Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2
1. Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ………………………………...……3
2. Порядок назначения и освобождения от должности, цели Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………..…7
3. Реализация целей и задач Уполномоченным по правам
человека в РФ, его роль в системе государственного управления РФ..14
Заключение…………………………………………………………………….…19
Задача №1……………………………………………………………………..….20
Задача №2……………………………………………………………………...…22
Список использованной литературы………………………………………...…

Файлы: 1 файл

КП Уполномоченный по правам человека.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

        Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

         Высокий статус Уполномоченного предопределяет достаточно сложный порядок осуществления назначения и освобождения от должности.

        Одним из основных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является совершенствование законодательства Российской Федерации и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе и с европейскими стандартами в области прав человека.

        Помимо прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом основных направлений деятельности у российского омбудсмена возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.

        Несмотря на то, что решения, принимаемые Уполномоченным по правам человека, являются сугубо рекомендательными, все-таки сегодня уже можно говорить об определенных положительных результатах его деятельности.

 

Задача №1

       Могут ли Лига студентов АлтГУ, религиозная организация «Наследие», кружок шитья и вязания по ул. Шумакова ,12,  общественное движение «Женщины России», общественная организация инвалидов Алтайского края преобразоваться в политические партии? Обоснуйте свой ответ, опираясь на действующее законодательство. Какие объединения и в каком порядке могут преобразовываться в политические партии?

Решение:

       Политическая  партия может быть создана  путем преобразования в политическую  партию общероссийской общественной  организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения (п. 1 ст. 11 ФЗ "О политических партиях" Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" (ред. от 05.04.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.). В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимаются устав политической партии и ее программа, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы политической партии. Более того, Федеральный закон "О политических партиях" предусматривает двухлетний переходный период, в течение которого действующие политические общественные объединения, чтобы не утратить право участвовать в выборах, должны преобразоваться в политические партии. Данный переходный период напоминает переходный период при образовании в составе Федерации нового субъекта. В такой период как раз и решаются вопросы правопреемства.

       В  силу п. 2 статьи 11 Федерального закона  от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических  партиях" политическая партия  считается созданной со дня  принятия учредительным съездом  следующих решений: 1) о создании  политической партии; 2) об образовании  ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ; 3) о принятии устава политической партии; 4) о принятии ее программы; 5) о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

        Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О политических партиях" документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через 6 месяцев со дня проведения съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

      Таким  образом, преобразоваться в политическую  партию могут только общероссийские общественные организации или общероссийские общественные движения.

      Следовательно,  общественная организация инвалидов  Алтайского края не может преобразоваться  в политическую партию, т.к. действует  в одном регионе страны. Также  стать политической партией не могут студенты Лиги АлтГУ и кружок шитья районного масштаба, т.к. они относятся к органам общественной самодеятельности (ст. 12 Федерального закона "Об общественных объединениях": органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания).

     Общественное  движение «Женщины России» может  преобразоваться в политическую  партию, если осуществляет свою  деятельность в соответствии  с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения.

       Согласно  п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести  и о религиозных объединениях" Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465., в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Т.е., сама религиозная организация «Наследие» не может преобразоваться в политическую партию. Однако ее члены могут входить в различные партии.

 

Задача №2

      Депутат  Алтайского краевого Законодательного  Собрания от партии «Е» И.  пообещал своим избирателям поставить  вопрос в парламенте об асфальтировании  дороги по ул. Челюскинцев. Однако  он не сдержал свое слово.  Поэтому пенсионер К. решил возбудить процедуру отзыва депутата И. Эту инициативу поддерживает еще 58 соседей пенсионера К. Возможна ли в данной ситуации процедура отзыва? По каким основаниям и в каком порядке осуществляется отзыв депутатов краевого Законодательного Собрания?

 

Решение:

      Согласно  ст. 220 Кодекса Алтайского края  о выборах, референдуме, отзыве  депутатов от 08.07.2003 № 35-ЗС, депутаты  Законодательного Собрания, избранные  по одномандатному избирательному  округу, а также депутаты, избранные  по краевому избирательному округу, могут быть отозваны гражданами Российской Федерации, обладающими правом на участие в отзыве на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, краевого избирательного округа Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов от 08.07.2003 № 35-ЗС (ред. от 03.07.2009) // Сборник законодательства Алтайского края. - 2003. - № 87, ч. 1. - С. 31.

       Основанием  для отзыва депутата является  однократное грубое либо систематическое  нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов Алтайского края. Под грубым нарушением правовых актов понимается решение, действие (бездействие) депутата, повлекшие за собой нарушения прав и свобод значительного числа граждан. Инициатива проведения отзыва принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в отзыве депутата Законодательного Собрания.

       Для  выдвижения инициативы проведения  отзыва каждый гражданин Российской  Федерации или группа граждан, имеющих право на участие в отзыве, вправе образовать инициативную группу в количестве не менее двадцати человек, имеющих право на участие в отзыве. Инициативная группа образуется после вступления в силу судебного решения, установившего факт совершения депутатом правонарушения.

        Решение о выдвижении инициативы  проведения отзыва депутата принимается  на собрании (заседании) инициативной  группы, которая обязана письменно  уведомить депутата о времени  и месте проведения своего  собрания (заседания) по выдвижению инициативы его отзыва. Депутат, в отношении которого выдвигается инициатива проведения отзыва, вправе присутствовать при рассмотрении этого вопроса на собрании (заседании) и давать устные или представлять письменные объяснения. Участники инициативной группы ведут письменный протокол заседания собрания, который подписывается руководителем инициативной группы и присутствующим на собрании депутатом, возможность отзыва которого решается на собрании (заседании). Неявка депутата на собрание (заседание) инициативной группы без уважительной причины не препятствует проведению собрания (заседания) инициативной группы. Избирательная комиссия Алтайского края в течение пяти дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Кодекса о регистрации инициативной группы, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения отзыва депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, составляет 10 процентов от числа участников отзыва, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, а в поддержку инициативы проведения отзыва депутата, избранного по краевому избирательному округу, - 1 процент от числа участников отзыва, зарегистрированных на территории Алтайского края. Минимально необходимое количество подписей, которое следует собрать, указывается в регистрационном свидетельстве.

      Инициативная  группа обязана создать свой  фонд отзыва.

       Депутат,  избранный по одномандатному  избирательному округу, считается  отозванным, если за его отзыв  проголосовали более половины участников отзыва, принявших участие в голосовании, при условии, что число голосов участников отзыва, поданных за отзыв депутата, больше числа голосов избирателей, поданных за его избрание. Депутат, избранный по краевому избирательному округу, считается отозванным, если за его отзыв проголосовали более половины участников отзыва, принявших участие в голосовании, при условии, что число голосов участников отзыва, поданных против отзыва депутата, меньше числа голосов избирателей, поданных за избрание краевого списка кандидатов, по которому был избран данный депутат. Избирательная комиссия Алтайского края регистрирует отзыв депутата в день определения результатов отзыва. Избирательная комиссия Алтайского края в день определения результатов отзыва и его регистрации направляет соответствующее решение в Законодательное Собрание.

      Таким  образом, при однократном грубом  нарушении необходимо решение  суда, поэтому в данном случае  процедура отзыва невозможна, т.к.  депутат нарушил лишь правила  этики, а таких нарушений по закону должно быть несколько (неоднократно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
  3. Постановление ГД ФС РФ от 18.02.2009 N 1729-5 ГД «О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 23.02.2009, N 8, ст. 922.
  4. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17.02.2009 «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год» // «Российская газета», N 68, 17.04.2009.
  5. Постановление Верховного Совета РФ от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 26.12.1991, N 52, ст. 1865.

Учебно-методическая литература

  1. Доронина О.Н., Калинин В.А. Европейские стандарты защиты прав в практике Уполномоченного по правам человека в РФ // Адвокатская практика. 2008. Вып. 1. С. 21-24.
  2. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России / 2-е изд., испр. и доп. М.: Юристъ, 2001. 282 с.
  3. Корнеева Н.В. Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юр. наук / Н.В. Корнеева. Спб., 2002. 18 с.
  4. Мархгейм М.В., Новикова А.Е. Формы и способы деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. Вып. 5. 78 с.

Интернет

  1. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ. http://ombudsman.gov.ru/index.shtml.
  2. http://www.consultant.ru/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ. http://ombudsman.gov.ru/ index.shtml.

2 Корнеева Н.В. Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юр. наук / Н.В. Корнеева. Спб., 2002. С. 12.

3 Там же.

4 Постановление Верховного Совета РФ от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 26.12.1991, N 52, ст. 1865.

5 Конституция Российской Федерации 1993 г. // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.

6 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.03.1997, N 9, ст. 1011.

7 Постановление ГД ФС РФ от 18.02.2009 N 1729-5 ГД «О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 23.02.2009, N 8, ст. 922.

8 Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России / 2-е изд., испр. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 110.

9 Мархгейм М.В., Новикова А.Е. Формы и способы деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. Вып. 5. С. 59.

10 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 17.02.2009 «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год» // «Российская газета», N 68, 17.04.2009.

11 Доронина О.Н., Калинин В.А. Европейские стандарты защиты прав в практике Уполномоченного по правам человека в РФ // Адвокатская практика. 2008. Вып. 1. С. 21-24.

12 Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ.


Информация о работе Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ