Понятие и принципы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить понятие и принципы государственного управления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного управления;
- охарактеризовать принципы государственного управления;
-проанализировать общие проблемы применения принципов государственного управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................
3
1. Понятие и общая характеристика государственного управления .........
4
2. Характеристика принципов государственного управления ...................
8
3. Общие проблемы применения принципов государственного управления и пути их решения ..................................................................

14
Заключение ................................................................................................
18
Список использованной литературы ..................................

Файлы: 1 файл

СЕРГЕЙ ГОТОВОЕ админ право.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

 

 

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ


УНИВЕРСИТЕТ (МФПУ)

 

Юридический факультет

 

 

Контрольная работа

 

                 по предмету: Административное право

                 на тему: Понятие и принципы  государственного управления.                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................

3

1. Понятие  и общая характеристика  государственного управления .........

4

2.   Характеристика  принципов государственного управления ...................

8

3. Общие проблемы применения принципов государственного управления и пути их решения ..................................................................

 

14

Заключение  ................................................................................................

18

Список использованной литературы .........................................

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый вид государственной деятельности характеризуется определенными внешними проявлениями и регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами1.

Достижение системности государственного управления - критерий эффективности применения принципов, что в свою очередь направлено на достижение гармоничности и комплексности общественной жизни, как в целом, так и отдельных сфер.

Тема контрольной работы актуальна на сегодняшний день, так как принципы государственного управления находятся в единстве с целями государственного управления: деятельность государства направлена на разработку и утверждение различных программ для повышения эффективности применения  исследуемых принципов, реализация, которых способствует улучшению государственного управления2.

Цель контрольной работы: изучить понятие и принципы государственного управления.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие  государственного управления;

- охарактеризовать  принципы государственного управления;

-проанализировать общие проблемы применения принципов государственного управления.

Источниками для написания контрольной работы стали Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., Душакова Л.А., Чепурнова Н.М., Костенников М.В., Конин Н.М., Куракин А.В., Лапина М.А., Смоленский М.Б. и других.

Структурно работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Понятие  и общая характеристика

государственного управления

 

Государственное управление является производным от формы государственного устройства и политической системы и в то же время имеет самостоятельное значение. С одной стороны, с помощью системы управления власть реализует свои распорядительно-разрешительные функции, направленные на исполнение законов, других нормативных актов, политических решений. Властные отношения здесь базируются на распоряжении и подчинении вплоть до принудительного исполнения, т.е. без учета интересов управляемых объектов3.

С другой стороны, управление служит особым видом творческой деятельности, имеет целью развитие, инновации, включает в свой арсенал силу убеждения, разума и гуманизма.

Управление реализуется во взаимодействии субъекта и объекта управления. От субъекта (управляющего) поступает командная информация (что, как, в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) – информация обратной связи (после исполнения команды).

Схематически процесс управления показан на рисунке:


 

 

 

 

Рисунок – Процесс управления4

 

Интенсивность команд и обратной связи зависит от вида и характера субъекта и объекта управления. Например, в управлении армией сильным является канал команды, а обратная связь почти отсутствует.

В регулировании рыночной экономики наоборот. При не конкретных и путаных командах обратная связь или искажается, или совсем не обнаруживается.

Командная информация подается в целях достижения определенных поставленных целей, решения задач. Получение результата, естественно, зависит от прежде всего от качества, способа подачи информации и, что в сущности и составляет основу методов управления, их многообразия, классификации по критериям и признакам.

Основополагающим в управлении является определение роли, места человека или объекта управления5. По этому критерию различаются демократический и авторитарный стили управления.

Демократическое управление основывается на том предположении, что для человека естественным состоянием является деятельность. Работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности. Поэтому внешний контроль не рассматривается как решающее средство достижения целей. Такой стиль управления предполагает делегирование полномочий, предоставление большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечение к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера.

Применительно к государству демократическое управление реализуется в политических правах человека, наличия свободы слова, партий, избирательных блоков и т.д6. В каждой стране демократия является продуктом собственной истории, культуры, традиций поколений и возможна при любом государственном устройстве.

На качестве Российской демократии отражается ее переходное состояние: условия новые, а структурная и функциональная организация, менталитет во многом прежние; законы приняты с учетом западного права, но действуют с большими отступлениями; проводятся выборы органов власти, а повседневный контроль общества за властью недостаточен.

Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие при ограничении прерогатив объектов управления. При авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне7.

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной8.

Координационное управление реализуется в форме федерации. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти; устанавливается общее гражданство, денежная единица и т.д. Россия согласно Конституции, является федеративным государством.

Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждения к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления. Оно характерно для унитарного государства, которое в своем составе не имеет федеративных единиц, а подразделяется на административно – территориальные единицы (области, районы и др.).

По критериям использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, муниципальное и частное управление9. Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра, естественные монополии, акции приватизированных предприятий и др.

По воздействию на управляемый объект выделяется отраслевое и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее широко используется в управлении через министерства, которые призваны осуществлять единую техническую политику в отрасли.

Отраслевое управление предполагает обоснование цели( производство конкретных видов продукции), применение управленческих функций ( планирование, организация, контроль), построение организационной структуры звеньев управления( предприятие, объединение, министерство), разработку народно- хозяйственных, межотраслевых, отраслевых балансов. Отраслевое управление позволяет конкретнее видеть перспективу развития.

Территориальное управление осуществляется тремя источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской федерации, местным самоуправлением. Территориальное управление обеспечивает рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексного развития регионов10.

Выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной региональной политики предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, законодательными и исполнительными органами власти11.

Таким образом, государственное управление - это осуществляемое на основе законов и иных нормативных актов целенаправленное воздействие государственных органов на общественные отношения, для их упорядочения, преобразования и изменения в соответствии с целями государственной политики.

 

2.   характристика принципов государственного управления

 

От латинского «principium» -- первоначало, основа. Поэтому если соотносить данное понятие непосредственно к государственному управлению, то принцип - фиксация результатов научного познания со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. в этом понятии содержатся не столько сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них.

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства принципа  диалектичность и системность12.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, существуют следующие принципы государственного управления13:

- объективность;

- демократизм;

- правовая упорядоченность;

- законность;

- разделение власти;

- публичность.

Принципы объективны в своей основе и по содержанию постольку, поскольку они выражают научное знание об объективных законах и функциях управления, отвечают критериям научной истины.

Рассмотрим принципы государственного управления более подробно.

Принцип объективности государственного управления является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил.

Данный принцип выражает зависимость системы государственного управления от:

- характера, уровня развития и  закономерностей общества, прежде  всего тех его компонентов, которые  выступают управляемыми объектами;

- общественных целей, поставленных  и решаемых в данный исторический  отрезок времени;

- наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление;

- внутренних закономерностей функционирования  и развития управления как  определенного системного общественного  явления.

Таким образом, принцип объективности отражает многогранный круг закономерностей, отношений и взаимосвязей организации, функционирования и развития государственного управления. Поэтому нарушения данного принципа влекут большие потери, что впоследствии тормозит развитие, вызывает негативную реакцию людей на всякого рода управляющие воздействия со стороны государства14.

Демократизм-результат многовековой борьбы народов за признание их носителями суверенитета и единственный источник власти. Другими словами, это народовластие. Здесь важным является установление взаимозависимостей между обществом и государством, между всеми элементами общества и системы. На самом деле подлинное освоение данного принципа необходимо, т.к. оно не в полной мере реализовано.

Правовая упорядоченность - законодательное определение основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления. Этот принцип о том, что необходимо решение вопросов в правовых законах. Зачастую упор делался на руководящую волю, способную будто решить все проблемы. На самом деле наше государство мало продвинулось по пути осознания и использования огромных возможностей права в государственном управлении.

Законность государственного управления - принцип, который отвечает следующим требованиям15:

- функционирование и развитие  государственного управления имеет  прочные правовые основания, определяется  законом и состоит в его  практической реализации;

- обусловливает актуальность своевременного  и правильного правового регулирования  изменений в содержании, организационной  структуре, элементах деятельности  органов государственной власти  и местного самоуправления;

Информация о работе Понятие и принципы государственного управления