Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:44, курсовая работа
Целью исследования в данной работе является изучение института полиции в Российской Федерации, выявление отличий от отмененного закона «О милиции», правовые аспекты работы полиции.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие положения о полиции в РФ…………………………..……..5
1.1 Реорганизация милиции в полицию. Реформа МВД 2011 года………...5
1.2 Отличия закона «О полиции» от закона «О милиции»…………………8
1.3 Задачи и организация полиции
Глава 2. Правовые основы работы полиции…………....…………………..13
2.1 Направленность деятельности полиции …….13
2.2 Полномочия полиции ……………....15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………20
Подводя итог, хочется отметить, что сказать, что новый закон что-то качественно меняет в больших масштабах в лучшую или в худшую сторону,по-моему, нельзя. С одной стороны, действия полицейских как-то определяются более четко, а значит, меньше возможностей для злоупотреблений. С другой, степень подчиненности обычных граждан полицейским возрастает, и площадка для фантазий полицейских расширяется, т.е. произошло расширение прав полиции, напрямую касающихся прав и свобод граждан, что вписывается в процесс укрепления в нашей стране «полицейского государства».
1.3 Организация и задачи полиции РФ.
Статья 4 Федерального Закона «О полиции» гласит:
1. Полиция является
составной частью единой
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).
Краеугольным камнем организационного реформирования полиции стало то, что этот орган окончательно вошел в систему федеральных органов власти, а состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений теперь определяются Президентом РФ. Новым законом отменено разделение полиции на криминальную полицию (милицию) и полицию (милицию) общественной безопасности.
Федеральный Закон «О полиции» определил задачи полиции, установив, что иные обязанности на нее могут возлагаться только федеральными законами. К основным задачам полиции отнесены:
— обеспечение безопасности личности;
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
— выявление и раскрытие преступлений;
— охрана общественного
порядка и обеспечение
— защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
— оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом.
Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Полиция решает свои задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Закон «О полиции» особо
подчеркнул обязанности полиции
по обеспечению прав личности, уточнив
и конкретизировав ряд
— полиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
— полиция запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению;
— всякое ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основании и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник полиции обязан разъяснить основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности;
— полиция обязана
предоставлять задержанным
— полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
— полиция обязана
обеспечить лицу возможность ознакомления
с документами и материалами,
в которых непосредственно
.
Глава 2. Правовые основы работы полиции
2.1 Направленность деятельности полиции.
Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
Два основных направления деятельности полиции –
Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.
Предупреждение
преступлений и административных правонарушений
является одним из приоритетных направлений
правоохранительной деятельности по борьбе
с преступностью, одной из основных
задач полиции и представляет
собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия,
проводимых структурными подразделениями
и сотрудниками полиции в пределах установленной
им компетенции с целью:
- выявления лиц, склонных к совершению
преступлений, и оказания на них профилактического
воздействия для недопущения с их стороны
преступных посягательств;
- предотвращения (недопущения) готовящихся
преступлений;
- пресечения покушений на преступления
(то есть пресечения умышленных действий
либо бездействия, непосредственно направленных
на совершение преступления);
- создания обстоятельств, препятствующих
совершению преступлений и административных
правонарушений.
Основным направлением деятельности полиции является также
Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений - это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст. 2 Конституции РФ, - обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности. В связи с осуществлением полицией данного направления деятельности Федеральным законом "О полиции" последней предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13), розыскную (п. п. 12, 13 ч. 1 ст. 12, п. п. 10, 35 ч. 1 ст. 13, п. 9 ч. 3 ст. 17) и уголовно-процессуальную деятельность (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 12, п. п. 2 - 5, 7, 9 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 2, ч. ч. 3 - 5 ст. 14 и др.).
Полиция также обеспечивает :
Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")
Отдельным направлением деятельности полиции является
- лица, совершившие
преступления или
- лица, скрывшиеся от органов дознания,
предварительного следствия или суда;
- несовершеннолетние, самовольно ушедшие
из семей или специализированных учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации;
- несовершеннолетние, самовольно ушедшие
из специальных учебно-воспитательных
учреждений закрытого типа органа управления
образованием;
- лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных
им судом принудительных мер медицинского
характера или принудительных мер воспитательного
воздействия;
- лица, уклоняющиеся от недобровольной
госпитализации, назначенной судом в связи
с наличием психического расстройства;
- лица, пропавшие без вести.
Помимо самостоятельного
осуществления розыска
- лиц, совершивших побег из-под стражи;
- лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного
наказания;
- лиц, уклоняющихся от получения предписания
о направлении к месту отбывания наказания;
- лиц, не прибывших к месту отбывания наказания
в установленный в предписании о направлении
к месту отбывания наказания срок.
В целях обеспечения
возможности реализации рассматриваемого
основного направления
1) объявлять розыск и принимать меры по
розыску лиц, совершивших преступления
или подозреваемых и обвиняемых в их совершении,
лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск
которых возложен на полицию Федеральным
законом "О полиции";
2) проводить оперативно-розыскные мероприятия;
производить при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности изъятие документов, предметов,
материалов и сообщений и иные предусмотренные
федеральным законом действия (п. 10 ч. 1
ст. 13 комментируемого Федерального закона);
3) проверять документы, удостоверяющие
личность граждан, если имеются данные,
дающие основания полагать, что они находятся
в розыске, а равно если имеются основания
для их задержания в случаях, предусмотренных
федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 13 комментируемого
Федерального закона);
4) доставлять граждан, то есть осуществлять
их принудительное препровождение, в служебное
помещение территориального органа или
подразделения полиции, в помещение муниципального
органа, в иное служебное помещение в целях
решения вопроса о задержании гражданина
(при невозможности решения данного вопроса
на месте); установления личности гражданина,
если имеются основания полагать, что
он находится в розыске как скрывшийся
от органов дознания, следствия или суда,
либо как уклоняющийся от исполнения уголовного
наказания, либо как пропавший без вести
(п. 13 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального
закона);
5) использовать на безвозмездной основе
возможности средств массовой информации
и информационно-
6) задерживать лиц, находящихся в розыске,
до передачи их соответствующим органам,
учреждениям или должностным лицам этих
органов и учреждений (п. 4 ч. 2 ст. 14 комментируемого
Федерального закона);
7) проводить по решению руководителя территориального
органа или лица, его замещающего, оцепление
(блокирование) участков местности при
розыске лиц, совершивших побег из-под
стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания
уголовного наказания (п. 3 ч. 2 ст. 16 комментируемого
Федерального закона);
8) вносить в банки данных информацию о
лицах, объявленных в розыск (п. 9 ч. 3 ст.
17 комментируемого Федерального закона);
9) реализовывать иные собственные полномочия
в целях розыска лиц, розыск которых возложен
на полицию Федеральным законом "О полиции".
Также существует ряд других основных направлений деятельности. Туда входит:
В законе «О полиции» большое внимание уделено основополагающим принципам деятельности полиции. Этими принципами являются:
1.Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина.
Данный принцип обязывает сотрудников
полиции относиться предельно уважительно
к гражданам и выполнять их законные требования
(ст. 5 ФЗ «О полиции»). Уважение прав и
свобод человека и гражданина - это почтительное
к ним отношение, основанное на признании
их ценности и важности для функционирования
развитого гражданского общества и цивилизованного
государства. Внешним проявлением реализации
принципа соблюдения и уважения прав
и свобод человека и гражданина в деятельности
полиции является соблюдение ею этих прав
и свобод, причем не только законопослушных
лиц, но и тех, кто преступил закон или
подозревается в этом. Здесь следует упомянуть
о таких закрепленных Конституцией Российской
Федерации правах и свободах человека
и гражданина, как право на жизнь, достоинство
личности, свободу и личную неприкосновенность,
неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность
жилища, личную и семейную тайну, защиту
своей чести и доброго имени, тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений, свободу передвижения,
выбора места пребывания и жительства,
выезда за пределы Российской Федерации
и беспрепятственного возвращения в Российскую
Федерацию, частной собственности, свободы
совести, вероисповедания, мысли и слова,
поиска, получения, передачи, производства
и распространения информации, право на
объединение, право собираться мирно,
без оружия, право проведения собраний,
митингов, демонстраций, шествий и пикетирования
и т.д.
Известно, что полицейская мера, наносящая
ущерб правам и свободам граждан, оправдана
лишь в той степени, в какой она вызвана
необходимостью (принцип экономии полицейского
вмешательства). В этой связи полиция должна
вторгаться в права и свободы граждан
только тогда, когда без этого не могут
быть выполнены возложенные на нее обязанности.
От нее требуется избирать такой способ
действий, который при создавшейся обстановке
в наименьшей степени умалял бы эти права
и свободы. Ограничивающая указанные права
и свободы деятельность полиции должна
немедленно прекращаться, если достигнута
законная цель или выяснилось, что она
не может или не должна достигаться избранным
способом.
Неуважение, несоблюдение прав и свобод
человека и гражданина, если оно допускается
со стороны сотрудников полиции, как правило,
содержит в себе признаки состава должностного
проступка либо преступления и должно
влечь за собой дисциплинарную или уголовную
ответственность.
Информация о работе Полиция: полномочия, структура, организация деятельности