Понятие и признаки исполнительной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие и признаки исполнительной власти РФ.
2. Система и структура органов исполнительной власти в РФ.
3. Президент РФ и исполнительная власть.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Администативное право.docx

— 50.12 Кб (Скачать файл)

План:

 

Введение.

1.Понятие и признаки  исполнительной власти РФ.

2. Система и структура  органов исполнительной власти  в РФ.

3. Президент РФ и исполнительная  власть.

Заключение.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение.

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Сущность и структура  государственной власти юридически закрепляются в Конституции и  конституционных законах. Государственная  власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы  убеждения и принуждения. При  этом она должна быть носительницей  определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и  судебную, а также разграничения  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

Исполнительная власть является одной из самостоятельных  и  независимых властей  и  представляет  собой  совокупность   полномочий   по   управлению государственными    делами,    включая    полномочия     подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства,  полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также  иногда и законодательные полномочия, и  систему  государственных  органов,  которые осуществляют   вышеперечисленные    полномочия.      Проблема    определения содержания  исполнительной  власти  приобрела  особую  остроту в связи   с формированием   звеньев   исполнительной   власти    и    их    практической деятельностью.

Законодатель не устанавливает  понятие органа исполнительной власти ограничиваясь лишь указанием на существование единой системы государственных органов исполнительной власти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах их полномочий.

Учитывая вышеизложенное, задачами настоящей курсовой работы являются:

определение понятия, признаков  и функций исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной  власти;

определение системы и  структуры органов исполнительной власти в РФ;

определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти.

Курсовая работа состоит  из введения, трёх параграфов: понятие  и признаки исполнительной власти РФ, система и структура органов  исполнительной власти в РФ и президент РФ и исполнительная власть – заключения и списка литературы. 

1. Понятие и признаки  исполнительной власти РФ.

 

Так как речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по ее практической реализации, неизбежен  вопрос о том, какому именно звену  государственно-властного механизма, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РФ 1993г, установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно — государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.

Соответственно органы государственного управления в центре и на местах являлись основными субъектами административного  права или же носителями административной правосубъектности.

Другими словами, государственное  управление как самостоятельный  вид деятельности государства по реализации своих задач и функций  имело специального, конституционно закрепленного субъекта.

Конституция РФ 1993г. вместо термина  «государственное управление» ввела  в оборот понятие «исполнительная  власть». И теперь конституционные  нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное, упоминание об органах исполнительной власти.1

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную  ветвь (вид, разновидность) единой государственной  власти Российской Федерации, тесно  взаимодействующую с законодательной  и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны.

Исполнительная власть есть способность и возможность оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и  возможность подчинять своей  воле других. Отличительным признаком  этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

Будучи ветвью единой государственной  власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть - сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и  компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом государственной властной деятельности.

Исполнительная власть в  ее взаимоотношениях с представительной (законодательной) в лице Федерального Собрания и Президента и судебной властями. Самое название рассматриваемой власти — исполнительная говорит о том, что ее задача — исполнять предписания представительной власти в лице законов, указов и иных правовых актов. Однако, когда эти взаимоотношения строятся на основе принципа разделения властей, не должно допускаться возможности поглощения одной власти другой, иначе говоря, не должно быть требования всевластия представительных органов в отношении других властей. В этих целях определены следующие основные организационно-правовые начала взаимоотношений законодательной и исполнительной властей:

а) каждая власть имеет точно  определенную компетенцию без права  той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;

б) приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и закону; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности;

в) осуществляется взаимоконтроль представительной и исполнительной властей с той же, опять, целью, дабы одна власть не превысила своих полномочий в отношении другой;

г) гарантией же названных  взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции, — как в центре, так и на местах. Такое положение исполнительной власти в системе властей определяется Конституцией и законодательством, когда структура центральной власти базируется на принципе разделения властей в правовом государстве. Обратимся к определению основных признаков и понятия исполнительной власти.

Основные признаки и понятие  исполнительной власти как самостоятельной

ветви единой государственной  власти

Государственную административную власть можно трактовать в двух основных аспектах:

• в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных

руководителей управлять  кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты;

• в политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс

политико-правовых явлений  и прежде всего публичную администрацию, компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность.

Публичная власть появилась  с возникновением государства. Уже  в первобытном обществе она проявлялась  в виде власти вожака и его помощников над первобытным стадом, основанием которой является физическая сила и  мужество;власть старейшин над членами рода (племени), покоящаяся на моральном авторитете и традициях.

Свою полноту публичная  власть приобретает в государстве, где она опирается на вооруженные  отряды, чиновничий аппарат, налоги. На высшем уровне она концентрировалась  в руках монархов и была единственной государственной властью, которая  одновременно законодательствовала, управляла, судила. Резкое увеличение объема управленческой деятельности связано с возникновением государства, увеличением количества управляемых, размеров подчиненных  территорий, ростом разделения труда  и другими факторами развития человеческого общества. Высшей власти (магистру, султану, императору, народному  вече) потребовались министры, визири и другие служилые люди — администраторы, чтобы они выполняли волю высшей власти. Министр, губернатор и другие администраторы — это люди, которые  служат высшей государственной власти, претворяют ее решения в жизнь. А  для этого они наделяются властью, которая называется административной, то есть властью, находящейся в

подчинении высшей власти. Нетрудно увидеть различия между властью монарха, магистра («великого магистра ордена») и министров его, наделенных им же властью, слуг. Высшее руководство опирается на своих администраторов, на администрацию.

Французский ученый Р. Драго дает такое определение администрации: «Администрация — совокупность людских и материальных средств, призванных обеспечивать под руководством политической власти исполнение и применение законов.Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами».

     Главные цели  исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности  граждан, общества, государства

2) создание условий, способствующих  благополучию граждан, общества,

государства, развитию экономики  страны;

3) создание условий для  реализации гражданами и организациями  их прав и

свобод, для свободной  политической, экономической, социальной, духовной жизни людей.

Государственная администрация  сама обеспечивает безопасность страны и ее

жителей, осуществляет защиту слабых, создает систему административной опеки. И она же создает условия для того, чтобы механизмы саморегуляции действовали во всех сферах общественной жизни.

Исполнительная власть —  инструмент защиты и обеспечения  интересов

гражданского общества и  его отдельных членов. Общество, создавая

государственную администрацию, оплачивая ее содержание, выполняя ее

требования, ожидает, что  деятельность этого инструмента  будет эффективной, т. е. поставленные цели будут достигнуты в оптимальные сроки и с наименьшими затратами. Чтобы быть эффективной, государственная администрация должна действовать целесообразно, рационально используя свои полномочия и ресурсы. И в то же время она должна строго соблюдать закон. Целесообразность в рамках закона, законная целесообразность — основной принцип административной деятельности. И чем последовательнее он осуществляется, тем она эффективнее. Специфика целей и принципов — одна из существенных особенностей исполнительной власти.

 Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительством), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством  Российской Федерации фиксируются  функции и компетенция не самой  исполнительной власти, как государственно-правового  института, а лишь субъектов, реализующих  ее на том или ином уровне государственной  организации (например, статус федеральных  и региональных органов исполнительной власти).

Исполнительная  власть - необходимый атрибут государственно-властного  механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная  власть осуществлялась только на федеральном  и республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело  известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так  как все субъекты федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции РФ). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три  ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований.2

Информация о работе Понятие и признаки исполнительной власти РФ