Ответственность за административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны.

Файлы: 1 файл

Курсовая.Ответственность за административные правонарушения.docx

— 65.94 Кб (Скачать файл)

Введение

Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место  занимают административные способы  борьбы, в том числе привлечение  к административной ответственности  лиц, совершающих административные правонарушения.

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта  тенденция стала проявляться  еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность.

Сегодня административная ответственность  лежит в основе взаимоотношений  гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без  ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства  в целом, достижение процветания  общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.

Под нормативным  основанием в административном праве  принимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и  принимается административная ответственность.

Нормативные основы административной ответственности  являются:

  • Законы – Конституция РФ, Кодекс РФ об Административных Правонарушениях, Законы, вносящие изменения и дополнения в Кодексы и другие Законы, Законы субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность граждан (Закон Кемеровской Области об административных правонарушениях);
  • Подзаконные акты – постановления глав администраций.
  • В 2002 году административное право претерпело ряд изменений к и многие другие отрасли права. Это сказалось в первую очередь на том, что с 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях, в котором более ужесточены санкции за административные правонарушения (за мелкое хулиганство по старому Кодексу максимальный штраф составлял в пределах 0,5 минимального размера оплаты труда, в новом Кодексе – 15 минимальных размеров оплаты труда).

             Проблема административной ответственности,  безусловно, является актуальной  в настоящее время в России. До сих пор не принято четкое  определение административной ответственности,  также не полностью раскрыты  принципы и методы реализации  ответственности, сущность ответственности  не только граждан перед государством, но и государства перед гражданами. Особо следует сказать о проблемах,  связанных с определением ответственности  юридических лиц. Множество коммерческих предприятий не имеют, в отличие от государственных, четкой структуры управления или скрывают ее. Как следствие, возникают трудности при разрешении конфликтов с законом и выяснении сфер компетенции сотрудников, без чего весьма затруднено привлечение к ответственности непосредственных виновников правонарушений.

 

В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации. Целью работы является выявление проблем ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности.

1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

 

1.1 Понятие и признаки  административной ответственности

Понятие административной ответственности

Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным  лицом административного взыскания  к лицу, совершившему правонарушение.1 Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности»2.

Административная ответственность  также философско-социологическое  понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое  содержание ответственности не может  быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление  административно-правовой обязанности  возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность поэтому можно охарактеризовать также как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»3.

Административная ответственность  носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение  служащих органов управления и граждан  зависит от уровня их правосознания  интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные  и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

Признаки юридической  ответственности

Поскольку административная ответственность  представляет собой вид юридической  ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Как вид юридической ответственности  административная ответственность  обладает следующими признаками:

  • представляет собой меру государственного воздействия;
  • наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
  • применяется компетентными органами и должностными лицами;
  • состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
  • применяемые санкции строго определены законом.

В то же время административная ответственность  обладает следующими характерными чертами.

Признаки административной ответственности

  • административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;
  • административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях;
  • основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения;
  • к административной ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты (физические лица и коллективные образования), так и юридические лица;
  • мерой юридической ответственности, предусмотренной за административное правонарушение, является административное наказание;
  • административные наказания (взыскания) применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями);
  • административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;
  • применение административного наказания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание только в течение установленного срока;
  • дела об административной ответственности рассматриваются и административные наказания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядок привлечения к административной ответственности.

Вышеуказанные черты позволяют  отличить административную ответственность  от других видов юридической ответственности (уголовная, дисциплинарная, материальная и др.), поэтому институт административной ответственности занимает особое место  в системе юридической ответственности  и имеет свой специфический состав и принципы.

 

Причины административной ответственности

Административная ответственность  базируется на следующих причинах:

  • законность;
  • целесообразность ответственности;
  • ответственность за вину;
  • неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;
  • индивидуализация мер ответственности;
  • гуманизм;
  • гласность.4

 

1.2. Основания административной ответственности

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

  • нормативное: систему норм, регулирующих ее;
  • фактическое: деяния конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);
  • процессуальное: акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для наступления реальной ответственности  необходимо, чтобы были все три  основания и именно в такой  последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом порядке вправе определить взыскание за административное правонарушение.5

 

2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ  КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

2.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Фактическим основанием для наступления  административной ответственности  является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное правонарушение.

Понятие административного правонарушения

Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Действие  в данном случае представляет собой акт активного противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода); воспрепятствование должностным лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли).

Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Нередко одни и те же обязанности могут  быть нарушены как действием, так  и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

Признаки административного правонарушения

Основными конститутивными признаками административного правонарушения являются:

  • антиобщественный характер;
  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость деяния;
  • административная ответственность.

Исходным в характеристике указанных  признаков является понятие деяния. Это акт волевого поведения. По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, обществу и государству. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Кроме административного могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Административное правонарушение – это деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемых административными наказаниями. Таким образом, деяние, не являющееся противоправным не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Виновность деяние означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для гражданина. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Компетентные государственные органы, однако, вправе ограничиться устным замечанием, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к данному лицу целесообразно применять меру общественного воздействия.

Информация о работе Ответственность за административные правонарушения