Понятие и признаки исполнительной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие и признаки исполнительной власти РФ.
2. Система и структура органов исполнительной власти в РФ.
3. Президент РФ и исполнительная власть.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Администативное право.docx

— 50.12 Кб (Скачать файл)

 

В случае отставки высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ он продолжает действовать  до сформирования нового высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ.

 

Временно исполняющий  обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) не имеет права  распускать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, вносить предложения об изменении  конституции (устава) субъекта РФ. Предложение  о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) вносится Президентом  РФ и рассматривается законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта РФ.

 

Конституцией (уставом) субъекта РФ для временно исполняющего обязанности  высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ) могут быть установлены ограничения  на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ).

 

В случае досрочного прекращения  полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) предложение о  кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) вносится Президентом  РФ не позднее 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего  должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

 

3. Президент РФ и  исполнительная власть.

 

До  конца не определенными остаётся место и значение Президента РФ в  системе исполнительной власти. Конституция  предоставляет ему широкие полномочия в сфере государственного управления (ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция  наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст. 110, ч. 1). В  литературе отмечается несоответствие конституционного и фактического статуса  Президента РФ, которое негативно  сказывается на управленческой практике.6

Неопределенность  правового статуса Президента в  системе разделения властей порождена  ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые  не относят этот орган ни к одной  из ветвей государственной власти. Согласно одной точки зрения, он рассматривается только как глава  государства, стоящий "над всеми  ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства  обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения законодательная власть принадлежит  парламенту, судебная - судам, исполнительная - правительству, а Президент РФ наделен  особой формой власти - президентской.

Сложный характер отношений  между Президентом РФ и Правительством РФ заложен в нормах Конституции  России. Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем  которых позволяет ему коренным образом влиять на деятельность органов  государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая  зависимость от него органов исполнительной власти.

Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ.

Согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ Президент РФ с  согласия Государственной Думы назначает  Председателя Правительства РФ. С  одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение  согласованного функционирования и  взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура  Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права  самостоятельно формировать Правительство  и оставляет ему лишь право  выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.

Из комплексного рассмотрения процедуры назначения следует, что  Председателем Правительства РФ будет именно то лицо, которое Президент  РФ решит видеть на этой должности, независимо от согласия Государственной  Думы. Во-первых, ст. 111 Конституции РФ предоставляет Государственной  Думе право отклонить лишь две  представленные кандидатуры, поскольку  в случае отклонения третьей Президент  распускает Государственную Думу и  самостоятельно назначает Председателя Правительства. При этом Конституционный  Суд РФ в своем Постановлении N 28-П от 11 декабря 1998г. обозначил  право Президента представлять Государственной  Думе все три раза одну и ту же кандидатуру7.

Таким образом, можно утверждать, что Президент РФ самостоятельно (с соблюдением установленной  процедуры) назначает Председателя Правительства России.

Если рассматривать процедуру  дальнейшего формирования Правительства  России, то роль Президента РФ не ограничивается одним лишь назначением его Председателя. Согласно п. "д" ст. 83 Конституции  РФ Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность  и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и  федеральных министров.

        Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны.

     

     Исполнительная  власть есть способность и  возможность оказывать определяющее  воздействие на деятельность, поведение,  а также право и возможность  подчинять своей воле других. Отличительным признаком этой  ветви власти выступает то, что  она реализуется в отношении  как к коллективным так и  индивидуальным элементам государственно-организованного  общества, то есть в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

     Будучи ветвью  единой государственной власти, исполнительная власть не тождественна  виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама сласть, а лишь форма  ее практической реализации. А  потому исполнительная власть  не тождественна исполнительной  деятельности: власть - сущностное выражение  этой деятельности, ее функциональной  направленности и компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом государственной властной деятельности.

     Принципиальное  качество и назначение исполнительной  власти выражаются в особом  виде государственной деятельности, в правоприменительной ее сути. Причем в отличие от правоприменительной  судебной власти (где исполнение  требований закона осуществляется  преимущественно в негативных  случаях) для исполнительной власти  характерно в основном правоприменение позитивного характера, то есть прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, политики, права, культуры и т.п.

     Исполнительная  власть реализуется через деятельность  специальных субъектов, наделенных  исполнительной компетенцией. В  государственно-властном механизме  она представлена органами исполнительной  власти. Через деятельность государственных  органов - субъектов исполнительной  власти, исполнительная власть приобретает  динамические качества. Согласно  ст. 77 Конституции Российской Федерации  федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов федерации образуют  единую систему исполнительной  власти в Российской Федерации.  Таковы четко определенные конституционные  границы, необходимые для понимания  субъектной характеристики исполнительной  власти. Однако ст. 110 Конституции  РФ сводит всю исполнительную  власть исключительно к деятельности  Правительства Российской Федерации,  что вызывает определенные сомнения.

     В соответствии  с Конституцией РФ исполнительная  власть организуется и осуществляется  на началах федерализма, то  есть законодательным путем проводится  разграничение предметов ведения  и полномочий между федеральными  и исполнительными органами и  аналогичными органами субъектов  федерации. Ведущая роль при  этом принадлежит Федеративному  договору и иным договорам  о разграничении предметов ведения  и полномочий (ст. 11).

     Это разграничение  проводится суммарно, то есть  применительно к законодательным  и исполнительным органам государственной  власти (ст. 71-72). Конкретизация этого  разграничения между соответствующими  субъектами исполнительной власти  осуществляется при оформлении  организационно-правового статуса  тех или иных субъектов. 

Суммируя сказанное, можно  утверждать, что в отношениях с  федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими  полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ), но и кардинально  воздействует на Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной  власти России.

Юридически не будучи отнесенным к исполнительной ветви власти и  не неся ответственности за осуществление  исполнительной власти в стране, Президент  РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.

Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными  полномочиями, и конституционная  модель этого института соответствует  модели сильного Президента, принятой во многих странах мира.

Важно отметить и то, что Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в  сфере государственного управления в области обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный  Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Так, Президент РФ в соответствии с  Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит  деятельностью федеральных органов  исполнительной власти, ведающих вопросами  обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о  них и назначает руководителей  и заместителей руководителей этих органов, распределяет между ними функции, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ. Правительство РФ координирует деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства  или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны  для Правительства. Самостоятельность  и независимость Правительства  РФ в руководстве государственной  администрацией допустима лишь в  тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

 

Заключение.

Итак, из курсовой работы видно, что в настоящее  время в Российской Федерации  существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой  государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как  единого целого организационно-правового  механизма государственной организации  общества и ведения его дел. Эта  подсистема имеет определенное структурное  строение, виды и формы органов  исполнительной власти.

Орган исполнительной власти является первичной  и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет  сложное структурное внутреннее строение и включает структурные  подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а  иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как  специального института государственной  власти.

Изложенные  в курсовой работе положения и  исследования дают возможность в  заключении сделать следующий вывод:

Исполнительная  власть - вторичная подзаконная ветвь  государственной власти, имеющая  универсальный предметный и организующий характер, на которую  возложена  организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными  органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения  повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата.

В Российской Федерации идёт административная реформа 2004г., поэтому сложно дать исчерпывающую  характеристику исполнительной власти, так как этот институт находится в постоянном движении и изменении.

По  своему содержанию деятельность исполнительной власти за последние годы в значительной степени изменилась и будет изменяться по мере возникновения новых задач  в ходе проводимых экономических  и политических преобразований.

Информация о работе Понятие и признаки исполнительной власти РФ