Полиция и ее правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе правового статуса полиции как правоохранительного органа в системе действующих в Российской Федерации правоохранительных органов.
Задачами исследования являются:
– изучение правовых основ деятельности полиции;
– определение сущности правового статуса сотрудника полиции;
– изучение прав и обязанностей сотрудников полиции.
Объектом правовой статус полиции..

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИЦИИ………………………………..
5
1.1 Правовые основы деятельности полиции в РФ………...…………
5
1.2 Закон «О полиции»: предпосылки и концептуальные идеи……...
11
2 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ……………………………

18
2.1 Сущность правового статуса……………………………………….
18
2.2 Права и обязанности сотрудника полиции………………………..
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Девятое. Закон отличает более совершенная юридическая техника. Новый закон станет более удобным в использовании за счет его комплексности.

Таким образом, можно  сделать вывод, что закон "О полиции" направлен на создание правовых основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными реалиями.

 

2 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ  ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА  ПОЛИЦИИ

 

2.1 Сущность  правового статуса

 

Основными элементами правового  статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции.

Основой понятия правового  статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной  литературе различают общесоциальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т.п.

Понятие правового статуса  личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридическими нормами, которые опосредуют многообразные  связи человека с социальной средой. Понятно, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия.

Правовой статус личности в научном толковании классифицируется на его составляющие:

- общий правовой статус, который определяется Конституцией РФ и является единым, одинаковым для всех;

- специальный правовой  статус - статус лица, принадлежащего  к определенной категории граждан  - государственных служащих, сотрудников  органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, который позволяет осуществлять возложенные на них специальные функции;

- особый административно-правовой  статус - статус государственных  служащих по осуществлению административно-правовых  полномочий с целью привлечения лиц, совершивших правонарушения, к ответственности;

- индивидуальный правовой  статус - это статус конкретного  индивида, отражающий совокупность  только ему принадлежащих прав  и обязанностей, в зависимости  от гражданства, семейного положения, возраста, пола и пр.

Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативными правовыми актами МВД России), - особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом - статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служащего .

Статус полицейских  служащих развивается в соответствии с профессиональными канонами и международными нормами нравственности. Постановление Генеральной ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. N 34/169 "О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы" гласит, что "...работники полиции несут международную ответственность по защите людей от незаконных посягательств, исполняют свои функциональные обязанности на высоком профессиональном уровне, уважают честь и достоинство всех людей, защищают их законные интересы, хранят их тайны и уходят от жестокого и бесчеловечного обращения".

Для оценки правового  статуса сотрудника полиции как  государственного служащего, исходя из того, что служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной  службы Российской Федерации, обратимся к понятию государственной службы.

Становление института  государственной службы в России было предметом исследования А.Н. Поздышева, который отметил, что "...в период с 1917 г. по 1993 г. не было принято ни одного специального законодательного акта о государственной службе, а еще в конце XIX века Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон утверждали следующее: "служба государственная... есть результат долгого исторического процесса, находящегося в тесной связи с развитием самого государства".

Несмотря на отсутствие в советской истории законодательного акта о государственной службе, служебные отношения в органах внутренних дел регулировались специальными правовыми актами, начиная с Декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 3 апреля 1919 г. "О советской рабоче-крестьянской милиции" до принятого в 2011 году Федерального закона "О полиции".

В соответствии Законом "О милиции", "милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Что касается Федерального закона "О полиции", он не определяет понятие "полиция", хотя, исходя из положений Закона, можно охарактеризовать это понятие следующим образом: "полиция - составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел". Но в Законе никак не обусловлено, что другими составными частями данного федерального органа исполнительной власти являются внутренние войска МВД России, Федеральная миграционная служба, Следственный комитет при МВД России.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Гражданин приобретает  правовой статус сотрудника полиции  при приеме на службу в органы внутренних дел. Положение о службе в органах внутренних дел, Федеральный закон "О полиции" определяют порядок и условия приема на службу в органы внутренних дел, прохождение испытательного срока, порядок присвоения специальных званий, перемещений по службе и пр.

Сотрудник органов внутренних дел является представителем власти. Исходя из понятия полиции, сотрудник полиции, являющийся сотрудником органов внутренних дел, является также представителем власти.

Обобщающая дефиниция  понятия "представитель власти" содержится в примечании к ст. 318 УК Российской Федерации, где установлено, что "под представителем власти понимается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости".

В ст. ст. 12 - 13 ФЗ "О полиции" изложены обязанности и права полиции, причем сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными законом, в пределах своей компетенции, в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) .

Полиция, в числе прочих субъектов властно-публичной административной деятельности государства, наделена правами применять отдельные меры государственного принуждения (глава 4 ФЗ "О полиции" ) в целях выполнения возложенных на нее задач.

Принуждение является одним  из атрибутов власти. Единственным легитимным субъектом правового  принуждения является государство. Создавая правовые нормы, государственная  власть обязывает членов общества к  их безусловному исполнению <7>, поскольку любая предписывающая или запрещающая норма права принуждает тех, кому она адресована, к определенному поведению (опираясь на принудительную силу государства).

Должностные лица органов  внутренних дел для осуществления  их деятельности обеспечены необходимыми внешними атрибутами, которые способствуют восприятию гражданами сотрудников полиции, как представителей власти. К таким атрибутам относятся:

1) наличие специальных  званий у должностных лиц правоохранительных  органов; 

2) ношение форменной  одежды, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации, а порядок ношения определяется руководителем Министерства внутренних дел;

3) специальный жетон  с личным номером; 

4) служебное удостоверение  сотрудника полиции.

Следующим элементом  правового статуса сотрудника полиции являются гарантии: гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, гарантии уголовно-процессуального законодательства - на сотрудников полиции распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне; причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайней необходимости; физическом и психическом принуждении; обоснованном риске; неисполнении приказа или распоряжения.

Последним элементом правового статуса сотрудника полиции является то, что сотрудники полиции в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О полиции" несут установленную законом ответственность за противоправные действия или бездействие.

Тем самым мы рассмотрели  особенности правового статуса  сотрудника полиции и приходим к  выводу, что правовой статус сотрудника полиции, имеющий вышеперечисленные особенности статуса личности, основным признаком имеет специальный правовой статус - статус государственного служащего, и в него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность.

 

2.2 Права и обязанности  сотрудника полиции

 

Как федеральный государственный  служащий сотрудник полиции несет  права и обязанности, установленные ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 27 ФЗ "О полиции", которыми предусмотрено право:

1) на обеспечение надлежащих  организационно-технических условий,  необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление  с должностным регламентом (должностной  инструкцией) и иными документами,  определяющими его права и  обязанности по замещаемой должности,  с критериями оценки эффективности  выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый  установлением нормальной продолжительности  служебного времени, предоставлением  выходных и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда  и другие выплаты в соответствии  с законодательством Российской  Федерации и контрактом о прохождении  службы в полиции;

5) на получение в  установленном порядке информации  и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном  порядке к сведениям, составляющим  государственную и иную охраняемую  законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном  порядке в государственные и  муниципальные органы, общественные  объединения и организации в  связи с выполнением служебных  обязанностей;

8) на ознакомление  с отзывами о его служебной  деятельности и другими документами  до внесения их в личное  дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к  личному делу его письменных  объяснений и других документов  и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по  службе в полиции;

11) на профессиональную  подготовку, переподготовку, повышение  квалификации и стажировку в  установленном порядке;

12) на рассмотрение  служебного спора в соответствии  с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по  его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих  прав и законных интересов,  включая обжалование в суд  их нарушения;

15) на обязательное  государственное страхование жизни  и здоровья в соответствии  с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную  защиту жизни и здоровья, жизни  и здоровья членов его семьи,  а также принадлежащего ему  и членам его семьи имущества;

17) на государственное  пенсионное обеспечение в соответствии  с федеральным законом.

Как федеральный государственный служащий сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные  обязанности в соответствии с  должностным регламентом (должностной  инструкцией);

Информация о работе Полиция и ее правовой статус