Ответственность за административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны.

Файлы: 1 файл

Курсовая.Ответственность за административные правонарушения.docx

— 65.94 Кб (Скачать файл)

Административный  проступок

Административная  ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Поэтому здесь уместно обратить внимание на различие между данным выше понятием административного проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ).6 Главная отличительная черта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения. Но, по существу, административный проступок также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому при решении вопроса об отнесении правонарушения к административному проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ соответствующих положений административного и уголовного законодательств.7

2.2. Освобождение от административной ответственности

Не  подлежит административной ответственности:

  • лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;
  • лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей  личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами;
  • лицо, которое во время совершения противоправных действий  (бездействия) находилось в состоянии невменяемости.

С учетом конкретных обстоятельств дела и  данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением  к нему меры воздействия, предусмотренной  федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних.

При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение.8

2.3. Состав административного правонарушения

Для понимания сущности административного  правонарушения необходимо определить юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.

Состав – совокупность признаков, установленных нормой административного права, наличие которых может повлечь административную ответственность, так как все признаки состава, закрепленные в норме административного права, становятся обязательными и отсутствие в фактически совершенном деянии одного из указанных в правовой форме признаков состава означает, что лицо не совершило проступка, предусмотренного данной нормой.

Все признаки состава делятся на:

  • объективные – объект, объективная сторона;
  • субъективные – субъект, субъективная сторона.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

По особенностям конструкции выделяются следующие  виды составов:

  1. Материальные и формальные.

Материальные – составы, в которых  содержится признак наступления  вредных материальных последствий  совершенного деяния или описывается  деяние, обязательно влекущее наступление  вредных последствий, хотя последствия  законом не называются. Материальный состав определяется для правильной квалификации правонарушения и для  того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Формальные – составы, в которых  не признака наступления вредных  материальных последствий.

  1. Простые и квалифицированные.

Простые составы устанавливают  административную ответственность  за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

  1. Однозначные и альтернативные.

В однозначных составах описывается  одно противоправное деяние, за которое  устанавливается административная ответственность.

В альтернативных составах описывается  два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением  признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу.9

Состав правонарушения включают в себя следующие элементы:

  • объект,
  • объективная сторона,
  • субъект,
  • субъективная сторона.

Объект правонарушения

Объектом правонарушения является общественное отношение, которое охраняется административным правом

Формы выражения качественных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность принципы и правила хозяйствования, общественный порядок и т.д.

В теории административного права  выделяется 3 вида объектов:

  1. Общий объект – вся совокупность общественных отношений, охраняемые нормами административного права.
  2. Родовой объект – признается группа однородных близких по содержанию общественных отношений составляющих часть общего объекта. Родовые объекты указываются в названиях глав особенной части II раздела КоАП РФ (пр.: глава 11 “Административные правонарушения на транспорте”). Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.
  3. Непосредственный объект – каждый отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению. Данное конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, будет являться непосредственно объектом правонарушения (пр.: ст. 11.7 “Нарушение правил плавания”).

Объективная сторона правонарушения

Объективная сторона проступка – это деяние, выражающееся в нарушении установленных  административно-правовыми нормами  правил.

Наличие объективной стороны административного  правонарушения законодатель во многих случаях становит в зависимость  от времени, места, способа, характере  совершенного деяния, наступивших его  вредных последствий, совершения противоправного  деяния в прошлом, его систематичности.10

Содержание объективной стороны  может включать следующий характер действия или бездействия:

  • неоднократность – совершение двух или более однородных административных правонарушений;
  • повторность – совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному наказанию;
  • длящееся правонарушение - деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности, является единственным независимо от продолжительности.

Различие  длящегося и продолжаемого правонарушения заключаются в том, что продолжаемый поступок – это несколько действий, каждое из которых является проступком, как правило, они объединены умыслом.

Субъект правонарушения

Субъект административного правонарушения – в ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 – летнего возраста, в ст. 2.8 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит административной ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются общими признаками субъекта административной ответственности. Гражданин, обладающий данными признаками, является общим субъектом административной ответственности.11

Принято различать два вида субъектов  административного правонарушения:

  1. Индивидуальный – граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.
  2. Коллективный – юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение, например, организации.

В 2001 г. КоАП впервые закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. В последние годы было принято много законодательных актов об административной ответственности юридического лица, но ни в одном из них юридическое лицо определялось как субъект правонарушения, а его вина определялась через вину должностного лица. Наличие в КоАП норм об ответственности юридических лиц – результат законодательной практики 90-х годов прошедшего века. Уже с этого времени: «законодатель стал постепенно отказываться от правил о невозможности административной ответственности юридических лиц, вводя различного рода исключения применительно к определенным сферам хозяйственной деятельности»12. Дела об административных правонарушениях с участием юридических лиц стали рассматриваться в арбитражных судах на основании норм специальных законодательных актов (законе о возможном регулировании и возможном контроле, законе РФ «об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 21.12.91 и т.д.).

Существуют два вида признаков субъекта административного правонарушения:

  • Общие - признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности, например, вменяемость, достижение на момент совершения правонарушения 16-летнего возраста;
  • Специальные - признаки, отражающие особенности служебного положения (должностное лицо, водитель автомобиля работник предприятия торговли); прошлое противоправное поведение (лицо, находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности) и иные особенности правового статуса (например, иностранные граждане, военнослужащие).

Субъективная сторона

Субъективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоположному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Административное  правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление либо относилось к ним безразлично.

Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемы казус, или  случай, при котором лицо не несет  ответственности.

 

3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ КАК МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

 

3.1 Понятие и сущность административного наказания

Административное наказание является установленной государством мерой  ответственности за совершение административного  правонарушения и применяется в  целях предупреждения совершения новых  правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического  лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации физического  лица.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных  нормативным актом, предусматривающим  ответственность за совершенное  правонарушение, в точном соответствии с КоАП и законодательными актами субъектов РФ.

 Административные наказания  существенно отличаются от иных  мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью. Только административное наказание является установленной государством, мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний  определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время  особенность правонарушений в сфере  государственного управления состоит  в том, что ими причиняется, как  правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который  обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере  реализации исполнительной власти, носит  наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага. Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

Информация о работе Ответственность за административные правонарушения