Понятие и система государственного управления здравоохранением в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучить государственное управление в области здравоохранения РФ.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
изучить основы организации управления здравоохранением РФ.
исследовать систему государственного управления здравоохранения в РФ.
проанализировать основные направления государственной политики в сфере здравоохранения РФ на сегодняшний день.

Файлы: 1 файл

Админ. право.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Перед системой управления здравоохранением в России стоит ряд проблем, основными  из которых являются:

  • социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых ресурсов;
  • неполнота и несовершенство нормативно-правовой базы в области здравоохранения;
  • систематическое неисполнение норм здравоохранительного законодательства.

Решение данных проблем видится в следующем:

Во-первых, управленческая деятельность должна быть прозрачной и осуществляться в соответствии с социальными реалиями общества;

Во-вторых, проведение эффективной государственной политики в сфере здравоохранения с учетом мнения ведущих практиков страны;

В-третьих, принимаемые в сфере здравоохранения нормативные акты должны быть своевременны, лаконичны, ясны в применении, юридически грамотны и не должны нарушать права граждан, противоречить Конституции РФ и иным вышестоящим законам.

В-четвертых, необходимо ужесточить надзор за неисполнением здравоохранительного законодательства.

На основе административно-правового  анализа характерных черт и особенностей государственного управления здравоохранением в России, можно дать следующее  его определение.

Государственное управление здравоохранением – это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государством правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи.

В заключении следует отметить, что в настоящее время для  организации управления в области  здравоохранения характерным является отсутствие единой системы управления, что негативно сказывается на медицинском обслуживании населения. Поэтому важнейшей задачей государства является упрочнение позиций государственных органов.

2.2. Понятие и система органов управления здравоохранением.

Под органом управления здравоохранением следует понимать государственную организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, собственную компетенцию, закрепленную правовыми актами и призвана осуществлять повседневную управленческую деятельность по руководству отраслью здравоохранения в соответствии с установленным для него профилем и функциями.

Федеральные органы управления здравоохранением призваны осуществлять управление здравоохранением на всей территории России. Общее руководство системой здравоохранения возложено на Президента РФ как гаранта защиты основных прав и свобод граждан РФ и Правительство РФ.

Президент РФ принимает  нормативные акты по вопросам здравоохранения, определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области.

В то же время  полномочия по государственному руководству  всей отраслью здравоохранения сосредоточены в руках отраслевых органов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органом управления здравоохранением, ответственным за организацию деятельности системы здравоохранения на федеральном  уровне является Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации (далее Министерство или Минздравсоцразвития РФ).

Минздравсоцразвития РФ является федеральным органом  исполнительной власти, который:

  • осуществляет функции по выработке государственной политик и нормативно – правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно – эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико – санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико – биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей;
  • осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства, Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Можно выделить два важных полномочия Минздравсоцразвития России:

Во-первых, Минздравсоцразвития России имеет право издавать в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и иные документы, которые являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности.

Во-вторых, Министерство и его территориальные органы имеют право запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, других юридических и физических лиц сведения, необходимые для осуществления возложенных на министерство задач и функций.

Таким образом, диапазон возложенных на Министерство здравоохранения и социального развития РФ функций и полномочий чрезвычайно широк.

В муниципальных  образованиях ответственными за организацию  деятельности системы здравоохранения  являются органы муниципального образования (подсистема муниципального управления) в области здравоохранения в соответствии с уставами муниципальных образований. К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за соблюдение законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи; формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; координация контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения и некоторые другие направления.

Функции управления выполняются также центральными муниципальными учреждениями здравоохранения  такими как: центральная районная больница, центральная районная поликлиника и центральная городская больница.

На основании  вышеизложенного и с учетом специфики  отрасли здравоохранения перечислим и кратко охарактеризуем принципы деятельности органов управления здравоохранением.

1. Принцип  законности.

Законность – это общий принцип организации современного демократического государства, основа обеспечения и защиты прав личности и поддержания правопорядка в стране. Иными словами, управленческая деятельность осуществляется государственными органами только в пределах предоставленных им полномочий и компетенции.

2. Принцип  приоритета прав и свобод человека  и гражданина. В области здравоохранения органы управления не должны ущемлять прав и законных интересов физических лиц.

3. Принцип единства системы органов управления здравоохранением.

4. Принцип  сочетания централизации и децентрализации. В отрасли здравоохранения централизация предполагает подчинение нижестоящих органов управления вышестоящим; контроль и направление деятельности нижестоящих органов со стороны вышестоящих; обязательность решения вышестоящих органов для нижестоящих. Децентрализация обусловлена наличием собственного правового статуса у каждого органа управления здравоохранением на подведомственной ему территории.

5. Наличие  принципа координации и взаимодействия с иными субъектами связано с тем, что никакой государственный орган не действует изолированно, вне государственной системы и общества в целом. Взаимодействие органов государственной власти, а также этих органов с органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями позволяет учитывать и согласовывать различные интересы, обозначать конкретные приоритеты, обеспечивать гласность.

6. Принцип  гласности предполагает широкое обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти, что необходимо, прежде всего, для повышения уровня государственного управления здравоохранением.

 

3. Основные направления государственной  политики в сфере здравоохранения РФ на сегодняшний день.

С 2012 года в стране начали работать два новых закона о здравоохранении: «Об охране здоровья граждан РФ» и «Об обязательном медицинском страховании». Законы содержат массу нововведений в области прав пациентов и финансового обеспечения этих прав. Одна из главных новелл — финансирование здравоохранения становится централизованным. В предыдущие годы лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) получали деньги, как из федерального, так и из областных и региональных бюджетов, ведомственных организаций. Россиянин, переехав в другой регион, не мог получить бесплатную помощь, несмотря на декларированный Конституцией принцип свободного обращения полиса ОМС по всей стране. Теперь, когда финансирование здравоохранения будет централизованным, пациент получит возможность выбирать ЛПУ самостоятельно — страховые деньги должны следовать за ним. Стандарты медпомощи, их стоимость тоже будут одинаковыми по всей стране, а раньше они отличались от региона к региону.

В соответствии с новыми законами будет продолжено и техническое переоснащение стационаров и поликлиник, начатое с запуском проекта «Здоровье» в 2009 году. Приняты и некоторые меры по борьбе с коррупцией в здравоохранении. Лекарства и оборудование государственное лечебно-профилактическое учреждение теперь может купить только через официальные тендеры, делать закупки напрямую у фармкомпаний запрещено.

Насколько же эффективна эта реформа?

Одна из проблем  здравоохранения связана с тем, что даваемые государством деньги не только не покрывают потребности ЛПУ, но еще и расходуются нерационально. Государство планирует до 2015 года направить около 500 млрд. рублей на модернизацию здравоохранения — строительство новых ЛПУ и переоснащение имеющихся. В последние годы в стране уже развернулось строительство высокотехнологичных медицинских центров — кардиологических, онкологических, травматологических и т. д. По замыслу, периферийная медицина должна разгрузить центральные клиники, которые не справляются с потоком пациентов, из-за чего листы ожидания в них составляют несколько месяцев. Однако медики отмечают, что эта благая идея зачастую оборачивается показухой: при реализации проектов не учитываются такие факторы, как наличие ближайших медцентров, структура заболеваний населения, логистика перемещения пациентов.

Не все гладко и с поставкой нового оборудования в работающие ЛПУ. Безусловно, отрасль очень нуждается в модернизации: изношенность медицинских фондов в России — более 80%. «По уровню технической оснащенности московские клиники отстают от европейских на пятнадцать-двадцать лет, а региональные — и на все сто». Медики отмечают, что при поставках оборудования реальные потребности ЛПУ учитываются редко. «Закупаются дорогостоящие приборы в учреждения, где нет специалистов, которые умеют с ними обращаться.

Неэффективное оснащение отрасли — следствие не только безалаберности руководства больниц и поликлиник, но и сложившейся коррупционной системы «откатов» в здравоохранении: зачастую исполнители покупают оборудование или лекарства не под конкретные нужды больниц, а исходя из личных договоренностей чиновников с поставщиками. Два года назад государство решило оптимизировать расходы на медицину, обязав ЛПУ покупать оборудование и лекарства только через специальные тендеры — в соответствии с 94-м законом о госзакупках. Однако ориентация на цену на деле приводит к тому, что врачи теряют доступ к качественным расходным материалам и лекарствам. «Часто закупаются более дешевые, но ненадежные приборы, срок эксплуатации которых меньше. Но зато их можно купить больше, и вроде бы сразу удовлетворить потребности того или иного подразделения. При этом не оценивается стоимость эксплуатации и ремонта такой техники. Закупки же качественного, но дорогого оборудования, цена которого может быть в несколько раз выше (зато и срок эксплуатации больше, и ремонта не требуется), затруднены из-за ограниченности бюджета. Такая же ситуация складывается с закупкой расходных материалов». Медики жалуются и на некачественный инвентарь, поставляемый по тендерам./ http://expert.ru/expert/2012/09/posmotrite-v-glaza-patsientu//

Информация о работе Понятие и система государственного управления здравоохранением в Российской Федерации