Ответственность за административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны.

Файлы: 1 файл

Курсовая.Ответственность за административные правонарушения.docx

— 65.94 Кб (Скачать файл)

Разумеется, административным, как  и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа взыскание обращается на его имущество).

Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются  той особенностью, что их назначает  широкий круг государственных органов  и должностных лиц. Административные наказания применяются единолично должностными лицами органов исполнительной власти и судами (судьями). С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте). 13

Применение административного  наказания влечет для лица состояние  административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о назначении административного наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

Применение административного  наказания в случае рецидива административного  правонарушения влечет наступление  юридических последствий двух видов:

  • рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность;
  • рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

3.2. Принципы назначения административного наказания

Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют следующие  принципы:

  • равенства перед законом,
  • презумпции невиновности,
  • законности,
  • индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства  перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.14

Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

  • в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;
  • в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;
  • за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;
  • назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;
  • законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.15

Особую роль при назначении обоснованного  и справедливого административного  наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело, также могут признать смягчающими  обстоятельства, не указанные в Кодексе  или законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность  за административное правонарушение, признаются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое юридическое лицо уже подвергалось административному наказанию;
  • совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Данные  обстоятельства не могут учитываться  как отягчающие в случае, если они  предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного  правонарушения. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело, в зависимости от характера  совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

  Акты, смягчающие или отменяющие  ответственность за административные  правонарушения, имеют обратную  силу, то есть распространяются  и на правонарушения, совершенные  до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие  ответственность за административные  правонарушения, обратной силы не  имеют.16

3.3. Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие  административные взыскания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета  административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.17

Административные взыскания подразделяются на взыскания, которые могут применяться  только в качестве основных, и на взыскания, которые могут применяться  в качестве как основных, так и  дополнительных взысканий.

В качестве как основных, так и  дополнительных административных взысканий  могут применяться:

  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета  административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административное выдворение.

Прочие административные взыскания  могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено либо одно основное, либо одно основное плюс одно дополнительное взыскание. 18

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме или (в предусмотренных законодательством случаях) оформляется иным установленным способом. Предупреждение влечет за собой такие же юридические последствия, как и прочие основные административные взыскания. В частности, предупреждение может иметь значение для квалификации правонарушения как повторного, то есть, если лицо, получившее предупреждение за административное правонарушение, в течение года со дня его получения совершит новое административное правонарушение, то наличие предупреждения явится основанием для применения более строго административного взыскания за новое правонарушение.

Устное предупреждение и устное замечание не являются административным взысканием и не влекут отрицательных  правовых последствий.

Наиболее распространенным административным взысканием, предусмотренным почти  за все виды административных правонарушений, является штраф.

Штраф - это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

Штраф выражается в величине, кратной  одной из следующих величин:

  • минимальному размеру месячной оплаты труда (взятому без учета районных коэффициентов), установленному законодательством на момент окончания или пресечения административного правонарушения (в дальнейшем обозначается как МРОТ);
  • стоимости предмета административного правонарушения не момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • сумме неуплаченных налогов, подлежащих оплате, либо сумме незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Штраф может быть установлен в пределах:

    • для граждан – до 25 МРОТ;
    • для должностных лиц – до 50 МРОТ;
    • для юридических лиц – до 1000 МРОТ.

В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие  предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета, то есть возмездное изъятие в качестве административного взыскания может быть применено только к предмету, явившемуся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Лишение физического  лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое  или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса. Лишение специального права назначается судьей на срок не менее 1 месяца и не более 2 лет.

Административный  арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток.

Административное  выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Информация о работе Ответственность за административные правонарушения