Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:37, контрольная работа
Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко.
Введение……………………………………………………………………...……2
1. Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ………………………………...……3
2. Порядок назначения и освобождения от должности, цели Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………..…7
3. Реализация целей и задач Уполномоченным по правам
человека в РФ, его роль в системе государственного управления РФ..14
Заключение…………………………………………………………………….…19
Задача №1……………………………………………………………………..….20
Задача №2……………………………………………………………………...…22
Список использованной литературы………………………………………...…
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Задача №1………………………………………………………
Задача №2………………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………...…
Введение
Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Должность Уполномоченного по правам человека помогает сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих.
Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко.
Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) призван способствовать установлению в обществе такой системы ценностей, когда права личности, права человека оказываются приоритетными при решении всего комплекса социальных проблем. Этот ценностный приоритет сегодня еще весьма слаб и по большей части декларативен - по сравнению с традиционными для России коллективными ценностями и представлениями о государственной целесообразности, которыми по-прежнему руководствуются представители власти.
1. Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ
Учреждение института
До Первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека.
Сегодня более чем в
ста странах мира есть уполномоченные
по правам человека. Опыт их работы в
странах Восточной Европы (Польше,
Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает,
что создание таких структур в
большинстве случаев
В науке конституционного права, как и в российском и международном законодательстве, нет однозначного понимания сущности Уполномоченного по правам человека. Определений этого понятия существует множество, поскольку сама сущность и правовой статус уполномоченного еще не устоялись.
Обобщая многочисленные определения понятия Уполномоченного по правам человека, в них можно выделить наиболее характерные общие признаки, подчеркивающие его сущность:
1) официальное государственное лицо, чья основная функция – правозащитная;
2) основа его компетенции
и основной способ воздействия
на общественные отношения –
проведение расследования и
3) это лицо обладает определенными пределами независимости и некоторыми правами;
4) правовой статус
Таким образом, Уполномоченный по правам человека – это независимое публичное должностное лицо, признанное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц2.
В мировой практике известны три модели института омбудсмена, которые различаются, прежде всего, занимаемым правозащитником местом в государственно-правовой системе, порядком назначения, подчиненностью (подотчетностью) той или иной ветви власти или отсутствием таковой, объемом полномочий и т.д.: эти три модели – следующие:
1) омбудсмен является органом исполнительной власти, подконтролен президенту (правительству);
2) независимый омбудсмен
является особой и
3) парламентский омбудсмен
находится в системе
В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Согласно Декларации, Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ4.
Должность Уполномоченного по правам человека была окончательно закреплена Конституцией Российской Федерации 1993 года, которая существенно повысила роль и значение защиты основных прав и свобод с общепризнанными принципами и нормами международного права. Пункт «е» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом5.
До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.
Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу6. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
22 мая 1998 года тайным
голосованием депутат
13 февраля 2004 года в
связи с истечением срока
18 февраля 2009 года Постановлением
Государственной Думы ФС РФ
за № 1729-5 ГД Лукин Владимир
Петрович назначен на
Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека в РФ – это новый институт в России, который еще только набирает силы для реализации поставленных задач.
В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы.
Высокий статус Уполномоченного предопределяет достаточно сложный порядок осуществления этих действий. В выдвижении кандидатур могут участвовать Президент, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы и депутатские объединения в Думе (ч. 1 ст. 7 ФКЗ). При этом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы. Этим обеспечивается учет мнений различных властных и общественно-политических структур, отбор достаточно репрезентативной кандидатуры, по которой достигнут высокий уровень согласия депутатов, представляющих те или иные фракции8.
Уполномоченный назначается
и освобождается от должности
Государственной Думой
При вступлении в должность
Уполномоченный приносит присягу на
заседании Государственной
Правовой статус Уполномоченного характеризуется следующими чертами.
1. При осуществлении
своих функций Уполномоченный н
2. Должность Уполномоченного несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на государственной службе, занятием какой-либо другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности (ч. 1 ст. 11 ФКЗ).
3. Уполномоченный не
вправе заниматься
4. В течение всего
пятилетнего срока его
5. Уполномоченный не
наделен властными
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
6. Уполномоченный и создаваемый для обеспечения его деятельности рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Чтобы обеспечить независимость Уполномоченного от каких-либо органов, финансирование его деятельности осуществляется из федерального бюджета, в котором выделяемые ему средства предусматриваются отдельной строкой.
7.Закон устанавливает основания, которые влекут или могут повлечь досрочное освобождение от должности Уполномоченного Государственной Думой.