Понятие и признаки исполнительной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие и признаки исполнительной власти РФ.
2. Система и структура органов исполнительной власти в РФ.
3. Президент РФ и исполнительная власть.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Администативное право.docx

— 50.12 Кб (Скачать файл)

Таковы наиболее общие черты, совокупность которых  позволяет получить необходимое  представление об исполнительной власти как относительно самостоятельной  ветви государственной власти. 

2. Система и структура  органов исполнительной власти  в РФ.

 

Субъектом исполнительной власти являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов  исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня.

В Российской Федерации создано множество  органов исполнительной власти, различающихся  по уровню их нахождения в структуре  исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу  образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

Для классификации  органов исполнительной власти применяются  следующие критерии:

1. В соответствии  с федеральным государственным  устройством: 

- федеральные  органы исполнительной власти, распространяющие  свою деятельность на всю территорию  России (Президент России и Администрация  Президента, Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);

- региональные  федеральные органы исполнительной  власти, действующие на территории  определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

- органы исполнительной  власти субъектов федерации, осуществляющие  деятельность, соответственно, в пределах  территорий республик, краев,  областей, городов федерального  значения, автономных областей и  автономных округов. В масштабе  республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты  и иные ведомства. В масштабе  края, области, города федерального  значения и автономного образования  исполнительная, управленческая деятельность  осуществляется соответствующей  администрацией, руководимой ее  главой (губернатором, мэром).

2. В зависимости  от объема и характера компетенции: 

- органы общей  компетенции, ведающие всеми отраслями  и сферами управления (президентуры, правительства, администрация краев,  областей, городов федерального  значения, автономных образований);

- органы отраслевой  компетенции, ведающие какой-либо  одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства,  отделы и управления);

- органы межотраслевой  (специальной) компетенции, ведающие  вопросами управления, имеющими  межотраслевое значение (органы  статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости  населения и др.

3. По видам  подразделяются на:

- администрация  Президента РФ, Правительства, министерства, комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства,  департаменты, администрации, отделы  и т.д. 

4. По порядку  разрешения вопросов:

- коллегиальные  органы, обсуждающие и разрешающие  подведомственные вопросы, имеющие  наиболее важное значение. (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);

- единоначальные органы, в которых подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.).

Однако в  единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью.

5. По основаниям  образования:

- образование, которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрация, правительства);

- создаваемые  на основе текущего законодательства  и подзаконных актов (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие  ведомства).

Основной  классификацией, по моему мнению, является деление органов исполнительной власти на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. На них, я и заострю  своё внимание.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»3 и включает в себя три основных блока.

В первый блок входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

Во  второй блок входят федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. Руководство данными федеральными службами и федеральными агентствами Правительство РФ осуществляет через федеральные министерства, которым они подведомственны.

В третий блок входят федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет непосредственно Правительство РФ.

Особенностью  данной структуры органов исполнительной власти, отличающей ее от ранее существовавшей как в Российской Федерации, так и в СССР, является то, что большинство федеральных органов исполнительной власти соподчинены и подведомственны по областям государственного управления соответствующим министерствам. Например, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области обороны (Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и Федеральное агентство специального строительства), подведомственны Министерству обороны РФ.

Структурные элементы федеральных  органов исполнительной власти закреплены в Распоряжении Администрации Президента РФ N 1576, Аппарата Правительства РФ N 954 от 21 декабря 2007 г. «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».4

Система органов исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Конституцией определяется Федеральным законом  от 6 октября 1999 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»5, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В субъекте РФ устанавливается система  органов исполнительной власти во главе  с высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта РФ. По предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным  лицом субъекта РФ (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим  органом исполнительной власти субъекта РФ. Этот орган обеспечивает исполнение Конституции, федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  РФ, конституции (устава), законов и  иных нормативных правовых актов  субъектов РФ на территории субъекта

     Линейная и  функциональная власть :

Совместный труд предполагает единство, упорядоченность действий. Гармония между индивидуальными  работами может быть достигнута только в том случае, если они будут  подчинены единой воле.

Подчинение — оборотная  сторона власти, они неразрывны. Там, где осуществляется власть, существует и подчинение. Властным полномочиям, праву принимать обязательные для  исполнения решения корреспондирует  обязанность подчиняться чужой  воле, выполнять команды. Реальная власть существует только там, где имеется  реальное подчинение. Иначе она формальна, фиктивна, декларативна.

     По объему  различаются два вида подчинения: линейное (его еще

называют прямым, организационным, административным) и функциональное.

Существуют два основных принципа деления административной деятельности, ее специализации —  линейный и функциональный. При реализации первого все объекты дифференцируются по определенным признакам на автономные группы, и руководство каждой из них в полном объеме или в основном осуществляет определенный субъект. В  результате возникают системы, базирующиеся на прямом (организационном, административном) подчинении объектов субъекту, системы  типа

«начальник — подчиненный».

Для линейной власти характерно следующее:

1) эта власть широкая  по объему, охватывающая многие  функции административной деятельности;

2) она включает в себя  право непосредственного распоряжения  людьми,

ресурсами, деятельностью  и очень часто — дисциплинарную власть;

3) она связана с ответственностью  за состояние подчиненного объекта.

Линейный руководитель, как  правило, бывает один. Для линейных систем

характерно прямое подчинение; субъект власти вправе принимать  нормативные или индивидуальные акты, давать задания, решать структурные  и кадровые вопросы, распоряжаться  материальными и иными ресурсами, непосредственно руководить деятельностью, осуществлять дисциплинарное принуждение  или обладает несколькими из названных  полномочий.

     Функциональная  подчиненность чаще всего означает, что субъект власти в рамках  конкретной функции вправе осуществлять  нормативное, методическое руководство,  контроль, административное принуждение  или наделяется хотя бы одним  из названных полномочий. Возникает  отношение типа «инспектор - контролируемый».

Функциональная подчиненность  состоит в подчинении по какой-то части

деятельности, в рамках определенной функции. Спектр властных полномочий субъектов  исполнительной власти в подобных случаях  довольно узок.  Их власть бывает «положительной», сопряженной с созидательной  деятельностью (правораспределять, осуществлять методическое руководство и т. д.) и юрисдикционной, связанной с нарушениями (право приостанавливать работу, отстранять от должности, налагать взыскания и т. д.). Функциональная власть может быть ограничена рамками ведомства (организации) или иметь межведомственный характер.

     Линейное руководство  всегда основано на прямом  служебном подчинении. Оно распространяется  на подчиненные структурные единицы,  линейные системы базируются  на административной подчиненности.

     Функциональное  руководство осуществляется в  отношении функционально подчиненных  при отсутствии организационного подчинения. Функциональные системы включают в себя не структурально подчиненные элементы, организующие связи между ними менее разнообразны и интенсивны, чем в линейных.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему  должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в следующих случаях:

 

а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены  соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

 

б)установленного соответствующим  судом иного грубого нарушения  Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений  Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

 

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) принимается двумя  третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

 

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса  об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) от должности.

 

Решение Президента РФ об отрешении  высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ) от должности влечет за собой  отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Информация о работе Понятие и признаки исполнительной власти РФ