ОВД в условиях чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

В России крупные аварии происходят практически ежедневно, причем в силу ее территориальных особенностей эпицентр таких катастроф может располагаться в различных регионах страны. Это стихийные бедствия, катастрофы, аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.
Российская Федерация в целях защиты национальной безопасности, а именно защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций, обязана принимать срочные мера к устранению данных катастроф и меры по оказанию помощи пострадавшим.

Содержание работы

Введение 3
I. Общая характеристика понятия «чрезвычайные ситуации» 6
1.1 Основные подходы к понятию «чрезвычайные ситуации» 6
1.2 Причины возникновения чрезвычайных ситуаций и их профилактика 8
II. Классификация чрезвычайных ситуаций 11
2.1 Классификация чрезвычайных ситуаций по причинам возникновения 11
2.2 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 11
2.3 Чрезвычайные ситуации природного характера 13
2.4 Чрезвычайные ситуации техногенного характера 17
III. Охрана общественного порядка и безопасности органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях 20
3.1 Задачи полиции при чрезвычайных ситуациях. 20
3.2 Участие ОВД в ликвидации последствий ЧС 24
3.3 Организация действий сил и средств ОВД при ликвидации ЧС 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
Нормативно-правовые акты 29
Научная и специальная литература 29

Файлы: 1 файл

ОВД в условиях чрезвычайных ситуаций.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

На взрывоопасных предприятиях чаще всего к причинам взрыва относят: разрушение и повреждение производственных емкостей, аппаратуры и трубопроводов; отступление от установленного технологического режима; отсутствие постоянного контроля за исправностью производственной аппаратуры и оборудования и современностью проведения ремонтных работ.

Большую опасность для  жизни и здоровья населения представляют взрывы в жилых и общественных зданиях, а также в общественных местах.  Главная причина взрыва – неразумное поведение граждан, в основном подростков и детей. Однако в последнее время получили распространение случаи, связанные с применением взрывчатых веществ, прежде всего, это террористические акты.

 

III. Охрана общественного порядка и безопасности органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях

3.1 Задачи полиции при чрезвычайных ситуациях.

Статья 17 Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»14 устанавливает, что при ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера  не содержат в себе преступного и противоправного посягательства, однако и в данных условиях на органы внутренних дел возлагается ряд обязанностей: необходимость принятия неотложных мер по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участие в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях; участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии15.

Степень возможности  возникновения в России ЧС природного и техногенного характера достаточно высока и связана с ее географическим положением, климатическими условиями, размерами территории, наличием большого числа высоко рисковых производств, низким техническим уровнем их защищенности, социальными и многими другими причинами. Для ОВД особенности организации деятельности при ЧС природного и техногенного характера обуславливаются характером явления, вызвавшего ЧС; масштабом возможных негативных последствий для населения, объектов экологии (в том числе объектов жизнеобеспечения и высоко рисковых объектов); возможным характером поведения людей (в том числе сотрудников ОВД) и т.д.

Таким образом, общими задачами ОВД для обеспечения общественного порядка при ЧС являются:

    • обеспечение оперативно-служебной и мобилизационной готовности;
    • непрерывный сбор данных оперативно-служебной обстановки;
    • подготовка управленческих решений;
    • информационно-аналитическое и организационное обеспечение управленческих решений;
    • подготовка проектов и организация реализации комплексных программ и планов;
    • своевременное выполнение подразделениями и службами задач, приказов и распоряжений;
    • контроль за выполнением подразделениями и службами поставленных задач и оказание им практической и методической помощи;
    • организация всех видов связи, средств автоматизации и вычислительной техники;
    • изучение, обобщение и распространение положительного опыта служебной и служебно-боевой деятельности;
    • доклад вышестоящему штабу данных оперативно-служебной обстановки и принятых начальником органа внутренних дел решений;
    • информирование начальников и штабов подчиненных, взаимодействующих и соседних органов внутренних дел о новых данных оперативной обстановки;
    • организационно-штатное обеспечение органа внутренних дел;
    • правовое обеспечение деятельности органа внутренних дел;
    • обеспечение международного сотрудничества органа внутренних дел;
    • организационно-методическое обеспечение работы нижестоящих штабов органов внутренних дел;
    • организация и совершенствование системы управления органами внутренних дел, обеспечение ее бесперебойной работы, охраны, маскировки, защиты от радиоэлектронного подавления;
    • организация изучения общественного мнения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел.

Также к задачам ОВД  при возникновении ЧС относятся:

    • оцепление и охрана места происшествия;
    • проведение противопожарных и первоочередных аварийно спасательных работ;
    • обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в зоне оцепления и вокруг ее с помощью усиленных постов, патрулей и т.д.;
    • обеспечение контрольно-пропускного режима;
    • усиление охраны зданий органов государственной власти, объектов жизнеобеспечения;
    • обеспечение охраны имущества, ценностей и документов, оставшихся без присмотра владельцев;
    • оповещение населения и участников движения о границах опасных зон;
    • организация учета граждан в зонах и пунктах их размещения16;

Анализ ликвидации крупных  аварий и катастроф на атомных  электростанциях, химических предприятиях, на транспорте позволяет выделить ряд специфических функций, которые предопределяют особенности организации деятельности ОВД на указанных объектах.

Обеспечение готовности ОВД и внутренних войск к ликвидации последствий радиоактивного заражения  местности занимает особое место  в общем перечне задач по защите населения и территорий в этих ситуациях.

Радиационные и химические аварии имеют свои характерные особенности, негативно влияющие на осуществление  защитных мероприятий, к числу которых  относятся:

    • невозможность прогнозирования аварии по времени;
    • высокая вероятность тяжелых последствий для жизни и здоровья людей, подвергшихся радиационному и химическому воздействию;
    • сложность заблаговременного принятия эффективных защитных мер;
    • непредсказуемость экономических последствий;

Для аварий, связанных  с выбросом радиоактивных и аварийно химически опасных веществ, характерно наличие следующих опасных факторов:

    • внезапно возникновение и стремительное развитие событий и явлений, вызывающих резкое осложнение оперативной обстановки;
    • возрастание реальной угрозы жизни и здоровью людей, их имущества;
    • выход из строя либо разрушение объектов;
    • возможность возникновения паники среди населения.

В этих обстоятельствах  на деятельность ОВД и ВВ МВД России оказывают влияние большой объем  поступающей информации, необходимость принятия нестандартных решений, физическое напряжение, риск для жизни и здоровья и т.п.

3.2 Участие ОВД в ликвидации последствий ЧС

Большое значение при ликвидации последствий, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами природного и техногенного характера имеет взаимодействие формирования МЧС России, а также силы и средства других ведомств (МВД, Минобороны, ФСБ и т.д.) водящие в состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основной целью взаимодействия данных формирований является спасение людей и материальных ценностей, а также быстрая ликвидация последствий произошедшего стихийного бедствия или катастрофы. Характер и порядок действий привлекаемых сил и средств зависит от вида стихийного бедствия, сложившейся обстановки, подготовленности привлекаемых сил, времени года и суток, погодных условий и других факторов.  

Особенно нужно обратить внимание, что успех действий зависит  от своевременной организации и  проведения разведки и всестороннего, объективного учета конкретных условий обстановки.

ОВД участвуют в выявлении  и оценке масштабов последствий  применения оружия массового поражения  и аварий на радиационно, химически  и биологически опасных объектах. Для такого участия в МВД России создана система выявления и оценки масштабов последствий применения оружия массового поражения и аварий на радиационно, химически, биологически опасных объектах (СВОП МВД России)17.

Основными задачами ОВД  при осуществлении данного вида деятельности является:

    • прогнозирование возможной радиационной, химической, биологической обстановки на обслуживаемой территории;
    • сбор, обобщение, анализ данных о применении оружия массового поражения, авариях (разрешениях);
    • установление факта радиационного, химического, биологического заражения на обслуживаемой территории;
    • выявление масштабов последствий применения оружия массового поражения и произошедших аварий;
    • установление угрозы от произошедшего;
    • взаимное оповещение и обмен информацией с взаимодействующими службами, министерствами и ведомствами о радиационной, химической и биологической обстановке.

3.3 Организация действий сил и средств ОВД при ликвидации ЧС

Действия сил и средств  ОВД при чрезвычайных ситуациях  осуществляется по заблаговременному  разработанному оперативному плану, в  котором определен порядок действий и расчет сил и средств при чрезвычайных ситуациях.

Для решения основных и вспомогательных задач при  ЧС природного и техногенного характера  привлеченные силы и средства могут  формироваться в группы боевого  порядка, из которых создаются наряды:

    • группа патрулирования - для охраны общественного порядка в пунктах размещения эвакуированных при ликвидации ЧС;
    • группа оцепления – для локализации зоны ликвидации последствий ЧС;
    • группа охраны – для усиления охраны особо важных объектов;
    • группа организации дорожного движения – для предотвращения проезда автомашин в зону ликвидации ЧС;
    • оперативная группа – для выявления причин возникновения ЧС , лиц, причастных к этому, свидетелей, а также дл борьбы с уголовной, экономической и организованной преступностью в районах проведения эвакуации;
    • группа установления личности погибших;
    • группа оказания помощи пострадавшим и их родственникам;
    • организационно-аналитическая группа – для сбора информации об оперативной обстановке;
    • группа связи;
    • группа эвакуации;
    • группа медицинского обеспечения – для оказания первой неотложной медицинской помощи пострадавшим и заболевшим;
    • резерв – для решения внезапно возникающих задач при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера18.

Таким образом, учитывая то, что вероятность аварий, катастроф, пожаров, и других чрезвычайных ситуаций велика, законодатель предъявляет к сотрудникам правоохранительны


Информация о работе ОВД в условиях чрезвычайных ситуаций