Полиция: полномочия, структура, организация деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является изучение института полиции в Российской Федерации, выявление отличий от отмененного закона «О милиции», правовые аспекты работы полиции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие положения о полиции в РФ…………………………..……..5
1.1 Реорганизация милиции в полицию. Реформа МВД 2011 года………...5
1.2 Отличия закона «О полиции» от закона «О милиции»…………………8
1.3 Задачи и организация полиции

Глава 2. Правовые основы работы полиции…………....…………………..13
2.1 Направленность деятельности полиции …….13
2.2 Полномочия полиции ……………....15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Курсовая АП 2013.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общие  положения о полиции в РФ…………………………..……..5

      1.1 Реорганизация милиции в полицию.  Реформа МВД 2011 года………...5

      1.2 Отличия закона «О полиции»  от закона «О милиции»…………………8

      1.3 Задачи и организация полиции

    

Глава 2. Правовые основы работы полиции…………....…………………..13

2.1 Направленность деятельности полиции …….13

2.2 Полномочия полиции ……………....15

Заключение…………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  В данной  работе  рассматривается такой  элемент системы правоохранительных  органов как полиция. Полиция  – составная часть единой централизованной  системы Министерства внутренних  дел Российской Федерации.

  Институт полиции,  в соответствии с Федеральным  Законом № 3-ФЗ призван обеспечить  защиту жизни, здоровья, прав и  свобод граждан, а также других  лиц. Иначе говоря, главное назначение  института судимости состоит  в противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности  и для обеспечения общественной безопасности.

Что касается нашей страны, можно отметить следующее: на данный момент очень велики показатели преступности  во всех отраслях общественной и личной деятельности, следовательно, для борьбы с преступностью необходим профессиональный институт, который смог бы обеспечить охрану правопорядка на территории Российской Федерации. Как мы видим, роль института полиции  в обеспечении эффективной борьбы с преступностью очень велика.

 

Актуальность  темы данной работы обусловлена тем, что, во-первых, преступность в Российской Федерации представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и  свободам граждан, а также интересам  общества и государства, тормозит развитие страны в целом, усиливается ее организованность и агрессивность. Появляются новые, все более опасные виды преступлений. Во- вторых, с введением в действие нового закона «О полиции», взамен отмененного «О милиции», появилось много вопросов, касающихся нововведений данного закона, что непосредственно влияет на актуальность выбранной темы.

 

Объект исследования в данной работе является институт полиции в Российской Федерации. Предметом исследования является законодательство, в котором нашло отражение  понятие института полиции, в частности, наибольшее внимание уделяется рассмотрению закона «О полиции», а так же работы юристов, занимающихся рассмотрением данного вопроса.

 

Целью исследования в данной работе является изучение института полиции в Российской Федерации, выявление отличий от отмененного закона «О милиции», правовые аспекты работы полиции.

 

Методологическая  основа исследования представлена диалектическим методом познания и рядом частно - научных методов познания, среди  которых необходимо выделить логический, анализирующий, сравнительно-правовой, системно-структурный методы.

 

В данной работе использовались следующие нормативные  документы: Конституция РФ, ФЗ «О полиции», Указы Президента, касающиеся деятельности полиции, а также учебная и  иная литература по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения о полиции  в РФ

1.1 Реорганизация  милиции в полицию. Реформа  МВД 2011 года.

 

Общественный  порядок в нашей стране до недавнего  времени поддерживала, как всем известно, милиция, а в зарубежных странах  — в основном полицейские. В связи со вступлением в силу нового закона возник вопрос,  в чём принципиальная разница между полицией и милицией?  Полиция - это система органов государственной безопасности, обеспечивающих защиту общественного и государственного строя и охрану общественного порядка, ведущих борьбу с преступностью и правонарушениями. Отчего же в России точно такая же административная система называлась не полицией, как практически во всём мире, а милицией?

Дело в обстоятельствах, обусловивших её появление: революции 1917 года. В феврале после свержения самодержавия царская полиция была распущена и вместо неё охранять правопорядок стали параллельно создаваемые Временным правительством и Советами отряды народной милиции. Под милицией в то время понимали временное войско, формируемое из граждан, от латинского militia — «ополчение, войско», от miles — «солдат». До революции созываемые милицейские отряды, например, помогали полиции бороться с забастовками на заводах и выступлениями против режима.

После Октябрьской  революции и полного захвата власти Советами было решено не возвращать полицию (очевидно, из-за неприятных ассоциаций большевиков, связанных с этим словом) и органы охраны правопорядка до сих пор именуются не иначе, как милицией.

 

В настоящее  время впервые о реформе заговорили осенью 2002 года. В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, по мнению заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД.

6 августа 2010 года президент России Дмитрий  Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О полиции» для всеобщего обсуждения в Интернете. Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию: «Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективны, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя — полиция».

 

В уникальном для  России онлайн-обсуждении законопроекта  «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное»), хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.

Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий Госдума приняла законопроект в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только 315 депутатов «Единой России», 130 высказались против, воздержавшихся не было. Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

Что касается противоречий среди общества можно отметить следующее: законом остались разочарованы и правозащитники, и милиционеры. Первые говорят о том, что авторы документа не защитили граждан от произвола сотрудников правоохранительных органов, а, напротив, расширили полномочия полиции. Вторые критикуют проект за отсутствие социальных гарантий для полицейских.

 

 

 

1.2 Отличия  закона «О полиции» от закона  «О милиции»

Особенность недавно  вступившего в силу закона «О полиции», в том, что он абсолютно ничего не меняет ни по содержанию, ни по форме  работы структуры. Он заметно детальнее прописывает полномочия полицейских, их подотчетность, условия применения физической силы и спецсредств, правовое положение полицейского.

Например, много  шума вызвало прямое указание в законопроекте  на право беспрепятственно посещать любые организации и знакомиться там с необходимыми документами. Сделать это полицейский сможет только в рамках доследственной проверки, следствия по уголовному делу или разбирательству по делу об административном правонарушении. Данный закон лишь свел разбросанные по другим законам полномочия в единый перечень из 37 прав и 38 обязанностей. В действующем законе «О милиции» отражены 37 прав и 36 обязанностей.

Что касается непосредственно  изменений, то, во-первых, закон «О полиции» отличается от  отмененного закона «О милиции»  резким сокращением отсылочных норм. В нем представлен исчерпывающий перечень полномочий. Какие-то новые права и обязанности полиции могут возникнуть только путем включения дополнений в закон «О полиции». В большой степени исполнено пожелание президента «поднять» многие полномочия милиции из внутренних приказов, зачастую недоступных гражданам, до уровня федерального закона.

Во-вторых,  детализирована процедура и порядок задержания. В случае применения к гражданину мер принуждения сотрудник полиции обязан объяснить причину своих действий и разъяснить гражданину его права и обязанности(п.4 ст.5 ФЗ «О полиции» ).  Полиции дан закрытый перечень из 13 категорий лиц, которых она получит право задерживать (п.2 ст. 14 ФЗ «О полиции»). Четко прописана последовательность действий после задержания. Однако, в условиях нашей страны можно будет ожидать волны жалоб на несоблюдение этих процедур в течение нескольких лет после вступления закона в силу.

В-третьих,  гражданин, задержанный сотрудником полиции, имеет право на телефонный разговор со своими близкими в течение 3-х часов, если он не совершил ранее побег или не является подозреваемым в уголовном преступлении(п. 7,11 ст.14 ФЗ «О полиции» ). Это явное заимствование из американского правосудия, так называемое «правило Миранды». Но есть одно маленькое отличие, которое переводить эту обязанность полицейского в раздел юмора. В США, если вам не зачитали права при задержании, все остальные обвинения теряют силу.  В нашей стране никаких правовых последствий при незачтении этой формулировки не предусмотрено. Также прямое толкование нормы не предполагает звонка адвокату — если, конечно, он не близкий родственник.

В-четвертых, так  же детально теперь прописаны полномочия полицейских при проникновении  в жилище. Вместо двух абзацев в законе «О милиции», теперь этому посвящена отдельная статья из восьми пунктов. Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавился собственник жилища и пр. Основания вторжения в жилище не изменились: для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности  граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая (п.3 ст. 15 ФЗ «О полиции»). Напомним, ранее авторы законопроекта, которым выступали эксперты самого МВД, написали коротко и просто в том смысле, что правоохранители имеют право проникать всегда, везде и беспрепятственно.

В-пятых, Вообще, права полицейских в новом  законе существенно расширены, и  на многие действия, на которые ранее  требовалась санкция прокурора  или решение суда, они получили право в ходе обычной работы: запрашивание сведений, составляющих, в том числе, и налоговую тайну у организаций или персональные данные граждан. В отдельную статью выделены и прописаны все полномочия полиции по ведению баз данных россиян. Полиция остается одним из основных носителей сведений о гражданах — она ведет базы данных 23 различных категорий граждан, среди которых и получившие водительские удостоверения, а не только владельцы транспортных средств, и реабилитированные, и находящиеся в беспомощном состоянии, и совершившие административное правонарушение, иностранцы и владельцы оружия. Регламентация этой функции явилась следствием принятия два года назад закона о персональных данных.

В-шестых, более  подробно описаны действия по применению спецсредств, а также основания для их применения. Применение физической силы, оружия и спецсредств в законе «О милиции» было наиболее детализированным полномочием. Милиционеров заставляли наизусть заучивать тексты соответствующих статей. Закон «О полиции» пошел еще дальше. Теперь написано, например, что «не допускается нанесение человеку ударов специальной палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца» (пп.1 п. 2 ст. 22 ФЗ «О полиции»). Число применяемых спецсредств увеличилось с 10 до 14. Классические наручники раздвоились на непонятные «средства сковывания движения» и «средства ограничения подвижности» (пп. 3,10 п.2 ст.21 ФЗ «О полиции» ). Служебные собаки поменялись на служебных животных (речь, например, о конных патрулях). Появились средства блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, применяемые на митингах и концертах. При этом специально оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут пресекаться с применением спецсредств. Увеличился на один пункт перечень оснований для применения огнестрельного оружия против людей. Специально «под боевиков» появилось право застрелить лицо, оказывающее «вооруженное сопротивление», а также лицо, отказывающееся «выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ»(п.5 ст 23 ФЗ «О полиции»).

В последнюю  очередь хотелось бы отметить еще  одно нововведение, касающееся контроля за деятельностью полиции. Чрезвычайно много внимания в законe уделено описанию принципов общественного контроля за работой полиции. Дмитрий Медведев придал этому новшеству еще большее значение, призвав граждан следить за внедрением нового закона. Закон вводит мониторинг общественного мнения, отчетность полицейских начальников перед гражданами, регламентирует работу общественных советов, предусматривает общественную экспертизу нормативных актов и многое другое. Однако, порядок отчетности, периодичность и даже уполномоченных для отчетов должностных лиц будет определять, опять же, сама полиция.

Информация о работе Полиция: полномочия, структура, организация деятельности