Понятие и принципы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить понятие и принципы государственного управления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственного управления;
- охарактеризовать принципы государственного управления;
-проанализировать общие проблемы применения принципов государственного управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................
3
1. Понятие и общая характеристика государственного управления .........
4
2. Характеристика принципов государственного управления ...................
8
3. Общие проблемы применения принципов государственного управления и пути их решения ..................................................................

14
Заключение ................................................................................................
18
Список использованной литературы ..................................

Файлы: 1 файл

СЕРГЕЙ ГОТОВОЕ админ право.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

- требует четкого порядка их  нормативной деятельности, особенно  принятия и исполнения правовых  актов;

- служит основой для формирования  и поддержания сознательной дисциплины  в деятельности государственных  служащих.

Принцип разделения власти в государственном управлении - принцип, который имеет важное социологическое значение, при этом позволяет обеспечивать и гарантировать принадлежность власти народу16. Нельзя путать простым разделением деятельности в области государственного управления. Считается, что нельзя бояться разделения власти, нужно проводить его на различных уровнях, чтобы каждая "ветвь" власти в отдельности и все вместе утверждали в государстве и обществе подлинный демократизм.

Принцип публичности - принцип гласности и учета общественного мнения, если рассматривать в более узком смысле. На самом деле данный принцип включает в себя:

а) доступность государственного управления для граждан, что связано с их правом выбора состава соответствующих органов;

б) открытость (более емкая, чем гласность) функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;

в) общественный контроль, в том числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими процессами;

г) судебный контроль над соблюдением в процессах государственного управления конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.

Таким образом, данный принцип воспроизводит демократическую, правовую государственность, обеспечивая связь государственного управления с обществом, гражданами17.

Выше были рассмотрены общие принципы государственного управления. Выделяют также структурно-целевые принципы18:

- согласованности целей государственного  управления по основным параметрам  между собой, их непротиворечивость  друг другу;

- взаимодополняемости целей, при  которой одна цель способствует  другой и ее усиливает;

- подчинения частных, локальных  целей стратегическим;

- превращения результатов реализации  одних целей в источник других целей - последовательность в движении по достижению всей совокупности целей, представленных в "древе" целей государственного управления;

- распределенности целей по  функциям государственного управления  и управленческим функциям государственных  органов -- обеспечение перехода "древа" целей государственного управления  в функциональную структуру государственного  управления. В числе структурно-функциональных  принципов государственного управления  можно указать следующие:

- дифференциации и фиксирования  функций путем издания правовых  норм - закрепления управленческих  функций в компетенции органов  государственной власти и местного  самоуправления;

- совместимости, предполагающие совместимость  однопорядковых управленческих  функций в рамках компетенции  одного органа, а также совместимость  управленческих функций этого  органа с управленческими функциями  других органов в рамках их  подсистемы или в целом организационной  структуры государственного управления;

- концентрации, обусловливающие необходимость  предоставления определенному органу  таких управленческих функций  и соответствующих ресурсов, чтобы  исходящие от него государственно  управляющие воздействия действительно  широко и мощно направляли  бы, организовывали и регулировали  управляемые объекты;

- комбинирования, направленные на  то, чтобы определенная совокупность  управленческих функций, исходящая  из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации  не допускала дублирования и  параллелизма;

- достаточного разнообразия, требующие, чтобы управленческие воздействия, приходящиеся на тот или иной  компонент системы управления, по  количеству и содержанию отвечали  различным управленческим потребностям  последнего;

- соответствия управляющих воздействий  реальным потребностям и запросам  управляемых компонентов и, главным  образом, управляемых объектов.

Среди структурно-организационных принципов государственного управления, которые применяются к построению организационной структуры государственного управления, выделяют принципы19:

- единства системы государственной  власти, обеспечивающие целостность, согласованность и действенность  государственно-управленческих процессов;

- территориально-отраслевой, обусловливающие  зависимость организационных структур  от территории, отрасли производства  и обслуживания, сферы общественной  жизнедеятельности;

- многообразия организационных  связей, раскрывающих реальные вертикальные  и горизонтальные организационные  взаимодействия органов государственной  власти и местного самоуправления  в системе государственного управления;

- сочетания коллегиальности и  единоначалия, вызванные спецификой  организационного строения и  порядка деятельности отдельных  органов государственной власти  и местного самоуправления;

- линейно-функциональный, раскрывающий  объем и содержание подчиненности  и управленческого взаимодействия  в организационной структуре  государственного управления.

К структурно-процессуальным принципам, организующим государственно-управленческую деятельность, относятся принципы20:

- соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой  деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления  их функциям и организации;

- конкретизации управленческой  деятельности и личной ответственности  за ее результаты;

- стимулирования рациональной  и эффективной управленческой  деятельности.

Таким образом, принципы государственного управления взаимосвязаны между собой. Для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципами21.

В социальной реальности все принципы используются одновременно и необходимо целостное представление об их применении, принципы государственного управления применяются в рамках их системы и как система.

Критерием эффективности применения принципов государственного управления является достижение гармоничности и комплексности общественной жизни в целом и ее отдельных сфер и областей22.

3.  Общие проблемы применения принципов государственного управления и пути их решения

 

Критерий эффективности государственного управления - признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений. Конкретные критерии нужно оценить, чтобы в дальнейшем можно было предпринять соответствующие управленческие решения23.

Проблема применения принципов государственного управления - это проблема анализа управленческой деятельности и принимаемых решений. Оценка есть ядро понятия «критерий эффективности». Другими словами, становится интересным понятие «ценность». Объектами оценки выступают разнообразные результаты управленческой деятельности: жизненные средства, виды общественных отношений, процессы, конкретные акты деятельности и др. Они именуются «предметными ценностями».

Объекты оцениваются, т.е. определяется их общественное значение, в соответствии с идеалами, принципами, целями, концепциями, нормами и т.д. Данные явления относятся к числу «субъективных ценностей». Их следует отличать от «предметных ценностей» (объектов оценивания)24.

Система ценностей есть плод коллективного исторического творчества данного сообщества людей, отражающая результат взаимодействия политического сообщества со средой, а также социальных взаимоотношений между его членами25.

Базовые ценности современного российского государства - это политическая демократия (народовластие), суверенитет государства, его целостность и безопасность, правовой закон, политические и социальные права и свободы человека, свободный труд, основанный на многообразии собственности на средства производства, плюрализм и др.

Следовательно, идет оценка непосредственно самих принципов государственного управления. Эффективность управления тем реальнее, чем меньше разрыв между официально провозглашенными ценностями и действующими правилами «игры» управляющих.

По сути дела получается, что основу критериев эффективности составляют принципы государственного управления. Потому что именно к правильному их применению страна и стремится, а самое главное к системности использования принципов государственного управления.

По методологии Всемирного банка были определены следующие индикаторы, которые следует оценивать26:

- право голоса и подотчетность;

- политическая стабильность и  ненасилие;

- эффективность управления;

- качество регулирования;

- верховенство закона;

- способность ограничивать коррупцию.

В современных условиях очень важно идти в ногу со временем, стараться улучшить то, что уже имеет государство, те принципы, на которых базируется его существование27. Поэтому важно для начала отметить проблемы, а затем определить пути совершенствования применения принципов государственного управления в современных условиях.

Можно выделить следующие пути совершенствования применения принципов государственного управления:

- снижение расходов государства;

- обеспечение благоприятного климата  для развития экономики и повышения  ее конкурентоспособности на  мировом рынке;

- улучшение качества государственных  решений и обеспечение их эффективной  реализации;

- совершенствование государственной  службы - привлечение в службу  необходимого числа специалистов  высокой квалификации при ограничении  затрат на их содержание;

- использование информационно-коммуникационных  технологий;

- расширение диапазона и повышение  качества услуг, предоставляемых  государством гражданам, обществу  и частному сектору;

- разработка и утверждение соответствующих  государственных программ;

- повышение доверия общества  к государству;

- антикоррупционная деятельность.

Государственная кадровая политика представляет собой деятельность государственных и местных органов управления по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач28.

На сегодняшний день уделяется больше ресурсов для подготовки специалиста государственного управления. Налаженная система подготовки кадров приходит с опытом. В настоящее время подготовка специалиста обходится обществу в десятки миллионов рублей. Гораздо сложнее подсчитать упущенную выгоду в случаях, когда опыт профессионалов не востребуется. Соответственно, делается акцент на построение государственной кадровой политики29.

Оценивая последствия решения приоритетных задач в управлении кадровым потенциалом общества, следует отметить, что на начальном этапе государственная кадровая политика ориентирована, прежде всего, на сохранение, эффективное использование созданного кадрового потенциала страны и его развитие в соответствии с требованиями обеспечения национальной безопасности в условиях интеграции экономики государства в мировую хозяйственную среду.

В реализации новой концепции государства важная роль отводится сетевым информационно-коммуникационным технологиям, в результате чего были разработаны и утверждены различные программы, которые способствовали развитию страны в данном направлении30.

На сегодняшний день используются электронные административные регламенты. Что в свою очередь обеспечивает: оптимизацию показателей исполнения государственной функции, в том числе в интересах граждан и организаций, реализация прав и обязанностей которых обеспечивается исполнением государственной функции; устранение избыточных административных действий и процедур; упрощение административных процедур; уменьшение сроков исполнения административных действий и процедур и др31.

Таким образом, деятельность государства направлена на разработку и утверждение различных программ для повышения эффективности применения  исследуемых принципов, реализация, которых способствует улучшению государственного управления32.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информация о работе Понятие и принципы государственного управления