Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2
1. Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ………………………………...……3
2. Порядок назначения и освобождения от должности, цели Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………..…7
3. Реализация целей и задач Уполномоченным по правам
человека в РФ, его роль в системе государственного управления РФ..14
Заключение…………………………………………………………………….…19
Задача №1……………………………………………………………………..….20
Задача №2……………………………………………………………………...…22
Список использованной литературы………………………………………...…

Файлы: 1 файл

КП Уполномоченный по правам человека.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………...……2

 

  1. Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ………………………………...……3

 

  1. Порядок назначения и освобождения от должности, цели Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………..…7

 

  1. Реализация целей и задач Уполномоченным по правам  
    человека в РФ, его роль в системе государственного управления РФ..14

 

Заключение…………………………………………………………………….…19

 

Задача №1……………………………………………………………………..….20

 

Задача №2……………………………………………………………………...…22

 

Список использованной литературы………………………………………...…26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня интерес к  человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни  современного общества.  Должность Уполномоченного по правам человека помогает сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих.

Его особая роль состоит  в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко.

Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) призван способствовать установлению в обществе такой системы ценностей, когда права личности, права человека оказываются приоритетными при решении всего комплекса социальных проблем. Этот ценностный приоритет сегодня еще весьма слаб и по большей части декларативен - по сравнению с традиционными для России коллективными ценностями и представлениями о государственной целесообразности, которыми по-прежнему руководствуются представители власти.

 

 

 

 

       1. Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ

 

Учреждение института Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических  преобразований в России. Для нашей  страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

До Первой мировой войны  институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека.

Сегодня более чем в  ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в  странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в  большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц. Сама должность омбудсмена носит в разных странах различные наименования. В скандинавских странах, на родине этого института, используется название Омбудсмен юстиции, в англоязычных странах – парламентский уполномоченный. В России же должность омбудсмена носит наименование: Уполномоченный по правам человека1.

В науке конституционного права, как и в российском и международном законодательстве, нет однозначного понимания сущности Уполномоченного по правам человека. Определений этого понятия существует множество, поскольку сама сущность и правовой статус уполномоченного еще не устоялись.

Обобщая многочисленные определения  понятия Уполномоченного по правам человека, в них можно выделить наиболее характерные общие признаки, подчеркивающие его сущность:

1) официальное государственное  лицо, чья основная функция –  правозащитная;

2) основа его компетенции  и основной способ воздействия  на общественные отношения –  проведение расследования и дача  рекомендаций по корректирующим  действиям органов власти и  должностных лиц, нарушивших конституционные  права гражданина (человека);

3) это лицо обладает определенными пределами независимости и некоторыми правами;

4) правовой статус Уполномоченного  не является самодостаточным  и непосредственно зависит от  политической конъюнктуры.

Таким образом, Уполномоченный по правам человека – это независимое публичное должностное лицо, признанное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц2.

В мировой практике известны три модели института омбудсмена, которые различаются, прежде всего, занимаемым правозащитником местом в государственно-правовой системе, порядком назначения, подчиненностью (подотчетностью) той или иной ветви власти или отсутствием таковой, объемом полномочий и т.д.: эти три модели – следующие:

1) омбудсмен является органом исполнительной власти, подконтролен президенту (правительству);

2) независимый омбудсмен  является особой и самостоятельной  ветвью власти, не подчиняется  назначившему его органу;

3) парламентский омбудсмен  находится в системе законодательной власти, подконтролен парламенту, но обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента3.

В Российской Федерации  идея учреждения института Уполномоченного  по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Согласно Декларации, Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ4.

Должность Уполномоченного  по правам человека была окончательно закреплена Конституцией Российской Федерации 1993 года, которая существенно повысила роль и значение защиты основных прав и свобод с общепризнанными принципами и нормами международного права. Пункт «е» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом5.

До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

Федеральный конституционный  закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу6. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

22 мая 1998 года тайным  голосованием депутат Государственной  Думы О.О. Миронов (299 депутатов  - «за», 29 - «против» и 3 -»воздержались») был назначен на должность  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

13 февраля 2004 года в  связи с истечением срока деятельности  на должности Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации О.О. Миронова Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  федерации назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина.

18 февраля 2009 года Постановлением  Государственной Думы ФС РФ  за № 1729-5 ГД Лукин Владимир  Петрович назначен на должность  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации на  второй пятилетний срок7. Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ Д.А. Медведевым.

Таким образом, институт Уполномоченного  по правам человека в РФ – это  новый институт в России, который  еще только набирает силы для реализации поставленных задач.

      2. Порядок назначения и освобождения от должности, цели Уполномоченного по правам человека в РФ

В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы.

Высокий статус Уполномоченного  предопределяет достаточно сложный  порядок осуществления этих действий. В выдвижении кандидатур могут участвовать  Президент, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Думе (ч. 1 ст. 7 ФКЗ). При этом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы. Этим обеспечивается учет мнений различных властных и общественно-политических структур, отбор достаточно репрезентативной кандидатуры, по которой достигнут высокий уровень согласия депутатов, представляющих те или иные фракции8.

Уполномоченный назначается  и освобождается от должности  Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов (ч. 1 ст. 8 ФКЗ). Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям: иметь гражданство Российской Федерации; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты (ст. 6 ФКЗ). Наличие юридического образования не предусмотрено.

При вступлении в должность  Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы. Уполномоченный назначается на должность  сроком на пять лет, одно и то же лицо не может быть назначено более  чем на два срока подряд.

Правовой статус Уполномоченного  характеризуется следующими чертами.

1. При осуществлении  своих функций Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (ст. 2 ФКЗ). Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей по отношению к Уполномоченному, воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет установлению законодательством ответственность.

2. Должность Уполномоченного несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на государственной службе, занятием какой-либо другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности (ч. 1 ст. 11 ФКЗ).

3. Уполномоченный не  вправе заниматься политической  деятельностью, быть членом политической  партии или иного общественного  объединения, преследующего политические  цели (ч. 2 ст. 11 ФКЗ).

4. В течение всего  пятилетнего срока его полномочий, Уполномоченный обладает неприкосновенностью, содержание которой конкретизировано в Федеральном конституционном законе и не отличается от содержания депутатской неприкосновенности. Для применения к Уполномоченному предусмотренных в названном Законе мер принудительного воздействия требуется согласие Государственной Думы (ст. 12 ФКЗ).

5. Уполномоченный не  наделен властными полномочиями, директивными мерами воздействия  на государственные и иные  органы и должностных лиц, не  принимает правовые акты. Однако  рассматриваемый Закон устанавливает широкий круг обязанностей названных субъектов в отношении действий и обращений Уполномоченного (оказание содействия, проведение по поручению Уполномоченного определенных действий, предоставление информации, необходимых материалов и т.п.).

Деятельность Уполномоченного  дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции  государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

6. Уполномоченный и создаваемый для обеспечения его деятельности рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Чтобы обеспечить независимость Уполномоченного от каких-либо органов, финансирование его деятельности осуществляется из федерального бюджета, в котором выделяемые ему средства предусматриваются отдельной строкой.

7.Закон устанавливает  основания, которые влекут или могут повлечь досрочное освобождение от должности Уполномоченного Государственной Думой.

Информация о работе Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ