Паспортный режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение паспортного режима Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Дать понятие, содержание, цели паспортного режима;
- Рассмотреть вопросы прав и обязанностей граждан в условиях паспортного режима Российской Федерации;
- Описать паспорт, как основной вид документа гражданина;
- Рассмотреть паспорт нового образца (биометрический паспорт);
- Показать порядок выдачи заграничного паспорта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПАСПОРТНОГО РЕЖИМА РФ…………………..….....5
1.1. Понятие и содержание паспортного режима……….……….....…5
1.2. Права и обязанности гражданина в условиях паспортного
режима РФ………………………………………………………...….…16
ГЛАВА 2. ПАСПОРТ – ОСНОВНОЙ ВИД ДОКУМЕНТА
ГРАЖДАНИНА…………………………………………………………..….…...27
2.1. Процедуры выдачи и замены паспорта…………………......….27
2.2. Паспорт нового поколения (биометрический паспорт)….........31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......…43

Файлы: 2 файла

Паспортный режим.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

Получая новый  паспорт, лицо обязано сдать выданное ему временное удостоверение личности гражданина.

Таким образом, обязанность гражданина России иметь  паспорт включает в себя обязанности:

• получать паспорт при  достижении 14 лет, а также повторно при утрате, отбытии наказания  и т. д.;

• менять паспорт  гражданина Российской Федерации при  достижении 20 и 45 лет, а также в  иных установленных случаях;

• хранить паспорт, не допуская его порчи или потери;

• сдавать паспорт  при выходе из гражданства Российской Федерации и в иных установленных случаях.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие  разрешение на постоянное проживание в России, обязаны получить вид  на жительство, менять (продлевать) его, хранить, а в установленных случаях  сдавать.

Но иногда случаются  такие случаи, что люди считают, что на них незаконно возложена обязанность, иметь в качестве основного документа, удостоверяющего личность, исключительно паспорт гражданина РФ. Так например, заявители К. и Т. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828.

Они считают, что  данным пунктом на них незаконно  возложена обязанность, иметь в  качестве основного документа, удостоверяющего личность, исключительно паспорт гражданина РФ.

Содержащееся  в указанном пункте требование, по мнению заявителей, противоречит ст. 10 и ст. 42 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно которым в  качестве документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, наравне с паспортом гражданина РФ признаются и иные основные документы, содержащие сведения о гражданстве лица.

Представители Правительства РФ с предъявленным  требованием не согласились и  просили об оставлении его без  удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Положения требованиям действующего законодательства РФ не противоречит и предусмотренных законом прав и свобод заявителей не нарушает.

Выслушав объяснения заявителей, представителей заинтересованного  лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Из объяснений представителей Правительства РФ следует, что ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", на который ссылаются заявители в обоснование своего требования, регулирует отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения данного гражданства.

Вопросы же, связанные  со сроками действия паспорта гражданина СССР и других документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, названный  Закон не регулирует, а поэтому  оспариваемое в указанной части  Положение не может ему противоречить.

Статья 10 указанного выше ФЗ, на которую ссылаются заявители, действительно предусматривает, что виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

Однако до настоящего времени такой закон не принят, а поэтому Президент РФ в соответствии с предоставленными ему Конституцией РФ полномочиями вправе издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и ФЗ, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

С учетом положений  Конституции РФ Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории Российской Федерации" был введен в действие паспорт гражданина РФ, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Этим же Указом Правительству РФ поручено до 1 июня 1997 г. утвердить положение о паспорте гражданина РФ.

Согласно части 1 ст. 23 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ на основании  и во исполнение Конституции РФ, ФЗ, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В соответствии с названным Законом и указанным выше поручением Президента РФ Правительством РФ и было утверждено оспариваемое Положение.

На основании  изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный  Суд Российской Федерации решил:

заявление К. и Т. о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, оставить без удовлетворения8.

Вторая обязанность  граждан, это соблюдать правила регистрационного учета по месту проживания и по месту жительства.

Регистрационный учёт в Российской Федерации —  деятельность по фиксации и обобщению  сведений о месте жительства и  месте пребывания граждан Российской Федерации и об их перемещениях. Введён с 1 октября 1993 года вместо института прописки, возникшего в СССР, и включает в себя регистрацию по месту пребывания и регистрацию по месту жительства. Регистрационный учёт осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы, а в населенных пунктах, в которых отсутствуют указанные органы, местной администрацией.

Конституция РФ, соответствуя в целом международным  стандартам, в ч. 1 ст. 27 провозглашает  право каждому, кто законно находится  на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства9.

Законодательное закрепление регистрационного учета  граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации  осуществлено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Более детально порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации регламентируется в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. Кроме того, существует Приказ Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Является обязательным предоставление необходимых документов, перечисленных в Правилах регистрации  граждан, а в случае регистрации по месту пребывания согласие определенного круга лиц.

В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в  населенных пунктах, расположенных  в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционой службы (ФМС России), органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы (управления, отделы, отделения) ФМС России, в остальных населенных пунктах — местная администрация10.

С 1 января 2011 года органами регистрационного учёта будут являться исключительно территориальные  органы ФМС России11. Местные администрации (как правило, администрации небольших сёл и деревень) утрачивают функции по осуществлению регистрации по месту пребывания и месту жительства12.

Регистрация по месту жительства.

Так в ст. 2 Закона «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» приводится четкое определение термина «место жительства» - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для регистрации  по месту жительства предоставляются  следующие документы: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной  формы о регистрации по месту  жительства; документ, являющийся в  соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

В соответствии с п. 5 Правил регистрации граждан  документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
  • заграничный паспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации. Заявление установленной формы заполняется при обращении в соответствующее учреждение.

Регистрация граждан по месту пребывания.

Место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также  жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором  он проживает временно13.

В соответствии с Правилами регистрации и  снятия граждан Российской Федерации  с регистрационного учета по месту  пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации  для регистрации по месту пребывания необходимо предоставить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, – договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение.

По месту  пребывания обязаны регистрироваться граждане, прибывшие для временного проживания в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, на срок свыше 90 дней.

Регистрация граждан  по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация по месту жительства и по месту пребывания сама по себе ни правом, ни свободой не является — это обязанность14.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

  • изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
  • призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;
  • осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;
  • признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
  • выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.

Органы  регистрационного учета на основании  полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать  вывод, что паспортная система в Российской Федерации - совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, а также правила регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства. Паспортная система играет важную роль в деле учета населения, в реализации прав и обязанностей граждан, в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Безымянный.jpg

— 211.09 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Паспортный режим