ОВД в условиях чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

В России крупные аварии происходят практически ежедневно, причем в силу ее территориальных особенностей эпицентр таких катастроф может располагаться в различных регионах страны. Это стихийные бедствия, катастрофы, аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.
Российская Федерация в целях защиты национальной безопасности, а именно защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций, обязана принимать срочные мера к устранению данных катастроф и меры по оказанию помощи пострадавшим.

Содержание работы

Введение 3
I. Общая характеристика понятия «чрезвычайные ситуации» 6
1.1 Основные подходы к понятию «чрезвычайные ситуации» 6
1.2 Причины возникновения чрезвычайных ситуаций и их профилактика 8
II. Классификация чрезвычайных ситуаций 11
2.1 Классификация чрезвычайных ситуаций по причинам возникновения 11
2.2 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 11
2.3 Чрезвычайные ситуации природного характера 13
2.4 Чрезвычайные ситуации техногенного характера 17
III. Охрана общественного порядка и безопасности органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях 20
3.1 Задачи полиции при чрезвычайных ситуациях. 20
3.2 Участие ОВД в ликвидации последствий ЧС 24
3.3 Организация действий сил и средств ОВД при ликвидации ЧС 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
Нормативно-правовые акты 29
Научная и специальная литература 29

Файлы: 1 файл

ОВД в условиях чрезвычайных ситуаций.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

В России крупные аварии происходят практически ежедневно, причем в силу ее территориальных особенностей эпицентр таких катастроф может располагаться в различных регионах страны. Это стихийные бедствия, катастрофы, аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.

Российская Федерация  в целях защиты национальной безопасности, а именно защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций, обязана принимать срочные мера к устранению данных катастроф и меры по оказанию помощи пострадавшим.

Подобные мероприятия достигаются путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), а при необходимости и целесообразности – ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.

Министерство внутренних дел Российской Федерации является одним из элементов функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)1. Следовательно, на территориальные органы министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД), возложена важнейшая государственная функция по охрана общественного порядка, реализация которой зависит от того, насколько грамотно и оперативно в условиях стихийных бедствий задействованы силы и средства ОВД во внутреннем и внешнем взаимодействии друг с другом. Такое направление деятельности Министерства внутренних дел предусмотрено во многих федеральных законах2.

Таким образом, предупреждение и ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) – одна из масштабных проблем современности.

Разумные действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери. В связи с этим вопрос о необходимой теоретической и практической подготовке специалистов в области правоохранительных органов, способных умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности, является актуальным и требует всестороннего объективного исследования в рамках заданного объема.

С теоретической точки  зрения данное исследование позволяет  выявить общие положения и особенности понятия «чрезвычайная ситуация» и определить основные задачи ОВД при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С практической точки  зрения это дает возможность оценить  уровень развития законодательства в исследуемой области, что позволяет в целом выявить положительные и отрицательные черты, впоследствии требующие нормотворческого вмешательства.

Основной целью курсовой работы является комплексное исследование понятия «чрезвычайные ситуации» и определение места органов внтуренних дел при их ликвидации.

Объектом исследования являются урегулированные административно-правовыми нормами и нормами иных отраслей права общественные отношения, связанные с организацией и непосредственным осуществлением функции органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Предмет исследования составляет нормативная база, определяющая легальное понятие чрезвычайной ситуации, и законодательная база, определяющие правовой статус органов внутренних дел их основные задачи в условиях ликвидации чрезывчайных ситуаций.

В связи с указанной  целью были поставлены следующие  задачи:

    • дать общую характеристику понятия «чрезвычайные ситуации»;
    • определить классификацию чрезвычайных ситуаций;
    • выявить основные задачи ОВД при возникновении чрезвычайных ситуаций
    • установить основные задачи ОВД при ликвидаций чрезвычайных ситуаций

Методологическую основу настоящей работы составляют такие методы, как гипотеза, системно-структурный анализ, формально-логический метод, сравнительное правоведение, выработка правовых понятий, описание, анализ и обобщение юридической теории, а также иные методы диалектики.

Среди исследований, посвященных  изучению проблем организации деятельности ОВД при ЧС природного и техногенного характера, необходимо выделить работы Н.И. Арзамасцева, Н.И. Архиповой, В.А. Владимирова, Ю.Л. Воробьева, М.А.Громова, А.Н. Дюкова, А.А. Жижко, В.В. Кульбы, И.Е. Ложкина, А.Ф. Майдыкова, А.К. Микеева, В.Н. Морозова, А.И. Ноговицына, Б.Н. Порфирьева, С.А. Старостина, А.С. Серегина, В.И. Тарайко, В.Ю. Ухова, М.И. Фалеева, СБ. Федотова, Г.В. Федулова, Г.И. Черничко, С.К. Шойгу, Ю.Г. Шпаковского и др.

 

I. Общая характеристика понятия «чрезвычайные ситуации»

1.1 Основные подходы к понятию «чрезвычайные ситуации»

В словаре русского языка  С.И.Ожегова слово «чрезвычайные» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все». Словосочетание «чрезвычайная ситуация» определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности3.

В литературе чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной сферы.

В ряде доктрин вместо термина «чрезвычайные ситуации» используется понятие «экстремальная ситуация». Авторы данного подхода в своей концепции отражают процесс воздействия на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю, через чрезмерно отрицательное эмоциональное психологическое воздействие. Например, к экстремальной ситуации относятся: травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.4

Однако в зарубежной литературе к экстремальной ситуации относятся «почти несчастные случаи», «инцидентом», т.е. такие происшествия, которые лишь по стечению обстоятельств не привели к гибели или увечьям людей. Таким образом, понятие «экстремальная ситуация» – понятие относительное, связанное с субъектами, оказавшимися в необычных неблагоприятных опасных условиях5.

По нашему мнению, чрезвычайная ситуация – это события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. Деление ситуаций на «экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситуация» в основном носит условный характер и еще не нашло законодательного закрепления. В широком смысле понятие «чрезвычайная ситуация» можно рассматривать как совокупность экстремальной ситуации и чрезвычайной ситуации в узком смысле. Причем чрезвычайная ситуация в узком смысле по «размеру» и по последствиям носит более масштабный характер, т.е. экстремальная ситуация при определенных условиях может перерастать в чрезвычайную ситуацию, выступая тем самым неким «мостиком». Например, в случае неадекватных действий возгорание как экстремальная ситуация может превратиться в серьезный пожар, связанный с угрозой для жизни многих людей, т.е. перерасти в чрезвычайную ситуацию.

Таким образом, в основе определения и разграничения понятия «чрезвычайная ситуация» (или «экстремальная») лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека.

Легальная дефиниция  определяет «чрезвычайную ситуацию» как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей6.

1.2 Причины возникновения чрезвычайных ситуаций и их профилактика

В целях удобства рассмотрения основных причин возникновения чрезвычайных ситуации, необходимо разделить их на группы: внутренние и внешние7.

К внутренним относятся сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

К внешним – стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

Чрезвычайные ситуации могут произойти при следующих обстоятельствах:

    • наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);
    • действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);
    • нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития чрезвычайных ситуации различного характера выявил их общую черту – стадийность. Следовательно, мы выделили пять стадий (периодов) развития чрезвычайных ситуации:

    1. накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
    2. период развития катастрофы;
    3. экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
    4. период затухания;
    5. период ликвидации последствий.

В Российской Федерации действует много крупных производств, потенциально опасных для населения и окружающей среды, а уровень технологий, контроля и дисциплины на них в результате стремительного падения производства снизился до критической черты. Экономический кризис только усугубил ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились экологические.

Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место в России за последние годы, позволил выделить причины аварийности и травматизма8:

    • человеческий фактор – 50,1%;
    • оборудование, техника – 18,1%;
    • технология выполнения работ – 7,8%;
    • условия внешней среды – 16,6%;
    • прочие факторы – 7,4%.

Из данной статистики видно, что в настоящее время заметно возрос удельный вес аварий, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего технического персонала (более 50%). Часто это связано с недостаточностью профессионализма, а также неумением принимать оптимальные решения в сложной критической обстановке в условиях дефицита времени.

Аварии и катастрофы в РФ нередко являются следствием ведомственно-технократической стратегии, приводящей к сооружению объектов с заведомо отсталой технологией, и экономии средств на обеспечение необходимой безопасности. Довольно часто такая стратегия предопределяет строительство предприятий в местах, уязвимых в социально-экономическом отношении (например, близость населенных пунктов, особая хрупкость экосистем).

В итоге РФ ежегодно тратит на ликвидацию последствий различного рода чрезвычайных ситуаций 1-2% валового продукта. В будущем эта доля может вырасти до 4-5%, что превысит такие статьи расходов, как здравоохранение и охрана окружающей среды, вместе взятые.

Однако чрезвычайная ситуация может разрешиться внешне вполне благополучно, но, как правило, она не проходит бесследно для человека, испытавшее ее воздействие. Население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, которые могут произойти с ними в процессе жизнедеятельности, так как некоторая вероятность несчастного случая всегда существует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания помощи людям, попавшим в подобные случаи. Это достигается путем комплексных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия

Как раз, знания в области безопасности жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях направлены на:

    • повышение экстремальной подготовки всего населения;
    • обеспечение учета всех видов ЧС и их последствий;
    • представление информации о способах защиты от опасностей;
    • обеспечение режима личной и коллективной безопасности в обычных условиях и условиях ЧС
    • умение своевременного установления опасных факторов-детерминантов чрезвычайной ситуации.

II. Классификация чрезвычайных ситуаций

Информация о работе ОВД в условиях чрезвычайных ситуаций