Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:31, контрольная работа
Целью работы является изучение, закрепленных в Кодексе РФ об административных правонарушениях мер административно-процессуального обеспечения и проблем, связанных с их практическим применением.
Объектами исследования в работе выступают административная ответственность и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении . Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие данные вопросы контрольной работы.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что административное ответственность наряду с уголовным, гражданским и дисциплинарным является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
В административно-правовой литературе разные авторы дают свои понятия административной ответственности, так Бахрах Д.Н. пишет, что:
«Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами». А коллектив авторов Алехин А.П. , Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., считают, что «Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу совершившему правонарушение»
Цель данной работы всесторонний правовой анализ административной ответственности и её отличия от других видов ответственности.
Кроме того второй вопрос – меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, является не менее значительной темой ,так как является условием применения административной ответственности.
Целью работы является изучение, закрепленных
в Кодексе РФ об административных правонарушениях
мер административно-
Объектами исследования в работе выступают административная ответственность и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении . Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие данные вопросы контрольной работы.
Таким образом, задачами контрольной работы являются:
Понятие и особенность административной ответственности; Обстоятельства,исключающие административную ответственность
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок)1.
Основные признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к следующему:
- во-первых, она является
составной частью административ
- во-вторых, фактическим
основанием административной от
- в-третьих, в отличие от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно), административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;
- в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной — только физические лица;
- в-пятых, процедура (процесс) привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным и гражданским процессом);
- в-шестых, административное
наказание как мера администрат
- в-седьмых,
административное наказание
- в-восьмых, практическая
реализация административной от
Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности, следует отметить, что общим для всех для них является то, что основанием возникновения любого вида юридической ответственности всегда является тот или иной вид правонарушения (административного, дисциплинарного, уголовного и пр.). Но это не только правонарушение, перечень таких оснований более широк.
1.2 Основания административной ответственности
Так, основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности2. Среди таковых принято выделять следующие:
3) процессуальное основание,
каковым является правоприменит
Представляется уместным привести здесь слова известного отечественного ученого-административиста Е.В. Додина: «Административный проступок служит фактическим основанием административной ответственности. Административный проступок — это конкретный жизненный случай, требующий применения административно-правовой санкции. Поэтому вполне естественно, для того, чтобы применить санкцию, необходима норма права, которая должна определить юридическую значимость этого жизненного случая. Эта правовая норма, а с ней и акт, содержащий ее, выступает в качестве юридического основания административной ответственности»3. Что же касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как таковой не будет4.
Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, — административное правонарушение (административный проступок, административный деликт).
Цель административной ответственности
опосредуется через функции, которые она выполняет:
превентивную (или предупредительно-
Первая призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение. Вторая же, собственно, и проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния. А третья (сигнализационная) функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.
Некоторые авторы, например А.Б. Агапов,6 выделяют и такую функцию административной ответственности, как создание предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения — ограничительная функция: она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение. Сюда же следует, пожалуй, отнести и дисквалификацию как вид административного наказания.
В то же время, цели административной
ответственности можно определить и через цели административного
наказания как меры этой ответственности.
А данные цели имеют явную предупредительную
и профилактическую направленность, о
чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное
наказание является установленной государством
мерой ответственности за совершение
административного правонарушения и применяется
в целях предупреждения совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами». Отметим, что профилактическая
(предупредительно-
Рассматривая юридическую, в том числе и административную ответственность как некое материальное охранительное отношение, можно сделать вывод о том, что это правоотношение, являясь по своей природе длящимся, имеет определенные стадии своего развития. Причем за основу выделения определенных стадий юридической ответственности следует брать соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами и изменений, происходящих в правовом статусе правонарушителя (т. е. в объекте правоотношения ответственности).
В этой связи различные авторы выделяют свои концепции о стадиях юридической ответственности. Основное различие в этих концепциях состоит в том, что их авторы по-разному определяют момент возникновения правоотношения ответственности, и если их объединить воедино, то наиболее уместное деление административной, как и любой другой юридической ответственности, на отдельные самостоятельные стадии будет, пожалуй, следующим7:
Информация о работе Понятие и особенность административной ответственности