Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении понятия норм административного права, освещении их структуры, видового разнообразия и способов реализации в жизнь.
Задачи:
Раскрыть понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры.
Изучить классификацию норм административного права.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее 5
содержания и структуры 5
2. Классификация норм административного права. Критерии и особенности 9
3. Реализация административно-правовой нормы 15
4. Действия норм административного права 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Административно-правовые нормы.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Административное право является одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы. Оно имело и имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в обществе.

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определять ее место в правовой системе России. Нормами административного права определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Современные условия способствуют обусловленности государственного управления с постановкой основной задачи – обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех составляющих частей механизма исполнительной власти. При этом необходимо отметить, что сложность, комплексность и объемность норм административного законодательства негативно влияет на эффективность управленческой деятельности исполнительной власти, государственного управления и создает предпосылки для коррупции и различных должностных правонарушений. Научно-обоснованное проектирование и правовое закрепление целостной системы органов исполнительной власти РФ является наиболее актуальной проблемой повышения эффективности управления государством и осуществления им основных функций социально-экономической защиты населения и обеспечения эффективности правоохранительной деятельности.

Несмотря на то, что тема курсового исследования является достаточно классической, многие вопросы, связанные с классификацией, реализацией административно-правовых норм остаются дискуссионными. Так, например, у разных авторов, таких как Бахрах Д. Н., Бородин С. С., Громыко С. С., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н., Солдатов А. П., Мельников В. А. и ряда других есть свой взгляд на классификацию административных норм. Существуют противоположные мнения по поводу того, что включается в состав этих норм. Ряд авторов включает в это понятие только нашу Конституцию и законы, другие, как приверженцы общей теории права, относят к источникам и подзаконные акты, в том числе постановления правительства и нормативные акты органов местного самоуправления.

Цель данной работы заключается в изучении понятия норм административного права, освещении их структуры, видового разнообразия и способов реализации в жизнь.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры.
  2. Изучить классификацию норм административного права.
  3. Выявить особенности реализации административно-правовой нормы.
  4. Проанализировать действие норм административного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее

содержания и структуры

 

Административное право, право внутриорганизационного характера, постоянно усиливает свою социальную значимость.

Вместе с тем, действующее в Российской Федерации административное законодательство представляет собой безбрежное собрание правовых норм, разбросанных в различных актах, которые в политическом соотношении просто необозримы.1 Такую интерпретацию развития административного законодательства можно отнести не только к постсоветскому времени, но и ко всей ее истории. Большой объем историко-правового материала, лежащий в области административного законодательства, требует его изучения.2

Норма административного права, как и другой правовой акт, представляет собой некоторое правило общего свойства, определенную меру возможного, должного и обязательного поведения участников управленческих отношений, установленную или санкционированную государством и охраняемую специальными мерами государственного принуждения3, за нарушение которых может наступать административная ответственность.4

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, которая проявляется в следующем:

  • они обеспечивают упорядоченность функционирования не только всей системы государственного управления, но и ее отдельных звеньев;
  • определяют такую модель должного, которая бы соответствовала интересам правового государства, поведения всех субъектов, которые находятся в сфере государственного управления и выполняют определенный диапазон его функций (губернатор города, области), или так или иначе затрагивают своими действиями интересы этой сферы (граждане, общественные объединения);
  • они предназначены для исполнения законов Российской Федерации и законов ее субъектов.
  • подлежат административной ответственности и имеют свои юридические средства защиты;
  • обеспечивают законность общественных отношений, возникающих в процессе управленческой деятельности;
  • выступают не только в качестве государственного регулятора, но и защитника общественных отношений (в финансовом, земельном, трудовом, природоохранном и других правах).

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

  • они устанавливаются органами исполнительной власти и всегда вторичны по отношению к законодательным актам, поскольку законы первичны и обладают большей юридической силой;
  • нормы федеральных законов не всегда имеют характер прямого действия, так как устанавливают наиболее общие правила поведения, поэтому для их реализации принимаются правовые акты федеральными органами исполнительной власти, а также нормативные акты законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации;
  • административно-правовые нормы обязательны, прежде всего, для органов исполнительной, а не законодательной власти;
  • административно-правовые нормы не регулируют отношения между гражданами, для этого есть гражданско-правовые, семейно-правовые и другие нормы, не носящие характер властности, присущий административно-правовым нормам.5

Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей элементов нормы.6 В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией.

Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.

Диспозиция – это формулировка правила должного поведения. Этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения (получить лицензию), запреты (запрещена продажа вино-водочных изделий без кассового аппарата), дозволения (посещение определенных местностей иностранными гражданами только с разрешения органов исполнительной власти).

Санкция – это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.7 При этом важно иметь в виду, что она указывает не на любое административное воздействие, а лишь на такое, применение которого предусмотрено самой нормой в связи с правонарушением.

Санкция всегда предусмотрена административно-правовой нормой в связи с конкретным правонарушением. В отличие от санкции (разрешения), даваемой прокурором, в случаях, предусмотренных законом, последняя мера направлена на обеспечение законности применения мер уголовно-процессуального принуждения к лицу, подозреваемому в совершении преступления.

В административной правовой норме вместо санкции в зависимости от содержания нормы и условий ее применения может применяться поощрение.

Поощрение как элемент административно-правовой нормы есть публичное признание заслуг физического и юридического лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.8

Итак, под административно-правовой нормой понимают правила поведения, установленные государством в целях закрепления и развития общественных отношений в сфере государственного управления, за несоблюдение которых может устанавливаться административная ответственность.

Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза предусматривает условия, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Диспозиция- правило поведения, предписываемое нормой; выражается в виде предписаний, запретов и дозволений. Санкция как компонент административно-правовой нормы включает указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

 

2. Классификация норм  административного права. Критерии и особенности

 

Административно-правовые  нормы  по  различным  основаниям делятся на определенные виды. Существуют различные критерии их классификации.

Наиболее полно обнаружить характерные черты норм административного права и их юридические свойства позволяет классифицирование по следующим основаниям:

  • по предмету регулирования (содержанию);
  • по методу воздействия на поведение субъектов административного права;
  • по форме предписания;
  • по пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

  Разные авторы вкладывают один и тот же признак норм административного права в разную классификацию.

     Рассмотрим виды административно-правовых норм более подробно.

По предмету регулирования (содержанию) административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Деление административно-правовых норм по правовым институтам (по содержанию) имеет большое значение для изучения очень объемного курса административного права, позволяя при этом большой нормативный материал сгруппировать в определенной последовательности и системно.9

Материальные нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют сочетание обязанностей и прав, и в свою очередь ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. в сущности их административно-правовой статус.

Так, примером материальной нормы может быть положение ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»10, предусматривающее, что организатором публичного мероприятия может быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

      Процессуальные нормы регулируют систему реализации, применения права, регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений, т.е. направлены на реализацию в жизнь материальных норм.

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о публичном мероприятии (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Особую многочисленную группу составляют процессуальные нормы, связанные с административной ответственностью, в частности, регулирующие порядок рассмотрения дел об административным правонарушениях.11

      Другие ученые предлагают свои дополнения в рамках этой классификации: Д. П. Звоненко, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов обозначают нормы-принципы, нормы-ритуалы, обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, а также рекомендательные и стимулирующие как относящиеся к данному виду административных норм.

С. С. Бородин же последние нормы классифицирует по методу воздействия на поведение субъектов административного права. Ю. А. Дмитриев, помимо вышеназванных, причисляет в эту же категорию регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий, общественных объединений и т.д.)

Информация о работе Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры