Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении понятия норм административного права, освещении их структуры, видового разнообразия и способов реализации в жизнь.
Задачи:
Раскрыть понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры.
Изучить классификацию норм административного права.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее 5
содержания и структуры 5
2. Классификация норм административного права. Критерии и особенности 9
3. Реализация административно-правовой нормы 15
4. Действия норм административного права 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Административно-правовые нормы.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Действие административно-правовых норм по кругу лиц определяет тот круг субъектов, который обязан руководствоваться предписаниями этих норм и распространяется на всех граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридические лица, органы исполнительной власти, государственных служащих, находящихся (расположенных) на территории РФ. Как пример можно указать нормы большинства федеральных законов. Вместе с тем, как отмечают Д. П. Звоненко, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов, специфика конкретных общественных отношений может ограничивать действие нормативного правового акта определенными группами субъектов, выводы из круга правового регулирования данного акта иные группы субъектов.27 Так, действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»28 распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих ассоциаций (союзов). В свою очередь, статус религиозных организаций регулируются Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях».29

Действие административно-правовых норм во времени позволяет определить, во-первых, порядок вступления нормы в силу, т.е. тот момент, начиная с которого сформулированное в норме правило поведения становится общеобязательным, во-вторых, период действия административно-правовой нормы, своего рода ее продолжительность жизни, и, в-третьих, условие применения нормы к конкретному общественному отношению.30

Административно-правовые нормы могут вступать в силу следующим образом:

  • на основе общих установленных законодательно или в соответствии с иными нормативными правовыми актами правил и сроков, по которым законы РФ, другие нормативные правовые акты вступают в силу на ее территории. Так, порядок вступления федеральных конституционных законов, а также федеральных законов в настоящее время определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».31 В соответствии со ст. 6 названного Закона федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу;
  • в соответствии со специальным нормативным правовым актом, определяющим порядок вступления в силу другого нормативного правового акта. В качестве примера можно привести Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»32, которым КоАП РФ33 был введен в действие с 1 июля 2002 г. Соответственно, с этой даты вступили в силу административно-правовые нормы, составляющие содержание КоАП;
  • в соответствии с указанием в самом тексте нормативного правового акта о времени вступления в силу отдельных содержащихся в нем норм;
  • с момента принятия соответствующего нормативного правового акта, наличие которого обусловливает вступление в силу данной правовой нормы.

Как правило, действие административно-правовых норм не ограничено определенными сроками. Они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В некоторых случаях административно-правовые нормы могут иметь определенный срок их действия, известный уже в момент их принятия. Например, на определенный срок принимаются нормы, определяющие режим чрезвычайного положения, - продолжительность их действия определена сроком, на который введен режим чрезвычайного положения.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно-правовые нормы и действовавшие на территории до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции.34

Выделяют следующие возможные варианты прекращения действия административно-правовых норм:

  • истечение срока, на который был принят нормативный правовой акт, содержащий конкретную норму;
  • внесение изменений в нормативный правовой акт, направленных на исключение конкретной нормы либо принятие новой редакции правовой нормы;
  • объявление об утрате нормативным правовым актом юридической силы;
  • принятие нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, регулирующей тот же круг общественных отношений. В этом случае возможны различные варианты, связанные с прекращением действия административно-правовых норм.

Как отмечают Д. П. Звоненко, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов, наиболее оптимальным видится такой вариант, когда в тексте нового нормативного правового акта содержится прямое и недвусмысленное указание на утрату силы конкретных нормативных правовых актов.35

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь юридическую силу в отношении различного круга лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теоретический анализ литературных источников по проблеме курсового исследования позволил нам сделать следующие выводы.

   Административно-правовая норма – установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения принято называть управленческими.

В структуру административных норм включается гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза предусматривает условия, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Диспозиция- правило поведения, предписываемое нормой; выражается в виде предписаний, запретов и дозволений. Санкция как компонент административно-правовой нормы включает указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

Нормы административного права обладают качествами правовой нормы, а также несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Таким образом определяются некоторые особенности, присущие административно-правовым нормам.

        Административные нормы классифицируются по предмету регулирования (содержанию); по методу воздействия на поведение субъектов административного права; по форме предписания; по пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь юридическую силу в отношении различного круга лиц.

Реализация норм административного права представляет собой процесс фактического претворения их в жизнь. В теории права обычно различаются четыре формы реализации административно-правовых норм: соблюдение, исполнение, использование, применение. Осуществление административно-правовых норм в форме соблюдения отражается добровольным подчинением субъекта права требованиям указанных норм. Исполнение административно-правовых норм – это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые предписаны в нормах; это точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти и состоит в принятии компетентным органом государства, должностным лицом властного решения. Использование как модель реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

       Источниками административно-правовых норм являются Конституция Российской Федерации, законы, подзаконные акты, а также международные соглашения и договоры, так как в ряде случаев они являются приоритетными по отношению к российскому законодательству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // СПС Гарант.
  2. Кодекс об административный правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая ред.) // СПС Гарант.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.11.2010) // СПС Гарант.
  4. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 01.07.2010) // СПС Гарант.
  5. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1 (ред. от 01.07.2010) // СПС Гарант.
  6. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22.10.1999) // СПС Гарант.
  7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 22.11.2010) // СПС Гарант.
  8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 22 июля 2010) // СПС Гарант.
  9. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // СПС Гарант.
  10. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. « 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 23 июля 2008) // СПС Гарант.
  11. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // СПС Гарант.
  12. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 26.04.2007) // СПС Гарант.
  13. Федеральный закон РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ от 21 июня 2004 г. № 25 ст. 2485.
  14. Административное право: учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 344 с.
  15. Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. – М.: Зерцало-М, 2003. – 594 с.
  16. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М. : Норма, 2008. – 816 с.
  17. Бельский К.С. О системе административного права // Государство и право. – 1998. - № 3. – С. 5.
  18. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. – СПб.: ГУАП, 2007. – 432 с.
  19. Бунякин Н.Е. Концепция становления и развития административного права в России: Монография. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – 148 с.
  20. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М.: Проспект, 2003. – 320 с.
  21. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник. – М.: Юстицинформ, 2007. – 416 с.
  22. Четвериков B.C. Административное право: учебник. – Р-н/Д: Феникс, 2004. – 512 с.

 

 

 

 

1 Бельский К.С. О системе административного права // Государство и право. – 1998. - № 3. – С. 5.

2 Бунякин Н.Е. Концепция становления и развития административного права в России: Монография. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – 148 с.

3 Четвериков B.C. Административное право: учебник. – Р-н/Д: Феникс, 2004. – 512 с., с.21.

4 Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. – СПб.: ГУАП, 2007. – 432 с., с.38.

5 Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. – М.: Зерцало-М, 2003. – 594 с., с.49-50.

6 Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. – СПб.: ГУАП, 2007. – 432 с., с.39.

7 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М. : Норма, 2008. – 816 с., с.107-108.

8 Четвериков B.C. Административное право: учебник. – Р-н/Д: Феникс, 2004. – 512 с., с.26.

9 Четвериков B.C. Административное право: учебник. – Р-н/Д: Феникс, 2004. – 512 с., с.34.

10 Федеральный закон РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ от 21 июня 2004 г. № 25 ст. 2485.

11 Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник. – М.: Юстицинформ, 2007. – 416 с., с.11.

12 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 22.11.2010) // СПС Гарант.

13 Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1 (ред. от 01.07.2010) // СПС Гарант.

14 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.11.2010) // СПС Гарант.

15 Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 01.07.2010) // СПС Гарант.

16 Четвериков B.C. Административное право: учебник. – Р-н/Д: Феникс, 2004. – 512 с., с.57.

17 Там же, с.69.

18 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М. : Норма, 2008. – 816 с., с.105.

19 Административное право: учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 344 с., с.112.

20 Там же, с.114.

21 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М.: Проспект, 2003. – 320 с., с.201.

22 Четвериков B.C. Административное право: учебник. – Р-н/Д: Феникс, 2004. – 512 с., с.72.

23 Административное право: учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 344 с., с.124.

24 Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // СПС Гарант.

25 Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // СПС Гарант.

26 Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник. – М.: Юстицинформ, 2007. – 416 с., с.25.

27 Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник. – М.: Юстицинформ, 2007. – 416 с., с.26.

28 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 22 июля 2010) // СПС Гарант.

29 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. « 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 23 июля 2008) // СПС Гарант.

30 Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник. – М.: Юстицинформ, 2007. – 416 с., с.26.

31 Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22.10.1999) // СПС Гарант.

32 Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 26.04.2007) // СПС Гарант.

33 Кодекс об административный правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая ред.) // СПС Гарант.

34 Административное право: учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 344 с., с.127.

35 Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник. – М.: Юстицинформ, 2007. – 416 с., с.28.


Информация о работе Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры