Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:53, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе правового статуса полиции как правоохранительного органа в системе действующих в Российской Федерации правоохранительных органов.
Задачами исследования являются:
– изучение правовых основ деятельности полиции;
– определение сущности правового статуса сотрудника полиции;
– изучение прав и обязанностей сотрудников полиции.
Объектом правовой статус полиции..
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИЦИИ………………………………..
5
1.1 Правовые основы деятельности полиции в РФ………...…………
5
1.2 Закон «О полиции»: предпосылки и концептуальные идеи……...
11
2 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ……………………………
18
2.1 Сущность правового статуса……………………………………….
18
2.2 Права и обязанности сотрудника полиции………………………..
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
4) обращаться по служебным
вопросам к своему
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний
распорядок территориального
7) поддерживать уровень
квалификации, необходимый для надлежащего
выполнения служебных
8) не разглашать сведения,
составляющие государственную
9) беречь государственное
имущество, в том числе
10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
11) сообщать о выходе
из гражданства Российской
12) соблюдать установленные
федеральными законами
13) сообщать непосредственному
начальнику о возникновении
14) уведомлять непосредственного
начальника, органы прокуратуры
Российской Федерации или
Если сравнить перечисленные права и обязанности с объемом прав и обязанностей, установленных ст. 14 и 15 ФЗ "О государственной гражданской службе" для государственных гражданских служащих, то они им во многом идентичны. В этом проявляет себя принцип единства взаимосвязи различных видов государственной службы.
Специальные полномочия - это права и обязанности, которые сотрудник полиции выполняет по должности. Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации. Их комплекс зависит от вида полицейского подразделения (оперативный сотрудник, патрульный, инспектор дорожно-патрульной службы и т.д.) и уровня занимаемой должности (министерство, территориальный орган и т.п.). Перечень данных полномочий содержится в должностном регламенте (должностных инструкциях) сотрудника полиции, утверждаемом соответствующими руководителями.
Наряду с этим, независимо от занимаемой должности, сотрудники полиции выполняют определенный объем общих полномочий, которые получили название "уличных" прав и обязанностей.
Таковые появляются у полицейского только в тех случаях, когда он становится очевидцем правонарушения, совершаемого в общественном месте, либо о нем ему сообщают другие очевидцы.
В этих ситуациях сотрудник полиции обязан пресечь совершаемое преступление или административное правонарушение и принять меры к задержанию правонарушителя, а также к устранению либо нейтрализации вредных последствий общественно опасного деяния, либо происходящего несчастного случая.
"Уличные" обязанности
полицейского, по сути, те же, что
были у милиционера в
Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую
помощь гражданам,
2) в случае обращения гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления таковых принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению противоправного деяния, задержанию лиц, подозреваемых в его совершении, по охране места противозаконного действия и сообщить об этом в подразделение полиции.
Новым Законом общие права сотрудника полиции определены достаточно конкретно, в отличие от Закона о милиции, который давал сотруднику широкую возможность для собственных усмотрений должностного правоприменения, вплоть до подмены одних предписаний закона иными, корреспондирующими с ними нормами.
Теперь для выполнения
общеполицейских обязанностей сотруднику
предоставлена возможность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская Федерация,
провозгласившая приоритет
Правоохранительные органы – динамическая система, она видоизменяется в зависимости от того, какие задачи возникают на различных этапах становления правового государства и гражданского общества. Происходит уточнение функций тех либо иных правоохранительных органов, в ряде случаев – перераспределение их полномочий. Последовательно продолжается реформа, направленная на централизацию государственных органов, устранение дублирующих полномочий.
На основании проведенного исследования о правовом статусе, месте и роли полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
а) принципы применения силы;
б) принцип необходимости и пропорциональности;
6. В ходе осуществления своей деятельности, согласно статье 12 Закона «О полиции» на нее возложен целый ряд обязанностей.
7. Для выполнения возложенных
на полицию обязанностей, согласно
статье 13 Закона «О полиции», ей
предоставляются достаточно
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 2009. – 21 января. – №4831; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009 – №4. – Ст. 445
2 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"// Справочная система «КонсультантПлюс»
3 Федеральный закон от 18.04.1991 №1026–1 «О милиции» (в ред. от 27.07.2010) // Справочная система «КонсультантПлюс»
4 Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» (постатейный)./под ред. С.И. Барсукова, А.Н. Борисова – М., Деловой Двор, 2011. – 640 с.
5 Краткий юридический словарь/А.В. Малько – М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 496 с.
6 Постатейный Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ./под ред. А.П. Рыжакова, Маркет ДС, 2011. – 384 с.
7 А.В. Гриненко. Правоохранительные органы в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М., Проспект. 2012. – 224 с.
8 П.Ю. Петров. Правоохранительные органы. Конспект лекций. – М., АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2011. – 159 с.
9 А.В. Шаров. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. – 2005. – №4 – С. 19
10 Т.Я. Хабриева, А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал Российского права. – 2006. – №2 – С. 3 – 23
11 В.Б. Пастухов. Реформа МВД как сублимация политической реформы в России // Полис. – 2010. – №6 – с. 23
12 А.В. Чернов., И.П. Парфиненко., Н.Ю. Жигалов., Г.М. Тамбовцева., А.Н. Шаламова., Е.А. Гончар. Проект Федерального закона «О полиции»: достоинства и недостатки // Российский следователь. – 2010. – №21 – с. 26–30
13 И.В. Гончаров. Создание в России полиции: переименование или изменение содержания? // Российская юстиция. -2010. – №12 – с. 60–62
14 С.И. Балабкин. О реформировании органов внутренних дел: текущее состояние // Право и политика. – 2011. – №10 – с. 1653–1665.
15 С.П. Булавин, В.В. Черников. Федеральный Закон «О полиции». Предпосылки и концептуальные идеи // Административное право. – 2011. – №9 – с. 2–10.