Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:15, реферат
Описание работы
Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношений, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления.
Содержание работы
Введение……………………………………………..……………....……….……3
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
§1.1 Понятие административно-правовой нормы .................................................5 §1.2 Виды норм административного права...........................................................8 §1.3 Понятие и особенности административного правоотношения.................10 §1.4 Виды административно-правовых отношений...........................................15
Заключение………………………………………………………..………….…..19 Список использованных источников…………………………….…..………....20
охраняемые во внесудебном
(административном) порядке.
Реализация административно-правовых норм
– это практическое претворение предписаний
административно-правовой нормы
в правомерное поведение участников управленческих
отношений.
Формы (виды)реализации
административно-правовых норм:
исполнение, соблюдение, использование,
применение.
Исполнение – форма
реализации предписывающих административно-правовых норм,
состоящая в реализации возложенных на
субъектов управленческих отношений юридических
обязанностей.
Соблюдение – форма
реализации запрещающих административно-правовых норм,
когда субъекты управленческих отношений
должны воздержаться от определенных
вариантов поведения под угрозой наказания.
Использование – форма
реализации управомочивающих административно-правовых норм,
когда субъекты управленческих отношений
своим активным поведением реализуют
имеющиеся у них субъективные права.
Применение – особая
форма реализации административно-правовых норм,
состоящая в разрешении управомочивающим
субъектом конкретного управленческого
дела с вынесением индивидуальных юридических
актов.
В теории наблюдается огромное
видовое разнообразие норм административного
права. Так, прежде всего, выделяют материальные
и процессуальные нормы административного
права. Совмещение в рамках отрасли административного
права норм материального и процессуального
характера является одной из специфических
особенностей данной отрасли.
Материальные нормы административного
права, как правило, закрепляют совокупность
прав и обязанностей, а также ответственность
субъектов административного права, т.е.
служат созданию административно-правовых
статусов. Процессуальные же нормы отражают
правила осуществления тех
13
или иных управленческих действий
либо просто правила прохождения определенных
процедур. Эти правила устанавливаются
как для субъектов управленческой деятельности,
так и для управляемых объектов. Значительная
часть процессуальных норм носит юрисдикционный
характер, т.е. связана с применением мер
административного принуждения (в том
числе мер административной ответственности).
Другая часть (не менее значительная) – закрепляет различного рода
позитивные процедуры в области правотворчества
и правоприменения (в частности,
процедуру
принятия подзаконных нормативно-правовых и индивидуальных
правовых актов, а также процедуры лицензирования,
регистрации и т.п.).
По характеру правового воздействия
нормы административного права могут
быть охранительными, т.е. предусматривать
правила, направленные на
защиту прав и свобод человека,
охрану правопорядка, государственной
безопасности и т.п., а могут быть регулятивными,
т.е. регулировать деятельность физических
и юридических лиц, органов государства
и других субъектов в целях достижения
позитивных управленческих результатов.
Административно-правовые нормы
принимаются на различных уровнях власти
Российской Федерации. В соответствии
с федеративным устройством нашего государства
нормы административного права могут
быть федеральными (т.е. принимаемыми на
уровне федеральных органов государственной
власти), региональными (принимаемыми
на уровне субъекта Российской Федерации)
и местными (т.е. принимаемыми территориальными
органами федеральных или региональных
органов исполнительной власти либо органами
местного самоуправления в пределах переданных
им полномочий в области государственного
управления).
В соответствии с юридическим
содержанием административно-правовые нормы
подразделяют на следующие виды:
регистрационные или уведомительные
нормы (касающиеся организации и проведения
митингов, шествий; регистрации политических
партий, общественных объединений и т.д.);
рекомендательные (не носящие обязательного характера).
Существует множество других
классификационных критериев, позволяющих
делить нормы административного права
на различные виды.
Например, по объему правого
регулирования выделяют общие, межотраслевые
и отраслевые нормы административного
права, а по его
направленности внутренние
(предназначенные для регулирования отношений
внутри системы государственного управления)
и внешние (определяющие права и обязанности
управляемых объектов).
§3 Понятие и особенности административного
правоотношения
Административно-правовые отношения
− это один из наиболее сложных институтов
общей части административного права.
В работах ученых, отражены основные наработки
административно-правовой теории
по данному вопросу.
15
Определение административно-правовых отношений
не вызывает сомнений у специалистов:
административно-правовые отношения
− это общественные отношения, возникающие
в сфере исполнительной власти (государственного
управления) и урегулированные нормами
административного права. Так, виднейший
специалист в области административного
права вообще и проблематики административных
правоотношений в частности Ю.М. Козлов
определял административно -
правовое отношение как урегулированное
административно-правовой нормой
управленческое общественное отношение,
в котором стороны выступают как носители
взаимных обязанностей и прав, установленных
и гарантированных административно-правовой нормой3.
Основные трудности, несмотря
на свою кажущуюся очевидность, у ученых
вызывает вопрос об отличительных признаках
или характеристиках административно-правовых отношений.
В теории административного права существуют
две основные
концепции о ключевых характеристиках.
административно-правовых отношений,
расходящиеся в вопросе о спектре административно-правовых отношений.
Ряд ученых выделяют в качестве
особенностей административно-правовых отношений
следующие их черты: эти отношения возникают
в процессе государственного управления;
их обязательным субъектом выступает
орган государственного управления; они
характеризуются неравенством сторон
правоотношения, т.е. являются
властеотношениями.
В то же время существует и другая
позиция, сторонниками которой являются
некоторые современные ученые и которая
расширяет круг административных правоотношений,
утверждая, что их характерными чертами
являются:
возникновение в сфере государственного
управления;
16
возможность участия в административных
правоотношениях всех субъектов административного
права в любом сочетании;
присутствие в составе административных
правоотношений двух основных типов отношений:
отношений власти-подчинения и отношений равенства
сторон.
Думается, что последняя концепция
выглядит соответствующей реалиям административного
права, поскольку со времен полицейского
государства, когда государственное управление
характеризовалось исключительно приказным
характером, административное право обогатилось
значительным числом методов воздействия
на управляемые процессы, в том числе за
счет методов стимулирования и поощрения.
Представить себе управленческие отношения,
с участием равных субъектов довольно
сложно, поскольку управление как социальный
феномен всегда предполагает подчинение
одного субъекта другому, однако, равные
по статусу управляющие субъекты таких
отношений, вступая в отношения сотрудничества
и коллективной деятельности, также находятся
в административно-правовых
отношениях (другого определения
этому нет).
Итак, подведем итог, выделяя
наиболее существенные особенности административных
правоотношений:
1. Прежде всего, административно-правовые отношения
представляют собой разновидность правовых
отношений, из чего следует, что к основным
свойствам административных правоотношений
относятся и такие, как наличие корреспондирующих
друг другу прав и обязанностей его субъектов,
возникновение правоотношение на основе
нормы права и в связи с ней и т.д. Кроме
того они являются публичными правоотношениями,
имеющими в своей основе определенный
общественный, государственный интерес.
Его выразителем является властный субъект
государственного управления, являющийся
одной из сторон административного правоотношения.
17
Административные правоотношения
непосредственно связаны с реализацией
задач и функций исполнительной ветви
государственной власти в процессе государственного
управления.
2. Административные правоотношения
носят властный характер, поскольку
в процессе возникновения, изменения
и прекращения административных
правоотношений реализуется государственное
управление. Однако это не означает,
что всегда одна из сторон
такого правоотношения подчинена
другой или что в административном
правоотношении в обязательном порядке
участвует субъект правоотношения, обладающий
властными полномочиями в отношении другой
стороны правоотношения. Тем не менее,
административное правоотношение характеризуется
обязательным участием «представителя»
государства, пусть даже и не имеющего
властных полномочий в отношении своего
визави.
Существуют вертикальные и
горизонтальные административно- правовые отношения.
Административно-правовые отношения
называются
вертикальными или властеотношениями,
если отношения, основаны на принципе
«власти-подчинения». Горизонтальные
административно-правовые отношения
− это те, которые также носят властный
характер по причинам, изложенным выше,
но не предполагают властного воздействия
одной стороны на другую (например, отношения,
возникающие в процессе совместной работы
двух министерств в согласительной комиссии).
Административно-правовые отношения
являются властеоношениями в том смысле,
что представляют собой отношения, возникающие
в процессе реализации исполнительной
власти государства, урегулированные
нормами административного права.
3. Особенностью административных
правоотношений является и чрезвычайно
обширная сфера возникновения
таких отношений − это сфера государственного
управления или сфера реализации исполнительной
власти
18
государства. Насколько необозрима
сфера влияния органов исполнительной
власти и, прежде всего, Правительства
РФ, настолько же невероятно обширна и
сфера влияния административного права.
Административно-правовые отношения
могут возникнуть и в области обороны
и государственной безопасности, и в сфере
культуры, и в сфере экономических отношений,
т.е. везде, где государством средствами
своих исполнительных органов проводится
работа по управлению общественными процессами
и явлениями. Вследствие этого административно-правовые отношения
часто не похожи между собой, но всегда
связаны с осуществлением государственного
управления, и это их объединяет.
4. Административные правоотношения
являются организационными. Это
означает, что административные
правоотношения возникают, изменяются
и прекращаются в связи с
реализацией исполнительной власти
и связаны с ее организацией
в широком смысле. Для того
чтобы более или менее сложный
управленческий процесс претворился
в жизнь, необходимо
организовать его участников
для совершения тех или иных действий,
организовать материальное, финансовое,
техническое сопровождение процесса и
т.д. Таким образом, государственное управление
априори связано с организационными установками,
что и проявляется в организационном характере
административных правоотношений. Собственно,
само назначение исполнительной власти
в системе ветвей государственной власти
‒ организующее, поскольку законодательная
власть занимается определением направлений
движения, задач и целей в системе государственного
управления, а исполнительная власть претворяет
решения законодателей в жизнь, обеспечивает
движение в заданном направлении, т.е.
организует государственное управление.
5. Административные правоотношения
отличают особый административно-правовой
порядок разрешения
споров участников
19
правоотношений и своеобразный
механизм действия института ответственности
за невыполнение субъективных обязанностей,
составляющих содержание правоотношения.
Первая из особенностей заключается
в том, что разрешение спорных ситуациях,
возникающих в процессе существования
административного правоотношения, может
осуществляться в рамках других административно-правовых отношений,
возникающих на этот раз между лицом, инициирующим
спор, и вышестоящей административной
инстанцией, с одной стороны, и между лицом,
к которому предъявляются претензии (это
всегда государственный орган или должностное
лицо), и этой же вышестоящей административной
инстанцией. Таким образом, если в других
отраслях права (гражданском, уголовном)
решение спора всегда выносится за рамки
правоотношений внутри отрасли ‒ в ведение
судебной инстанции, то
в административном праве допустимо
разбирательство и внутри самой системы.
Однако не следует забывать, что
ст. 46 Конституции РФ 4
гарантирует каждому право
на судебную защиту, в том числе на судебное
обжалование решений и действий субъектов
государственного управления.
Административная ответственность
в отличие, скажем, от гражданско-правовой, наступает
не перед стороной правоотношения, права
которой нарушены, а непосредственно перед
государством. В целом административная
ответственность родственна уголовной.
Различие между основаниями для привлечения
к уголовной или административной ответственности
зачастую лежит в плоскости степени тяжести
совершенного правонарушения.