20
§ 4. Виды административно-правовых отношений
В многообразии административных
правоотношений ученые пытаются по различным
основаниям выделить те или иные группы,
виды таких отношений, т.е. предпринимают
попытки классифицировать административно-правовые
отношения.
Самая распространенная классификация
− по признаку характера отношений, возникающих
между субъектами. Данный критерий обусловливает
выделение горизонтальных и вертикальных
административных правоотношений. Первые
из них возникают, как правило, в ситуациях
взаимодействия властных структур между
собой в условиях, когда между ними отсутствует
какая-либо соподчиненность
или подконтрольность. Вторые же имеют
место в ситуациях, когда одна сторона
правоотношения организационно или
иным образом подчинена другой либо
когда законом предусмотрена
обязательность актов управляющего субъекта
для управляемых субъектов государственного
управления. Этот же классификационный
критерий лежит в основе подразделения
административных правоотношений на субординационные
и координационные, получившего широкое
распространение в 80-е гг. ХХ в.
К субординационным относятся отношения,
базирующиеся на властных правомочиях
одного из субъектов в отношении другого
(субординация, соподчинение субъектов
правоотношения). Координационные правоотношения
характеризуются использованием властных
полномочий для обеспечения эффективной
совместной деятельности нескольких управляющих
субъектов. В рамках этой классификации
выделяют также группу реординационных
отношений, к которым относятся, обеспечивающие
обратное воздействие управляемого
субъекта на управляющий субъект
21
(отношения, возникающие
при обжаловании действий и
решений властных субъектов или
при обращении во властные
структуры).
По целям административно-правовые отношения
традиционно подразделяются на регулятивные
и охранительные. Данная классификация
подразумевает, что отдельные правоотношения
возникают, изменяются и прекращаются
в связи с регулированием определенных
процессов и явлений в рамках осуществления
государственного управления, в то время
как другие реализуются в рамках выполнения
охранительных функций государства. Думается,
что регулятивными все-таки являются
скорее нормы, нежели возникающие на их
основе отношения.
По направлениям деятельности
выделяют:
- административно-правовые отношения органов
исполнительной власти (местной администрации)
общей компетенции, т.е. по всем вопросам
жизнедеятельности на соответствующей
территории;
- административно-правовые отношения исполнительной
власти отраслевой компетенции в отношении
субъектов управления, находящихся в их
ведении;
- административно-правовые отношения органов
межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных
- вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных
полномочий;
- административно-правовые внутриорганизационные
отношения, затрагивающие деятельность
аппарата данного органа и учреждений,
предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.5
Административные правоотношения
делятся на следующие группы: а) организационные
управленческие отношения в сфере реализации
22
исполнительной власти (государственного
управления), возникающие в процессе и
в результате реализации исполнительной
власти и осуществления субъектом в пределах
предоставленных полномочий регулирующих
управленческих функций в отношении руководимых
подведомственных ему сфер и подчиненных
объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие
(в отличие от внутриаппаратных) и организационные
отношения.
б) внутриорганизационные отношения
во всех сферах государственной деятельности,
опосредующие внутриаппаратную деятельность
по внутренней организации работы любых
органов системы публичного управления
во всех сферах государственной деятельности
в) общегосударственные
контрольно-организационные
отношения,
возникающие в процессе и в
результате осуществления контрольной
общегосударственной деятельности, т.е.
общегосударственного контроля, который
в отличие от обычного функционального
контроля наделен рядом особенностей.
г) административно-юстиционные
организационно-охранительные
отношения, возникающие
в процессе и в результате осуществления
судебного контроля за законностью решений
и действий государственной и местной
администрации, связанного с оценкой правомерности
или неправомерности ее действий судами
и судьями, а также применением последними
различного рода административно-принудительных
мер к физическим и юридическим лицам
в целях защиты и восстановления правопорядка
в сфере управления.
Заключая рассмотрение вопроса
о видах административных правоотношений,
необходимо подчеркнуть, что, классифицируя
правоотношения по тому или иному признаку,
нужно помнить о природе и особенностях
административных правоотношений в целом.
Безусловно, наиболее существенной классификацией
из приведенных является первая,
23
предполагающая деление административных
правоотношений на вертикальные и горизонтальные
(субординационные и координационные),
поскольку именно она отражает специфику
административно-правовых отношений по
сравнению с отношениями, регулируемыми
другими отраслями российского права.
24
Заключение
Любая отрасль права состоит
из юридических норм, которые является
их организованной совокупностью. Так
первичными элементами административного
права, являются административно-правовые нормы.
Нормы административного права регулируют
административно-правовые отношения,
которыми являются общественные отношения,
возникающие в сфере исполнительной власти,
реализация которых при неисполнении
обеспечивается государственным принуждением.
Норма содержит правило, модель должного
поведения (диспозицию) при наличии определенных
условий (гипотезы). Огромное множество
административно-правовых норм можно
поделить на виды по самым разным критериям.
Наиболее важными являются: по целевому
назначению административно-правовые
нормы делятся на регулятивные и охранительные,
по содержанию различаются нормы материальные
и процессуальные и др.
В качестве особенностей административно-правовых отношений
среди любых других отношений являются
следующие их черты: эти отношения возникают
в процессе государственного управления;
их обязательным субъектом выступает
орган государственного управления; существуют
два основных типа отношений: отношений
власти-подчинения и
отношений равенства сторон.
В структуру административного
правоотношения входят его субъекты, объект,
а также собственно содержание правоотношения
в виде субъективных прав и юридических
обязанностей его субъектов. Субъектом
административно-правовых отношений является
с одной стороны орган государственной
власти, с другой стороны любое физическое
или юридическое лицо, определенный нормой
административного права.
Объектом административного
правоотношения может быть только соответствующее
поведение субъектов правоотношения.
27
Список использованных
источников
Законы и нормативные
акты
- Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года − М.: Изд. Юрайт. 2011.− 48с.
Учебники и учебные
пособия
1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В.,
Ю.Н. Старилов Ю.Н. Административное право
- М.: Изд.Норма − М, 2007. - 816 с.
2. Макарейко Н.В. Административное
право. [Электронный режим]: Режим доступа:
http://allaw.ucoz.ru/
3. Козлов Ю.М.,
Попов Л.Л. Административное право.[Электронный
режим]: – М.: Юрист, 1999. – 728 с.- Режим доступа: http://allaw.ucoz.ru/
4. Старилов Ю. Н. Курс общего
административного права. С77 В 3 т. Т. I:
История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты.
— М.: Издательство НОРМА Издательская
группа НОРМА— ИНФРА— М, 2002. — 728 с.
5. Конин Н.М. Административное
право России. Учебник. 2-е изд., перераб.
и доп. М.: Проспект, 2010. - 445 с.
1 Административное право. Макарейко
Н.В. «Юрист». 2009.с 17
2 Административное право. Козлов Ю.М.
«Юрист». 1999.с 44
3 Административное право. Козлов Ю.М.
«Юрист».1999. с. 51
4 Конституция Российской Федерации. 1993.
Российская газета
5 Курс общего административного права.
Старилов Ю. Н. М.: Издательство НОРМА (Издательская
группа НОРМА— ИНФРА М), 2002. с 437.