 статьи 15 Закона предусмотрено, что физические лица-резиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 тысяч долларов США или не превышающей этой суммы. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей согласно подпункту «г» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона относится к валютным операциям.
Указанные правовые положения означают, что легальный вывоз физическим лицом-резидентом иностранной валюты с территории Российской Федерации предполагает право ее свободного использования за пределами Российской Федерации в законных целях.
Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи 14 Закона в совокупности с положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из Российской Федерации с соблюдением требований Закона.
Таким образом, Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было решено, что совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты вправе без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом с 1 января 2007 года об открытии или закрытии счетов, открытых во всех банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, резиденты обязаны в месячный срок со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) уведомлять налоговые органы по месту своего учета в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России.