Полиция и ее правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе правового статуса полиции как правоохранительного органа в системе действующих в Российской Федерации правоохранительных органов.
Задачами исследования являются:
– изучение правовых основ деятельности полиции;
– определение сущности правового статуса сотрудника полиции;
– изучение прав и обязанностей сотрудников полиции.
Объектом правовой статус полиции..

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИЦИИ………………………………..
5
1.1 Правовые основы деятельности полиции в РФ………...…………
5
1.2 Закон «О полиции»: предпосылки и концептуальные идеи……...
11
2 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ……………………………

18
2.1 Сущность правового статуса……………………………………….
18
2.2 Права и обязанности сотрудника полиции………………………..
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

3) выполнять приказы  и распоряжения руководителей  (начальников), отданные в установленном  порядке и не противоречащие  федеральному закону;

4) обращаться по служебным  вопросам к своему непосредственному  начальнику, а при необходимости  и к прямому начальнику, поставив  при этом в известность непосредственного  начальника;

5) соблюдать при выполнении  служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдать внутренний  распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей  в систему федерального органа  исполнительной власти в сфере  внутренних дел, где он проходит  службу;

7) поддерживать уровень  квалификации, необходимый для надлежащего  выполнения служебных обязанностей;

8) не разглашать сведения, составляющие государственную и  иную охраняемую законом тайну,  а также сведения, ставшие ему  известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

9) беречь государственное  имущество, в том числе предоставленное  ему для выполнения служебных  обязанностей;

10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщать о выходе  из гражданства Российской Федерации  или о приобретении гражданства  (подданства) иностранного государства  в день выхода из гражданства  РФ или в день приобретения  гражданства (подданства) иностранного  государства;

12) соблюдать установленные  федеральными законами ограничения  и запреты, связанные со службой  в полиции, а также соблюдать  требования к служебному поведению  сотрудника полиции;

13) сообщать непосредственному  начальнику о возникновении личной  заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять непосредственного  начальника, органы прокуратуры  Российской Федерации или другие  государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Если сравнить перечисленные  права и обязанности с объемом  прав и обязанностей, установленных ст. 14 и 15 ФЗ "О государственной гражданской службе" для государственных гражданских служащих, то они им во многом идентичны. В этом проявляет себя принцип единства взаимосвязи различных видов государственной службы.

Специальные полномочия - это права и обязанности, которые  сотрудник полиции выполняет по должности. Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации. Их комплекс зависит от вида полицейского подразделения (оперативный сотрудник, патрульный, инспектор дорожно-патрульной службы и т.д.) и уровня занимаемой должности (министерство, территориальный орган и т.п.). Перечень данных полномочий содержится в должностном регламенте (должностных инструкциях) сотрудника полиции, утверждаемом соответствующими руководителями.

Наряду с этим, независимо от занимаемой должности, сотрудники полиции выполняют определенный объем общих полномочий, которые получили название "уличных" прав и обязанностей.

Таковые появляются у  полицейского только в тех случаях, когда он становится очевидцем правонарушения, совершаемого в общественном месте, либо о нем ему сообщают другие очевидцы.

В этих ситуациях сотрудник  полиции обязан пресечь совершаемое  преступление или административное правонарушение и принять меры к  задержанию правонарушителя, а также  к устранению либо нейтрализации  вредных последствий общественно опасного деяния, либо происходящего несчастного случая.

"Уличные" обязанности  полицейского, по сути, те же, что  были у милиционера в соответствии  с ч. 2 ст. 18 Закона о милиции.

Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую  помощь гражданам, пострадавшим  от преступлений, административных  правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения  гражданина с заявлением о  преступлении, об административном  правонарушении, о происшествии  либо в случае выявления таковых принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению противоправного деяния, задержанию лиц, подозреваемых в его совершении, по охране места противозаконного действия и сообщить об этом в подразделение полиции.

Новым Законом общие права сотрудника полиции определены достаточно конкретно, в отличие от Закона о милиции, который давал сотруднику широкую возможность для собственных усмотрений должностного правоприменения, вплоть до подмены одних предписаний закона иными, корреспондирующими с ними нормами.

Теперь для выполнения общеполицейских обязанностей сотруднику предоставлена возможность использования  всего арсенала правовых средств  полиции. Кроме того, существуют права, к примеру, по проведению оперативно-розыскных мероприятий, производству уголовно-процессуальных действий и т.п., которые могут реализовываться лишь ограниченным кругом сотрудников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Российская Федерация, провозгласившая приоритет прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, ведет существенное реформирование системы правоохранительных органов. В последнее десятилетие созданы действенные механизмы контроля над деятельностью государственных органов и их должностных лиц, в том числе со стороны общественности.

Правоохранительные органы – динамическая система, она видоизменяется в зависимости от того, какие задачи возникают на различных этапах становления правового государства и гражданского общества. Происходит уточнение функций тех либо иных правоохранительных органов, в ряде случаев – перераспределение их полномочий. Последовательно продолжается реформа, направленная на централизацию государственных органов, устранение дублирующих полномочий.

На основании проведенного исследования о правовом статусе, месте  и роли полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

  1. Для интеграции России в мировое полицейское сообщество проводится реформа направленная на создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития. Осуществление данной реформы было вызвано целым рядом причин.
  2. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
  3. Полиция занимает наиболее значимое место в действующей системе правоохранительных органов Российской Федерации. Основными направлениями деятельности полиции являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; противодействие преступности; охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.
  4. Основные направления деятельности, которые реализует полиция скорректированы с учетом современных условий и формально закреплены в статье 2 закона «О полиции».
  5. Статья 5 закона «О полиции» посвящена основным принципам деятельности полиции. Однако, в силу особенностей деятельности полиции, необходимо также сказать о принципах работы, которые специфичны именно для этого института:

а) принципы применения силы;

б) принцип необходимости  и пропорциональности;

6. В ходе осуществления своей деятельности, согласно статье 12 Закона «О полиции» на нее возложен целый ряд обязанностей.

7. Для выполнения возложенных  на полицию обязанностей, согласно  статье 13 Закона «О полиции», ей  предоставляются достаточно широкие  права, а часть из них выделена в отдельные статьи.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 2009. – 21 января. – №4831; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009 – №4. – Ст. 445

2 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"// Справочная система «КонсультантПлюс»

3 Федеральный закон от 18.04.1991 №1026–1  «О милиции» (в ред. от 27.07.2010) // Справочная система «КонсультантПлюс»

4 Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» (постатейный)./под ред. С.И. Барсукова, А.Н. Борисова – М., Деловой Двор, 2011. – 640 с.

5 Краткий юридический словарь/А.В. Малько – М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 496 с.

6 Постатейный Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ./под ред. А.П. Рыжакова, Маркет ДС, 2011. – 384 с.

7 А.В. Гриненко. Правоохранительные органы в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М., Проспект. 2012. – 224 с.

8 П.Ю. Петров. Правоохранительные органы. Конспект лекций. – М., АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2011. – 159 с.

9 А.В. Шаров. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. – 2005. – №4 – С. 19

10 Т.Я. Хабриева, А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал Российского права. – 2006. – №2 – С. 3 – 23

11 В.Б. Пастухов. Реформа МВД как сублимация политической реформы в России // Полис. – 2010. – №6 – с. 23

12 А.В. Чернов., И.П. Парфиненко., Н.Ю. Жигалов., Г.М. Тамбовцева., А.Н. Шаламова., Е.А. Гончар. Проект Федерального закона «О полиции»: достоинства и недостатки // Российский следователь. – 2010. – №21 – с. 26–30

13 И.В. Гончаров. Создание в России полиции: переименование или изменение содержания? // Российская юстиция. -2010. – №12 – с. 60–62

14 С.И. Балабкин. О реформировании органов внутренних дел: текущее состояние // Право и политика. – 2011. – №10 – с. 1653–1665.

15 С.П. Булавин, В.В. Черников. Федеральный Закон «О полиции». Предпосылки и концептуальные идеи // Административное право. – 2011. – №9 – с. 2–10.




Информация о работе Полиция и ее правовой статус