Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2
1. Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ………………………………...……3
2. Порядок назначения и освобождения от должности, цели Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………..…7
3. Реализация целей и задач Уполномоченным по правам
человека в РФ, его роль в системе государственного управления РФ..14
Заключение…………………………………………………………………….…19
Задача №1……………………………………………………………………..….20
Задача №2……………………………………………………………………...…22
Список использованной литературы………………………………………...…

Файлы: 1 файл

КП Уполномоченный по правам человека.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Безусловное освобождение от должности следует в случаях, если Уполномоченный нарушил запрет на совмещение им своих функций с занятием другой указанной в ст. 1 Федерального конституционного закона деятельностью, а также если в отношении него вступил в законную силу обвинительный приговор суда.

Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

Основанием для досрочного освобождения от должности может  явиться подача Уполномоченным заявления  о сложении полномочий.

Установленными Федеральным конституционным законом средствами он способствует:

1) восстановлению нарушенных  прав;

2) совершенствованию:  законодательства о правах человека  и гражданина и приведению  его в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного  права;

3) развитию международного сотрудничества в области прав человека;

4) правовому просвещению  по вопросам прав и свобод  человека, форм и методов их  защиты.

Мы видим, что высокий  статус Уполномоченного предопределяет достаточно сложный порядок осуществления  назначения и освобождения от должности.

Основным содержанием  компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Федеральному конституционному закону, заявителями жалобы могут быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 15 ФКЗ).

Круг органов и лиц, действия (бездействие) которых могут  быть обжалованы Уполномоченному, не всеобъемлющ. В соответствии с основными целями учреждения должности Уполномоченного – обеспечение соблюдения и уважения прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами – именно решения, действия (бездействие) этих субъектов (а также государственных служащих) могут быть предметом жалобы Уполномоченному. Закон оговаривает, что жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный не рассматривает.

Уполномоченный рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.

Закон (в ст. 19) обеспечивает льготные условия при подаче жалобы Уполномоченному. Так, она не облагается государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местах принудительного  содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Уполномоченный имеет  право в различных формах реагировать на полученные жалобы: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказ обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.

Конкретную форму реагирования на жалобу Уполномоченный определяет самостоятельно с учетом самых многообразных  обстоятельств, сопутствующих жалобе по каждому делу.

Уполномоченный наделен  широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки жалобы. В частности, он правомочен:

обращаться к компетентным государственным органам или  должностным лицам за содействием  в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и т.д.;

запрашивать и получать необходимые  ему сведения и документы;

получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей). По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, участвовать в судебном процессе;

обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении соответствующего должностного лица;

обращаться в суд или прокуратуру  с ходатайством о проверке вступившего  в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда;

изложить свои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест;

обращаться в Конституционный  Суд с жалобой на нарушения  конституционных прав и свобод граждан  законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях  принимать меры по защите прав и  свобод и по своей инициативе, без  жалобы. Закон в ст. 21 допускает  такую возможность при наличии  информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о  своей деятельности всем федеральным  органам государственной власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации он может направлять в  Государственную Думу специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую комиссию по расследованию фактов нарушения прав и свобод или провести парламентские слушания, выступить с докладом на очередном заседании Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан.

Ежегодные доклады Уполномоченного  обязательно публикуются в «Российской  газете». Специальные доклады - по решению  Уполномоченного могут публиковаться  в «Российской газете» и других изданиях.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации (ст. 5 ФКЗ). Причем подача жалобы последнему не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным.

Особенность правового статуса  уполномоченных по правам человека в  субъектах Российской Федерации  состоит в том, что они являются связующим звеном между гражданским  обществом и властью, между гражданином  и чиновником; выступают в качестве своеобразного посредника между ними; осуществляют мониторинг действий органов государственной власти с позиции их соответствия закону; вырабатывают и предлагают государственным структурам рекомендации по совершенствованию деятельности; консультируют государственные структуры; способствуют распространению информации и правовому просвещению граждан по вопросам защиты их прав и свобод. Реализация законодательно заявленного статуса уполномоченных по правам человека исходит из определенных форм и способов их деятельности, исследованию которых на региональном уровне и посвящена данная работа9.

        3. Реализация целей и задач Уполномоченным по правам  
человека в РФ, его роль в системе государственного управления РФ.

     Помимо прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.

       Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах Российской Федерации, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе специальных соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп и так далее.

         Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.

       Уполномоченный по правам человека в Российской федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

       Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

       У граждан есть также возможность обратиться непосредственно в группу приема заявителей Аппарата Уполномоченного, позвонить по «горячей телефонной линии» и получить необходимые консультации.

       Важной формой работы, позволяющей получить «из первых рук» представление о ситуации с правами человека на местах является организация работы «выездных приемных» в тех субъектах Российской Федерации, откуда поступает наибольшее количество жалоб.

        Уполномоченному поступает корреспонденция практически из всех субъектов Российской Федерации, из государств-участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии, из государств дальнего зарубежья.

        Жалобы и обращения граждан свидетельствуют о том, что ситуация с правами человека остается в России крайне напряженной. Наибольшее число жалоб (более 50 процентов) касаются вопросов гражданского права, защиты личных прав. Около 30 процентов жалоб посвящено соблюдению социальных прав, 12 процентов – экономических отношений, 4 процента - нарушений в области политических прав и др.

       Все поступающие к Уполномоченному жалобы рассматриваются на предмет их приемлемости, а затем по существу. За 2008 год Уполномоченный был вынужден отклонить 7,5% поступивших жалоб по причине их несоответствия установленным в законе критериям приемлемости. По итогам рассмотрения 59,6% жалоб заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения, справки и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий. Во взаимодействии с компетентными органами государственной власти Уполномоченный предпринимал меры по оказанию помощи по 32,9% жалоб заявителей, включая и полное восстановление нарушенных прав (диаграмма 2)10.

       Анализ правоприменительной практики Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации свидетельствует об эффективном использовании российским омбудсменом в своей деятельности общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации в области прав человека и, в частности, европейских стандартов защиты прав человека. Данное обстоятельство, безусловно, также способствует имплементации общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации в области прав человека в российское законодательство и правоприменительную практику11.

      Первые итоги работы института Уполномоченного свидетельствуют, что защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных показательных акциях. Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов, необходим принципиальный контроль за выполнением принятых решений.

      По результатам анализа информации о типичных нарушениях прав человека и гражданина в России, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченным готовятся соответствующие документы. Они направляются должностным лицам, государственным органам и органам местного самоуправления. Обращения, заключения и ходатайства Уполномоченного в защиту прав и свобод граждан направляются Президенту Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, к министрам юстиции и внутренних дел Российской Федерации, в Генеральную прокуратуру, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации, к руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации.

       В министерства и ведомства, к чьей компетенции отнесены вопросы защиты прав граждан, направляется аналитическая информация о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, о конкретных случаях массового и грубого нарушения прав граждан, а также свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к проблеме обеспечения прав и свобод, совершенствования законодательства и административных процедур.

      В рабочем аппарате Уполномоченного проводится анализ и обобщение корреспонденции на предмет выявления наиболее типичных случаев нарушения прав человека. Результаты таких обобщений, в свою очередь, обнаруживают необходимость внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации и ее субъектов.

      Значительное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.

       Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие)12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        В сегодняшней России институт Уполномоченного по правам человека – это новый, только становящийся на ноги конституционный институт. Его учреждение – это одно из самых важных достижений демократических преобразований в нашей стране.

Информация о работе Понятие и место института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти РФ