Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:19, курсовая работа
В России крупные аварии происходят практически ежедневно, причем в силу ее территориальных особенностей эпицентр таких катастроф может располагаться в различных регионах страны. Это стихийные бедствия, катастрофы, аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.
Российская Федерация в целях защиты национальной безопасности, а именно защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций, обязана принимать срочные мера к устранению данных катастроф и меры по оказанию помощи пострадавшим.
Введение 3
I. Общая характеристика понятия «чрезвычайные ситуации» 6
1.1 Основные подходы к понятию «чрезвычайные ситуации» 6
1.2 Причины возникновения чрезвычайных ситуаций и их профилактика 8
II. Классификация чрезвычайных ситуаций 11
2.1 Классификация чрезвычайных ситуаций по причинам возникновения 11
2.2 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 11
2.3 Чрезвычайные ситуации природного характера 13
2.4 Чрезвычайные ситуации техногенного характера 17
III. Охрана общественного порядка и безопасности органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях 20
3.1 Задачи полиции при чрезвычайных ситуациях. 20
3.2 Участие ОВД в ликвидации последствий ЧС 24
3.3 Организация действий сил и средств ОВД при ликвидации ЧС 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
Нормативно-правовые акты 29
Научная и специальная литература 29
Оглавление
В России крупные аварии происходят практически ежедневно, причем в силу ее территориальных особенностей эпицентр таких катастроф может располагаться в различных регионах страны. Это стихийные бедствия, катастрофы, аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.
Российская Федерация в целях защиты национальной безопасности, а именно защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций, обязана принимать срочные мера к устранению данных катастроф и меры по оказанию помощи пострадавшим.
Подобные мероприятия достигаются путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), а при необходимости и целесообразности – ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.
Министерство внутренних дел Российской Федерации является одним из элементов функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)1. Следовательно, на территориальные органы министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД), возложена важнейшая государственная функция по охрана общественного порядка, реализация которой зависит от того, насколько грамотно и оперативно в условиях стихийных бедствий задействованы силы и средства ОВД во внутреннем и внешнем взаимодействии друг с другом. Такое направление деятельности Министерства внутренних дел предусмотрено во многих федеральных законах2.
Таким образом, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) – одна из масштабных проблем современности.
Разумные действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери. В связи с этим вопрос о необходимой теоретической и практической подготовке специалистов в области правоохранительных органов, способных умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности, является актуальным и требует всестороннего объективного исследования в рамках заданного объема.
С теоретической точки зрения данное исследование позволяет выявить общие положения и особенности понятия «чрезвычайная ситуация» и определить основные задачи ОВД при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С практической точки зрения это дает возможность оценить уровень развития законодательства в исследуемой области, что позволяет в целом выявить положительные и отрицательные черты, впоследствии требующие нормотворческого вмешательства.
Основной целью курсовой работы является комплексное исследование понятия «чрезвычайные ситуации» и определение места органов внтуренних дел при их ликвидации.
Объектом исследования являются урегулированные административно-правовыми нормами и нормами иных отраслей права общественные отношения, связанные с организацией и непосредственным осуществлением функции органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Предмет исследования составляет нормативная база, определяющая легальное понятие чрезвычайной ситуации, и законодательная база, определяющие правовой статус органов внутренних дел их основные задачи в условиях ликвидации чрезывчайных ситуаций.
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
Методологическую основу настоящей работы составляют такие методы, как гипотеза, системно-структурный анализ, формально-логический метод, сравнительное правоведение, выработка правовых понятий, описание, анализ и обобщение юридической теории, а также иные методы диалектики.
Среди исследований, посвященных
изучению проблем организации
В словаре русского языка
С.И.Ожегова слово «чрезвычайны
В литературе чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной сферы.
В ряде доктрин вместо
термина «чрезвычайные
Однако в зарубежной литературе к экстремальной ситуации относятся «почти несчастные случаи», «инцидентом», т.е. такие происшествия, которые лишь по стечению обстоятельств не привели к гибели или увечьям людей. Таким образом, понятие «экстремальная ситуация» – понятие относительное, связанное с субъектами, оказавшимися в необычных неблагоприятных опасных условиях5.
По нашему мнению, чрезвычайная ситуация – это события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. Деление ситуаций на «экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситуация» в основном носит условный характер и еще не нашло законодательного закрепления. В широком смысле понятие «чрезвычайная ситуация» можно рассматривать как совокупность экстремальной ситуации и чрезвычайной ситуации в узком смысле. Причем чрезвычайная ситуация в узком смысле по «размеру» и по последствиям носит более масштабный характер, т.е. экстремальная ситуация при определенных условиях может перерастать в чрезвычайную ситуацию, выступая тем самым неким «мостиком». Например, в случае неадекватных действий возгорание как экстремальная ситуация может превратиться в серьезный пожар, связанный с угрозой для жизни многих людей, т.е. перерасти в чрезвычайную ситуацию.
Таким образом, в основе определения и разграничения понятия «чрезвычайная ситуация» (или «экстремальная») лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека.
Легальная дефиниция определяет «чрезвычайную ситуацию» как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей6.
В целях удобства рассмотрения основных причин возникновения чрезвычайных ситуации, необходимо разделить их на группы: внутренние и внешние7.
К внутренним относятся сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
К внешним – стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.
Чрезвычайные ситуации могут произойти при следующих обстоятельствах:
Анализ причин и хода развития чрезвычайных ситуации различного характера выявил их общую черту – стадийность. Следовательно, мы выделили пять стадий (периодов) развития чрезвычайных ситуации:
В Российской Федерации действует много крупных производств, потенциально опасных для населения и окружающей среды, а уровень технологий, контроля и дисциплины на них в результате стремительного падения производства снизился до критической черты. Экономический кризис только усугубил ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились экологические.
Анализ чрезвычайных
ситуаций, имевших место в России
за последние годы, позволил выделить
причины аварийности и травмати
Из данной статистики видно, что в настоящее время заметно возрос удельный вес аварий, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего технического персонала (более 50%). Часто это связано с недостаточностью профессионализма, а также неумением принимать оптимальные решения в сложной критической обстановке в условиях дефицита времени.
Аварии и катастрофы в РФ нередко являются следствием ведомственно-технократической стратегии, приводящей к сооружению объектов с заведомо отсталой технологией, и экономии средств на обеспечение необходимой безопасности. Довольно часто такая стратегия предопределяет строительство предприятий в местах, уязвимых в социально-экономическом отношении (например, близость населенных пунктов, особая хрупкость экосистем).
В итоге РФ ежегодно тратит на ликвидацию последствий различного рода чрезвычайных ситуаций 1-2% валового продукта. В будущем эта доля может вырасти до 4-5%, что превысит такие статьи расходов, как здравоохранение и охрана окружающей среды, вместе взятые.
Однако чрезвычайная ситуация может разрешиться внешне вполне благополучно, но, как правило, она не проходит бесследно для человека, испытавшее ее воздействие. Население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, которые могут произойти с ними в процессе жизнедеятельности, так как некоторая вероятность несчастного случая всегда существует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания помощи людям, попавшим в подобные случаи. Это достигается путем комплексных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия
Как раз, знания в области безопасности жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях направлены на: