Понятие административно-правовой нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:15, реферат

Описание работы

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношений, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………....……….……3


ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

§1.1 Понятие административно-правовой нормы .................................................5
§1.2 Виды норм административного права...........................................................8
§1.3 Понятие и особенности административного правоотношения.................10
§1.4 Виды административно-правовых отношений...........................................15


Заключение………………………………………………………..………….…..19
Список использованных источников…………………………….…..………....20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ АДМ ПР.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

20

§ 4. Виды административно-правовых отношений

 

 

В многообразии административных правоотношений ученые пытаются по различным основаниям выделить те или иные группы, виды таких отношений, т.е. предпринимают попытки классифицировать административно-правовые отношения.

Самая распространенная классификация − по признаку характера отношений, возникающих между субъектами. Данный критерий обусловливает выделение горизонтальных и вертикальных административных правоотношений. Первые из них возникают, как правило, в ситуациях взаимодействия властных структур между собой в условиях, когда между ними отсутствует какая-либо соподчиненность или подконтрольность. Вторые же имеют место в ситуациях, когда одна сторона правоотношения организационно или   иным образом подчинена другой либо

когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта для управляемых субъектов государственного управления.  Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего широкое распространение в 80-е гг. ХХ в.   К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное  воздействие управляемого     субъекта  на управляющий субъект

21

(отношения, возникающие  при обжаловании действий и  решений властных субъектов или  при обращении во властные  структуры).

По целям административно-правовые отношения традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления, в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства. Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.

По направлениям деятельности выделяют:

  • административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории;
  • административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
  • административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных
  • вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
  • административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.5

 Административные правоотношения делятся на следующие группы: а) организационные управленческие отношения в сфере реализации

22

исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.

б) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности

в) общегосударственные   контрольно-организационные     отношения,

возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей.

г) административно-юстиционные         организационно-охранительные

 отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

Заключая рассмотрение вопроса о видах административных правоотношений, необходимо подчеркнуть, что, классифицируя правоотношения по тому или иному признаку, нужно помнить о природе и особенностях административных правоотношений в целом. Безусловно, наиболее существенной классификацией из приведенных является первая,

23

предполагающая деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные (субординационные и координационные), поскольку именно она отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

Заключение

 

Любая отрасль права состоит из юридических норм, которые является их организованной совокупностью. Так первичными элементами административного права, являются административно-правовые нормы. Нормы административного права регулируют административно-правовые отношения, которыми являются общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы). Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными являются: по целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные и охранительные, по содержанию различаются нормы материальные и процессуальные и др.

В качестве особенностей административно-правовых отношений среди любых других отношений являются следующие их черты: эти отношения возникают в процессе государственного управления; их обязательным субъектом выступает орган государственного управления; существуют два основных типа отношений: отношений власти-подчинения и отношений равенства сторон.

В структуру административного правоотношения входят его субъекты, объект, а также собственно содержание правоотношения в виде субъективных прав и юридических обязанностей его субъектов. Субъектом административно-правовых отношений является с одной стороны орган государственной власти, с другой стороны любое физическое или юридическое лицо, определенный нормой административного права.

Объектом административного правоотношения может быть только соответствующее поведение субъектов правоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

Список использованных источников

 

Законы и нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года  − М.: Изд. Юрайт. 2011.− 48с.

 

Учебники и учебные пособия

 

1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Ю.Н. Старилов Ю.Н. Административное право - М.: Изд.Норма − М, 2007. - 816 с.

2. Макарейко Н.В.  Административное право. [Электронный режим]:  Режим доступа: http://allaw.ucoz.ru/

3. Козлов Ю.М., Попов Л.Л.  Административное право.[Электронный режим]: – М.: Юрист, 1999. – 728 с.- Режим доступа: http://allaw.ucoz.ru/

4. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. С77 В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М.: Издательство НОРМА Издательская группа НОРМА— ИНФРА— М, 2002. — 728 с.

5. Конин Н.М. Административное право России. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. - 445 с.

 

1 Административное право. Макарейко Н.В. «Юрист». 2009.с 17

 

2 Административное право. Козлов Ю.М. «Юрист». 1999.с 44

3 Административное право. Козлов Ю.М. «Юрист».1999. с. 51

4 Конституция Российской Федерации. 1993. Российская газета

5 Курс общего административного права. Старилов Ю. Н. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА— ИНФРА М), 2002. с 437.


Информация о работе Понятие административно-правовой нормы