глава 1 Понятие и
содержание длящегося правонар-я
глава2 Виды ответственности
за длящиеся правонарушения
глава 3 проблемы
связанные с административной ответственностью
за длящиеся правонарушения
Глава 1ПОнятие и содержание длящегося
правонар-я
http://yaneuch.ru/cat_48/administrativnye-pravonarusheniya-i-administrativnaya-otvetstvennost/11585.652858.page2.html
http://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/-28-2010/5-2010-12-01-13-31-58/-2-8-2010/71-konstruktivnye-priznaki-dlyashhegosya-prestupleniya-
Постановление Пленума ВС №5
от24.03.05
14. Судье следует иметь в виду, что статьей
4.5 КоАП РФ установлены сроки давности
привлечения к административной ответственности,
истечение которых является безусловным
основанием, исключающим производство
по делу об административном правонарушении
(пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При
этом не может быть удовлетворено ходатайство
лица, в отношении которого составлен
протокол об административном правонарушении,
о рассмотрении дела по существу.
Срок давности привлечения к ответственности
исчисляется по общим правилам исчисления
сроков - со дня, следующего за днем совершения
административного правонарушения (за
днем обнаружения правонарушения). В случае
совершения административного правонарушения,
выразившегося в форме бездействия, срок
привлечения к административной ответственности
исчисляется со дня, следующего за последним
днем периода, предоставленного для исполнения
соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при
длящемся административном правонарушении
сроки, предусмотренные частью первой
этой статьи, начинают исчисляться со
дня обнаружения административного правонарушения.
При применении данной нормы судьям необходимо
исходить из того, что длящимся является
такое административное правонарушение
(действие или бездействие), которое выражается
в длительном непрекращающемся невыполнении
или ненадлежащем выполнении предусмотренных
законом обязанностей. При этом следует
учитывать, что такие обязанности могут
быть возложены и иным нормативным правовым
актом, а также правовым актом ненормативного
характера, например представлением прокурора,
предписанием органа (должностного лица),
осуществляющего государственный надзор
(контроль). Невыполнение предусмотренной
названными правовыми актами обязанности
к установленному сроку свидетельствует
о том, что административное правонарушение
не является длящимся. При этом необходимо
иметь в виду, что днем обнаружения длящегося
административного правонарушения считается
день, когда должностное лицо, уполномоченное
составлять протокол об административном
правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной
ответственности за правонарушение, в
отношении которого предусмотренная правовым
актом обязанность не была выполнена к
определенному сроку, начинает течь с
момента наступления указанного срока.
Проверяя соблюдение срока давности
привлечения к административной ответственности,
необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает
единственный случай приостановления
течения этого срока. Таким случаем является
удовлетворение ходатайства лица, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении,
о рассмотрении дела по месту его жительства,
когда время пересылки дела не включается
в срок давности привлечения к административной
ответственности. В силу части 5 статьи
4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается
с момента удовлетворения данного ходатайства
до момента поступления материалов дела
судье, в орган или должностному лицу,
уполномоченным рассматривать дело по
месту жительства лица, в отношении которого
ведется производство по делу.
При удовлетворении ходатайства о рассмотрении
дела по месту жительства этого лица судья
не должен выносить какой-либо процессуальный
документ о приостановлении течения срока
давности привлечения к административной
ответственности, поскольку это не предусмотрено
КоАП РФ.
Проверяя соблюдение срока давности
привлечения к административной ответственности,
следует также учитывать, что КоАП РФ не
предусматривает возможности перерыва
данного срока.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3
части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков
привлечения к административной ответственности
на время пересмотра постановления не
влечет за собой его отмену и прекращение
производства по делу, если для этого отсутствуют
иные основания.
Статья 4.5. Давность привлечения
к административной ответственности
[Кодекс РФ об
административных правонарушениях] [Глава 4] [Статья 4.5]
1. Постановление по делу об административном
правонарушении не может быть вынесено
по истечении двух месяцев (по делу об
административном правонарушении, рассматриваемому
судьей, - по истечении трех месяцев) со
дня совершения административного правонарушения,
за нарушение законодательства Российской
Федерации об экспортном контроле, о внутренних
морских водах, территориальном море,
континентальном шельфе, об исключительной
экономической зоне Российской Федерации,
патентного, антимонопольного, валютного
законодательства Российской Федерации
и актов органов валютного регулирования,
законодательства Российской Федерации
в области охраны окружающей среды и природопользования,
законодательства об энергосбережении
и о повышении энергетической эффективности,
законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан, в области
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, о защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,
о безопасности дорожного движения (в
части административных правонарушений,
предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26,
частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30
настоящего Кодекса), об авторском праве
и смежных правах, о товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения
товаров, об использовании атомной энергии,
о налогах и сборах, о защите прав потребителей,
о потребительском кредите (займе), о государственном
регулировании цен (тарифов), о естественных
монополиях, об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса,
о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях,
законодательства о физической культуре
и спорте (в части, касающейся нарушения
требований к положениям (регламентам)
об официальных спортивных соревнованиях),
о государственном регулировании деятельности
по организации и проведению азартных
игр (в части, касающейся нарушения требований
к организаторам азартных игр в букмекерских
конторах и тотализаторах при заключении
пари на официальные спортивные соревнования
и проведении иных азартных игр), о выборах
и референдумах, об участии в долевом строительстве
многоквартирных домов и (или) иных объектов
недвижимости, об организации и о проведении
азартных игр, о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма, об
акционерных обществах, об обществах с
ограниченной ответственностью, о рынке
ценных бумаг, страхового законодательства,
законодательства о клиринговой деятельности,
об организованных торгах, об инвестиционных
фондах, о негосударственных пенсионных
фондах, законодательства Российской
Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной
кооперации, о микрофинансовой деятельности
и микрофинансовых организациях, о ломбардах,
законодательства о противодействии неправомерному
использованию инсайдерской информации
и манипулированию рынком, законодательства
Российской Федерации о национальной
платежной системе, а также за нарушение
иммиграционных правил, правил пребывания
(проживания) в Российской Федерации иностранных
граждан и лиц без гражданства, правил
привлечения к трудовой деятельности
в Российской Федерации иностранных граждан
и лиц без гражданства (в том числе иностранных
работников), законодательства о несостоятельности
(банкротстве), о контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных
нужд (в части административных правонарушений,
предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, частью
7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса),
законодательства Российской Федерации
в сфере закупок товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц (в
части административных правонарушений,
предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2
статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса),
об организации деятельности по продаже
товаров (выполнению работ, оказанию услуг)
на розничных рынках, в области производства
и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, о пожарной
безопасности, о промышленной безопасности,
о безопасности гидротехнических сооружений,
о градостроительной деятельности, о техническом
регулировании, о собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях,
об охране объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации, об исполнительном
производстве, об иностранных инвестициях
на территории Российской Федерации, а
также за административные правонарушения
против порядка управления (в части непредставления
или несвоевременного представления в
федеральный антимонопольный орган или
его территориальный орган по их требованию
сведений (информации), необходимых для
расчета размера административного штрафа,
либо представления в федеральный антимонопольный
орган или его территориальный орган заведомо
недостоверных сведений (информации),
необходимых для расчета размера административного
штрафа) по истечении одного года со дня
совершения административного правонарушения,
за нарушение таможенного законодательства
Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее
- Таможенный союз) и (или) законодательства
Российской Федерации о таможенном деле,
за нарушение бюджетного законодательства
Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения, по истечении двух лет
со дня совершения административного
правонарушения, а за нарушение законодательства
Российской Федерации о противодействии
терроризму (в части административного
правонарушения, предусмотренного статьей
15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства
Российской Федерации о противодействии
коррупции - по истечении шести лет со
дня совершения административного правонарушения.
2. При длящемся административном
правонарушении сроки, предусмотренные
частью 1 настоящей статьи, начинают
исчисляться со дня обнаружения
административного правонарушения.
3. За административные правонарушения,
влекущие применение административного
наказания в виде дисквалификации, лицо
может быть привлечено к административной
ответственности не позднее одного года
со дня совершения административного
правонарушения, а при длящемся административном
правонарушении - одного года со дня его
обнаружения.
4. В случае отказа в возбуждении
уголовного дела или прекращения
уголовного дела, но при наличии
в действиях лица признаков
административного правонарушения
сроки, предусмотренные частью 1 настоящей
статьи, начинают исчисляться со дня совершения
административного правонарушения (при
длящемся административном правонарушении
- со дня его обнаружения).
5. В случае удовлетворения ходатайства
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
о рассмотрении дела по месту жительства
данного лица срок давности привлечения
к административной ответственности приостанавливается
с момента удовлетворения данного ходатайства
до момента поступления материалов дела
судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным
рассматривать дело, по месту жительства
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении.
5.1. Срок давности привлечения
к административной ответственности
за административные правонарушения,
предусмотренные статьей 6.18 настоящего
Кодекса, в части использования
запрещенной субстанции и (или) запрещенного
метода начинает исчисляться
со дня получения общероссийской
антидопинговой организацией заключения
лаборатории, аккредитованной Всемирным
антидопинговым агентством, подтверждающего
факт использования спортсменом
запрещенной субстанции и (или) запрещенного
метода.
6. Срок давности привлечения
к административной ответственности
за административные правонарушения,
предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1
- 14.33 настоящего Кодекса, начинает
исчисляться со дня вступления
в силу решения комиссии антимонопольного
органа, которым установлен факт
нарушения антимонопольного законодательства
Российской Федерации.
7. Срок давности привлечения
к административной ответственности
за административные правонарушения,
совершенные в Антарктике, начинает
исчисляться со дня поступления
материалов дела в орган, должностному
лицу, которые уполномочены составлять
протоколы об административных
правонарушениях.
Срок давности
привлечения к административной ответственности
Разъясняет: старший помощник прокурора
Центрального административного округа
г.Курска Емельянов Евгений Юрьевич
Срок привлечения к
ответственности исчисляется со дня, следующего
за днем совершения административного
правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
По общему правилу, установленному ст.
4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
срок давности составляет два месяца,
а если принятие решения о привлечении
к ответственности относится к компетенции
судьи, то 3 месяца. Вместе с тем, принимая
во внимание особенности выявления и доказывания
отдельной категории административных
правонарушений, законодатель установил
по ним срок давности привлечения к ответственности
1 год.
Список таких правонарушений
содержится в ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ и расширительному
толкованию не подлежит. К ним отнесены
нарушения таможенного, патентного, антимонопольного,
бюджетного, валютного законодательства
Российской Федерации, законодательства
Российской Федерации об охране окружающей
среды, об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности, об охране
здоровья граждан, в области санитарно-
эпидемиологического благополучия населения,
о безопасности дорожного движения (в
части административных правонарушений,
повлекших причинение легкого или средней
тяжести вреда здоровью потерпевшего),
об авторском праве и смежных правах, о
товарных знаках, о налогах и сборах, о
защите прав потребителей, о государственном
регулировании цен (тарифов), о естественных
монополиях, об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса,
о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях,
о выборах и референдумах, об участии в
долевом строительстве многоквартирных
домов и (или) иных объектов недвижимости,
о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма, об акционерных
обществах, об обществах с ограниченной
ответственностью, о рынке ценных бумаг,
а также за нарушение иммиграционных правил,
правил пребывания (проживания) в Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без
гражданства, правил привлечения к трудовой
деятельности в Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства
(в том числе иностранных работников),
законодательства о несостоятельности
(банкротстве), о размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных
нужд, об организации деятельности по
продаже товаров (выполнению работ, оказанию
услуг) на розничных рынках, о пожарной
безопасности, о промышленной безопасности.
Особый срок давности
привлечения к административной ответственности
установлен за нарушение законодательства
о коррупции – лицо может быть привлечено
к ответственности в течение 6 лет со дня
совершения административного правонарушения.
Следует иметь ввиду,
что если правонарушение носит длящийся
(не прекращающийся на протяжении длительного
времени) характер, то согласно части 2
статьи 4.5 КоАП РФ срок давности начинает
исчисляться со дня обнаружения такого
нарушения. КоАП РФ предусматривает единственный
случай приостановления течения срока
давности - удовлетворение ходатайства
лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
о рассмотрении дела по месту его жительства.
Тогда период со дня удовлетворения ходатайства
до дня поступления материалов дела судье,
в орган или должностному лицу, уполномоченным
рассматривать дело по месту жительства
лица, в отношении которого ведется производство
по делу, из срока давности исключается.
Например, если гражданин совершил нарушение
правил дорожного движения на территории
иного района или области, отличного от
его места жительства, он вправе ходатайствовать
перед судом о передаче материалов дела
в суд по месту своего жительства. Время
пересылки материалов дела из одного суда
в другой суд для рассмотрения дела по
существу не будет включено в сроки давности
привлечения к административной ответственности.
Глава2
1.Лица, достигшие
к моменту совершения административного
правонарушения возраста 16 лет.
http://lawtoday.ru/razdel/biblo/yuvenal-pr/DOC_056.php
Административной ответственности
подлежит лицо, достигшее к моменту совершения
административного правонарушения возраста
шестнадцати лет.
2. С учетом конкретных
обстоятельств дела и данных
о лице, совершившем административное
правонарушение в возрасте от
шестнадцати до восемнадцати
лет, комиссией по делам несовершеннолетних
и защите их прав указанное
лицо может быть освобождено
от административной ответственности
с применением к нему меры
воздействия, предусмотренной федеральным
законодательством о защите прав
несовершеннолетних.
2.Юридические
лица
3.Должностные
лица
Административная ответственность
должностных лиц
[Кодекс РФ об
административных правонарушениях] [Глава 2] [Статья 2.4]
Административной ответственности подлежит
должностное лицо в случае совершения
им административного правонарушения
в связи с неисполнением либо ненадлежащим
исполнением своих служебных обязанностей.
Примечание. Под должностным лицом в
настоящем Кодексе следует понимать лицо,
постоянно, временно или в соответствии
со специальными полномочиями осуществляющее
функции представителя власти, то есть
наделенное в установленном законом порядке
распорядительными полномочиями в отношении
лиц, не находящихся в служебной зависимости
от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные функции
в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках
и воинских формированиях Российской
Федерации. Совершившие административные
правонарушения в связи с выполнением
организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных функций
руководители и другие работники иных
организаций, арбитражные управляющие,
а также совершившие административные
правонарушения, предусмотренные статьями
13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1,
15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5,
статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены
советов директоров (наблюдательных советов),
коллегиальных исполнительных органов
(правлений, дирекций), счетных комиссий,
ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных
комиссий юридических лиц и руководители
организаций, осуществляющих полномочия
единоличных исполнительных органов других
организаций, несут административную
ответственность как должностные лица.
Лица, осуществляющие функции члена комиссии
по осуществлению закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд, контрактные управляющие,
работник контрактной службы, совершившие
административные правонарушения, предусмотренные
статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5,
статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут
административную ответственность как
должностные лица. Лица, осуществляющие
функции по организации и осуществлению
закупок в соответствии с законодательством
Российской Федерации в сфере закупок
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц, в том числе члены комиссии
по осуществлению закупок, совершившие
административные правонарушения, предусмотренные
статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей
19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную
ответственность как должностные лица.
Лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, совершившие административные правонарушения,
несут административную ответственность
как должностные лица, если настоящим
Кодексом не установлено иное.