Понятие государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в понятии и исследовании государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения как самостоятельной формы деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие государственному контролю и надзору за безопасностью дорожного движения.
- определить особенности осуществления прокурорского надзора за безопасностью дорожного движения.
- выяснить какие существуют особенности административного регулирования в сфере безопасности дорожного движения.
- выяснить какие органы осуществляют государственный контроль за безопасностью дорожного движения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..4-5
Глава 1. Понятие государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения……………………………………………....................6-9
Глава 2. Особенности осуществления прокурорского надзора за безопасностью дорожного движения……………………………………….10-15
Глава 3. Особенности административного регулирования в сфере безопасности дорожного движения………………………………………..16-19
Глава 4. Органы осуществляющие государственный контроль за безопасностью дорожного движения…………………………………..…...20-31
Заключение………………………………………………………………..…32-33
Список используемых нормативных актов и литературы……………...…34-37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 55.70 Кб (Скачать файл)

   Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Департамент ОБДД МВД России), является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, который обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения.

   Департамент выполняет функции федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.

   Дорожно-патрульная служба (ДПС) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.14

   Основными задачами ДПС являются: сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

   Подводя итог вышеизложенного, хотелось бы обметить, что ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и согласовательно-разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

   Деятельность сотрудников службы ГИБДД МВД России нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его участникам, борьбой с административными правонарушениями в сфере дорожного движения, являясь основным инструментом осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения в Российской Федерации.

   Другой орган - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398)находится в ведении Министерства транспорта РФ и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ (в том числе международных договоров Российской Федерации) о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль).

   Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выполняет огромное количество функций и наделена обширными правами,  скажем о некоторых:

- обеспечивает контроль деятельности капитанов портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту.

- при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в транспортном комплексе), федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области гражданской авиации).

-регулирует порядок осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории Российской Федерации (за исключением пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации)

- осуществляет в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке размещение заказов и  заключение государственных контрактов  на поставки товаров, оказание  услуг, выполнение работ, включая  проведение научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических  работ, и иных гражданско-правовых  договоров для обеспечения нужд  Службы, а также для государственных  нужд в установленной сфере  деятельности;

-осуществляет иные полномочия  в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены  федеральными законами, нормативными  правовыми актами Президента  Российской Федерации или Правительства  Российской Федерации.

    Федеральная  служба по надзору в сфере  транспорта с целью реализации  полномочий в установленной сфере  деятельности имеет право:

   -проверять в установленном  порядке деятельность юридических  и физических лиц, осуществляющих  перевозочную и иную связанную  с транспортным процессом деятельность;

   -организовывать проведение  необходимых расследований (за  исключением авиационных и дорожно-транспортных  происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий;

   - запрашивать и получать  сведения, необходимые для принятия  решений по вопросам, отнесенным  к компетенции Службы;

   - давать юридическим и  физическим лицам разъяснения  по вопросам, отнесенным к компетенции  Службы;

   -осуществлять контроль  за деятельностью территориальных  органов Службы;

   - привлекать в установленном  порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере  деятельности, научные и иные  организации, ученых и специалистов;

   -применять предусмотренные  законодательством Российской Федерации  меры ограничительного, предупредительного  и профилактического характера,  направленные на недопущение  и (или) пресечение нарушений  юридическими лицами и гражданами  обязательных требований в установленной  сфере деятельности, а также меры  по ликвидации последствий указанных  нарушений;

   -создавать координационные,  совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в  установленной сфере деятельности;

   -Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.15

    Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Таким образом, государственный надзор за безопасностью дорожного движения в РФ производится, в абсолютном большинстве отношений, связанных с дорожным движением на территории РФ - ГИБДД РФ, часть таких отношений, связанных с международными перевозками находится под надзором Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ.

Заключение

 

Изучив перед нами поставленную проблему мы пришли к следующим выводам:

1. Под государственным контролем и  надзором  за безопасностью дорожного движения следует понимать  специальную деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законами и принимаемых в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами, производимую уполномоченным на то органом власти за выполнением всеми лицами, являющиеся субъектами общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения,  в целях предупреждения причин возникновения дорожно- транспортных проишествий, а также снижения тяжести их последствий.

2. Такая функция, как государственный прокурорский контроль и надзор  за безопасностью дорожного движения, являющийся основой администрирования общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, по своей сущности является многонаправленной, объединяющей в себе и контроль, и надзор и согласовательно-разрешительную деятельность уполномоченных на то органов власти.

3. - особенностью административного надзора за безопасностью дорожного движения выступает то обстоятельство, что это исполнительно-распорядительная непосредственная деятельность уполномоченных на производство данного надзора органов и их должностных лиц, выраженная, как правило, в постоянном и систематическом контроле за соблюдением мер по предупреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижению тяжести их последствий;

- данная деятельность выступает  одной из приоритетных функций  государственной власти, в связи  со значимостью общественного  вреда, возникающего вследствие  несоблюдения участниками отношений  в области дорожного движения, норм, обеспечивающих безопасность  дорожного движения;

- административная ответственность,  возлагаемая на нарушителей установленных  норм, определяется по общим правилам, возможна лишь при наличии  вины, а наказание может быть  вменено только управомоченным  на то государственным органом  (должностным лицом).

 4. Государственный контроль и  надзор за безопасностью дорожного движения в РФ производится, в абсолютном большинстве отношений, связанных с дорожным движением на территории РФ - ГИБДД РФ, часть таких отношений, связанных с международными перевозками находится под надзором Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ.

Список используемых нормативых актов и литературы

 

 

Нормативные акты

1.Конституция Российской  Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – № 7 (21 янв.  

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). Ст. 1.; 2008. – № 30 (часть I).

3.Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. С-П6.Нева. 2010.

 4. Уголовный кодекс Российской Федерации. Издательство «Экзамен». Москва, 2008.

 5. Правила дорожного движения Российской Федерации. Утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля, 19 апреля, 30 сентября, 29 декабря 2008 г., 27 января 2009 г., от 30 января 2013 года.

6.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (с изм. от 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 26 декабря 2005 г., 19, 30 декабря 2006 г., 26 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31.

7.Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 21.

8.Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. от 14 декабря 1995 г., 9 февраля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 51. - Ст. 4970.

 9. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3

10.Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (с изм. от 30 марта, 3 октября, 14 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3345.

11. Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел РФ от 15 июня 1998 г. № 711

12.Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

13.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

14.Приказ об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации  от 20 апреля 1999 г. № 297

Информация о работе Понятие государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения