Полиция: полномочия, структура, организация деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является изучение института полиции в Российской Федерации, выявление отличий от отмененного закона «О милиции», правовые аспекты работы полиции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие положения о полиции в РФ…………………………..……..5
1.1 Реорганизация милиции в полицию. Реформа МВД 2011 года………...5
1.2 Отличия закона «О полиции» от закона «О милиции»…………………8
1.3 Задачи и организация полиции

Глава 2. Правовые основы работы полиции…………....…………………..13
2.1 Направленность деятельности полиции …….13
2.2 Полномочия полиции ……………....15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Курсовая АП 2013.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Подводя итог, хочется отметить, что сказать, что новый закон что-то качественно меняет в больших масштабах в лучшую или в худшую сторону,по-моему,  нельзя. С одной стороны, действия полицейских как-то определяются более четко, а значит, меньше возможностей для злоупотреблений. С другой, степень подчиненности обычных граждан полицейским возрастает, и площадка для фантазий полицейских расширяется, т.е. произошло расширение прав полиции, напрямую касающихся прав и свобод граждан, что вписывается в процесс укрепления в нашей стране «полицейского государства».

 

 

1.3 Организация и задачи полиции РФ.

Статья 4 Федерального Закона «О полиции» гласит:

1. Полиция является  составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции  могут входить подразделения,  организации и службы, создаваемые  для выполнения возложенных на  полицию обязанностей (далее - подразделения  полиции).

Краеугольным камнем организационного реформирования полиции стало то, что этот орган окончательно вошел в систему федеральных органов власти, а состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений теперь определяются Президентом РФ. Новым законом отменено разделение полиции на криминальную полицию (милицию) и полицию (милицию) общественной безопасности.

Федеральный Закон  «О полиции»  определил задачи полиции, установив, что иные обязанности  на нее могут возлагаться только федеральными законами. К основным задачам полиции отнесены:

— обеспечение  безопасности личности;

— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— выявление  и раскрытие преступлений;

— охрана общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности;

—  защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

— оказание помощи физическим и юридическим лицам  в защите их прав и законных интересов  в пределах, установленных законом.

Деятельность  полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Полиция решает свои задачи во взаимодействии с другими  государственными органами, органами местного самоуправления, общественными  объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Закон «О полиции» особо  подчеркнул обязанности полиции  по обеспечению прав личности, уточнив  и конкретизировав ряд положений:

— полиция защищает права  и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

— полиция запрещается  прибегать к пыткам, насилию, другому  жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению;

— всякое ограничение граждан  в их правах и свободах допускается  лишь на основании и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник полиции обязан разъяснить основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности;

— полиция обязана  предоставлять задержанным возможность  реализовать свое право на юридическую помощь, сообщать по их просьбе (а в случаях задержания несовершеннолетних — в обязательном порядке) о задержании родственникам, администрации по месту работы или учебы;

— полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

— полиция обязана  обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются  его права и свободы.

.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовые основы работы полиции

2.1 Направленность деятельности полиции.

Деятельность  полиции осуществляется по следующим  основным направлениям: 

Два основных направления  деятельности полиции – 

  • защита личности, общества, государства от противоправных посягательств
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Под личностью  здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Предупреждение  преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений  правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью: 
- выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств; 
- предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений; 
- пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления); 
- создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

Основным направлением деятельности полиции является также 

  • выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.
  • производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • обеспечение правопорядка в общественных местах;

 

Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений - это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст. 2 Конституции РФ, - обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.                 В связи с осуществлением полицией данного направления деятельности Федеральным законом "О полиции" последней предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13), розыскную (п. п. 12, 13 ч. 1 ст. 12, п. п. 10, 35 ч. 1 ст. 13, п. 9 ч. 3 ст. 17) и уголовно-процессуальную деятельность (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 12, п. п. 2 - 5, 7, 9 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 2, ч. ч. 3 - 5 ст. 14 и др.).

 

Полиция также  обеспечивает :

  • обеспечение безопасности дорожного движения;

Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Отдельным направлением деятельности полиции является

  • розыск лиц. Под  лицами подразумеваются:

- лица, совершившие  преступления или подозреваемые  и обвиняемые в их совершении; 
- лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда; 
- несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; 
- несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; 
- лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; 
- лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; 
- лица, пропавшие без вести.

Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных  лиц полиция согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 того же Федерального закона должна также в порядке, определяемом федеральным  органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании: 
- лиц, совершивших побег из-под стражи; 
- лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; 
- лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания; 
- лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.

В целях обеспечения  возможности реализации рассматриваемого основного направления деятельности полиции предоставлены права: 
1) объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом "О полиции"; 
2) проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия (п. 10 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона); 
3) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона); 
4) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести (п. 13 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона); 
5) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести (п. 35 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона); 
6) задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (п. 4 ч. 2 ст. 14 комментируемого Федерального закона); 
7) проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания (п. 3 ч. 2 ст. 16 комментируемого Федерального закона); 
8) вносить в банки данных информацию о лицах, объявленных в розыск (п. 9 ч. 3 ст. 17 комментируемого Федерального закона); 
9) реализовывать иные собственные полномочия в целях розыска лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом "О полиции".

Также существует ряд других основных направлений  деятельности. Туда входит:

 

  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

 

В законе «О полиции» большое внимание уделено основополагающим принципам деятельности полиции. Этими  принципами являются:

 

1.Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина.

 

Данный принцип обязывает сотрудников полиции относиться предельно уважительно к гражданам и выполнять их законные требования (ст. 5 ФЗ «О полиции»). Уважение прав и свобод человека и гражданина - это почтительное к ним отношение, основанное на признании их ценности и важности для функционирования развитого гражданского общества и цивилизованного государства. Внешним проявлением реализации принципа соблюдения  и уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции является соблюдение ею этих прав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто преступил закон или подозревается в этом. Здесь следует упомянуть о таких закрепленных Конституцией Российской Федерации правах и свободах человека и гражданина, как право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию, частной собственности, свободы совести, вероисповедания, мысли и слова, поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, право проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования и т.д. 
Известно, что полицейская мера, наносящая ущерб правам и свободам граждан, оправдана лишь в той степени, в какой она вызвана необходимостью (принцип экономии полицейского вмешательства). В этой связи полиция должна вторгаться в права и свободы граждан только тогда, когда без этого не могут быть выполнены возложенные на нее обязанности. От нее требуется избирать такой способ действий, который при создавшейся обстановке в наименьшей степени умалял бы эти права и свободы. Ограничивающая указанные права и свободы деятельность полиции должна немедленно прекращаться, если достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться избранным способом. 
Неуважение, несоблюдение прав и свобод человека и гражданина, если оно допускается со стороны сотрудников полиции, как правило, содержит в себе признаки состава должностного проступка либо преступления и должно влечь за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.

Информация о работе Полиция: полномочия, структура, организация деятельности