Понятие административно-правовой нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:15, реферат

Описание работы

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношений, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………....……….……3


ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

§1.1 Понятие административно-правовой нормы .................................................5
§1.2 Виды норм административного права...........................................................8
§1.3 Понятие и особенности административного правоотношения.................10
§1.4 Виды административно-правовых отношений...........................................15


Заключение………………………………………………………..………….…..19
Список использованных источников…………………………….…..………....20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ АДМ ПР.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………..……………....……….……3

 

 

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

§1.1 Понятие административно-правовой нормы................................................5

§1.2 Виды норм административного права...........................................................8

§1.3 Понятие и особенности административного правоотношения.................10

§1.4 Виды административно-правовых отношений...........................................15

 

 

Заключение………………………………………………………..………….…..19

Список использованных источников…………………………….…..………....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

 

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношений, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права.

Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, финансовое право. Поэтому необходимо уточнить, что административное право регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.

В процессе становления Российской Федерации демократичным правовым государством сущность административного права расширяется. Административное право теперь отвечает за реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

Актуальность данной темы состоит в том, что административные правоотношения были всегда в центре дискуссий, т.к. они являются наиболее

4

сложным институтом административного права. А переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений в еще большей степени все усложнило. Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа административного права вообще, средств административно-правового регулирования – в особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

§1. Понятие административно-правовой нормы.

 

Нормы административного права, прежде всего разновидность норм права, обладающая всеми присущими признаками. Согласно положениям теории права, норма права представляет собой некий образец поведения, исходящий от государства. С учетом изложенного, норма административного права – это всегда правило поведение, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное принудительной силой государства. Нормы административного права содержаться в федеральных законах, законах субъектов РФ, указах Президента, постановлениях Правительства РФ, постановлениях, приказах и инструкциях федеральных органов    исполнительной         власти      и        многих      других        актах.

Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них.

Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Но наиболее важными и достойными являются следующие особенности административно-правовых норм:

1. Административное право – публичная отрасль права. Нормы административного права также имеют публичный характер. Это означает, что в административно-правовых нормах находит выражение государственный (общественный) интерес. Нормы административного права

6

связаны с организацией и деятельностью специально созданной системой государственного управления (в узком смысле этого слова), т.е. с функционированием системы органов исполнительной власти, являющейся

выразителем, гарантом претворения в жизнь политики и решений законодательных и судебных органов государства. Нормы права регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти РФ и ее субъектов. Нормы административного права являются регулятором общественных отношений. В нормах административного права находит выражение государственная политика в области обеспечения устойчивости существующего государственного строя, в том числе системы разделения властей. Таким образом административно-правовая норма регулирует:

  • отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, не коммерческих и иных не государственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления
  • внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности
  • отношения в области  применения  административного     принуждения
  • отношения       в       сфере                административной           юстиции

2. Нормы административного  права отличаются своим императивным  характером, который обусловлен  спецификой административно-правового метода регулирования и заключается в безапелляционности (безусловности) предписания, содержащегося в нормах административного права. Административно-правовые нормы, в отличие от гражданско-правовых, характеризуются властным, однозначным, императивным характером, т.е. не допускают вариативности поведения на уровне воли правоприменителя. Указанная особенность норм административного права обусловливает и  их

7

принудительность и односторонность властного воздействия управляющего субъекта на объект управления.

3. Административно-правовые нормы в большинстве своем принимаются на основании и во исполнение закона. Это ни в коем случае не означает, что административно-правовых норм нет в законодательных актах, принимаемых в Российской Федерации. Напротив, огромное множество федеральных законов, действующих в настоящее время на территории нашей страны, являются именно источниками административного права и, следовательно, содержат преимущественно административно-правовые нормы.

Однако, несмотря на это, нормы подзаконные составляют абсолютное, подавляющее большинство в числе норм административного   права.    И это

естественно, поскольку сущность административно-правового регулирования заключается в обеспечении непосредственного государственного управления, как посредством регламентации самого процесса государственного управления, так и посредством нормативного закрепления конкретных управленческих режимов. Детализация режима невозможна на уровне законодателя, поскольку требует профессионального участия управленцев и других специалистов в той или иной области регулирования. Подзаконное нормотворчество в этой ситуации оказывается незаменимым инструментом административно-правового регулирования.

 

       Особенности административно-правовых норм:1

1) являются разновидностью юридических норм;

2) объектом       регулирования  выступают    особого  рода    общественные

отношения – управленческие; 

 

8

3) административно-правовые   нормы – средство    реализации   публичных интересов в сфере государственного управления;

4) устанавливаются     органами     государственной     власти,         местного

самоуправления, администрацией предприятий,  учреждений,    организаций;

5) содержатся в нормативных  правовых актах различной юридической  силы (законах   и  подзаконных     нормативных  правовых  актах);

6) имеют    представительно-обязывающий         характер;

7) обеспечиваются          мерами           государственного           принуждения;

8) преследуют  цель  обеспечения  должного управленческого порядка;

9) во многих случаях  регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей  права (финансового, земельного, трудового и др.). 
       Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

 

      1) гипотеза – часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать; 
      2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления; 
      3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции. 
 В своем большинстве административно-правовые нормы имеют своим непосредственным адресатом органы исполнительной власти.2 И это понятно, так как именно они осуществляют государственно-управленческую деятельность, в связи с которой и возникают управленческие отношения. Следовательно, административно-правовые нормы в значительной степени рассчитаны на регулирование организации и функционирования субъектов исполнительной власти.   Ими   определяются  система       и структура этих

9

субъектов; объем предоставляемых им юридически властных полномочий; устанавливаются их обязанности как перед государством, от имени которого они выступают, так и перед другими участниками управленческих отношений, а также их ответственность за свою деятельность; определяется порядок совершения ими соответствующих действий. 

 Говоря об особенностях административно-правовых норм, нельзя не учитывать ряд иных важных обстоятельств. Так, достаточно часто они устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и, что особенно важно, самими ее субъектами. Почти все исполнительные органы либо  их руководители правомочны издавать нормативные правовые акты различной юридической силы. Содержащиеся в них административно-правовые нормы распространяются либо лишь на подведомственные данному исполнительному органу объекты (например, акты отраслевых министерств), либо на определенный круг объектов (например, акты, направленные на обеспечение государственной монополии на алкогольную продукцию), либо, наконец, на все объекты, действующие в сфере государственного управления (например, акты, устанавливающие общеобязательные правила безопасности дорожного движения, охраны природной среды).

 Нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по отношению к нормам, установленным в законах, т.е. нормы, содержащиеся в актах органов исполнительной, власти, носят подзаконный характер.

Исходя из вышеизложенного следует: административно-правовые нормы во многих случаях выступают в роли регулятора общественных отношений.

Таким образом, регулирующее значение административно-правовых норм широкомасштабно. При этом, конечно, необходимо учитывать, что эти правовые нормы не регулируют отношения между гражданами.

10

 

§2. Виды норм административного права

 

 

 

      Выделяют следующие виды административно-правовых норм. 
      1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм. 
      2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу. 
      3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги. 
      4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные     варианты      поведения;

11

запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления. 
      5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан. 
      6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации. 
      7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств. 
      8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.). 
      9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах. 
       10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке;

Информация о работе Понятие административно-правовой нормы