Понятие и система субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос – что, какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли, а метод административного права отвечает на вопрос – как, каким образом эти нормы выполняют регулирующее воздействие.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.64 Кб (Скачать файл)

     1. Общая характеристика  административного  права.

     1.1. Понятие и сущность  административного  права. 

     Административное  право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. При  этом предмет административного  права отвечает на вопрос – что, какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли, а метод  административного права отвечает на вопрос – как, каким образом  эти нормы выполняют регулирующее воздействие.

     Предмет административно права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно –  правовыми нормами. Предмет административного  права включает в себя пять составляющих его частей.

     Во-первых, это общественные отношения, возникающие  в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических  уровнях.

     Во-вторых, это внутриорганизационные отношения  всех государственных органов, которые  в основном одинаковы, похожи, однотипны  независимо от того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных или судебных.

     В-третьих, к предмету административного права  относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется от имени государства.

     В-четвертых, предмет административного права  охватывает и деятельность судов  и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

     В-пятых, к предмету административного права  могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство  передало некоторые свои государственно-властные полномочия.

     Метод административного права, характеризующий  способ регулирующего воздействия  на общественные отношения, отличается рядом особенностей.

     Административное  право признано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления  государственного управления. Поэтому  административное право называют правом управления, или управленческим правом, ибо содержанием деятельности органов  исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное, или «публичное»  управление.

     Такое понимание сущности административного  права было общепринятым на протяжении десятилетий. Однако в современных  условиях сущность административного  права должна быть дополнена вторым и, может быть, самым важным элементом. Административное право теперь все в большей мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарат. 

     1.2. Функции и источники административного права.

Функции административного  права.

     1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

     2. Правотворческая функция, являющаяся  выражением наделения субъектов  исполнительной власти полномочиями  по административному нормотворчеству.

     3. Организационная функция, проистекающая  из организационного характера  государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.

     4. Координационная функция, имеющая  своей целью обеспечение разумного  и эффективного взаимодействия  всех элементов регулируемой  административным правом сферы  государственного управления.

     5. Правоохранительная функция, обеспечивающая  как соблюдение установленного  в сфере государственного управления  правового режима, так и защиту  законных прав и интересов  всех участников регулируемых  управленческих отношений.

     Административное  право, выполняя свои функции, руководствуется  основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые  закреплены в Конституции РФ.

     Источники административного  права.

     Источники административного права — это  внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются  в виду юридические акты различных  государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные  акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

     При характеристике источников административного  права необходимо определить следующее:

  • Понятие источника административного права;
  • Виды и формы источников.

     К источникам административного права  относятся те правовые нормативные  акты органов государственной власти и государственного управления, которые  содержат нормы административного  права, например Кодекс об административных правонарушениях. Правовые свойства нормативных  правовых актов неодинаковы. Различаются  акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного  права выделяются следующие нормативные  акты: законы, указы, постановления  Правительства, другие акты управления.

     Законы  среди всех источников административного  права обладают высшими юридическими свойствами: они регулируют наиболее общие и значительные управленческие и иные отношения административного  права. Законы принимаются законодательными органами власти РФ, её субъектов, различаются  законы:

  • Основной закон (Конституция);
  • федеральные конституционные законы (например, о Правительстве РФ);
  • федеральные законы (например, о военном положении, о чрезвычайном положении);
  • законы (например, об основах муниципальной службы);
  • основные законы (конституции, уставы) субъектов;
  • законы субъектов.

     Указы Президента также регулируют важные вопросы организации государственного управления.

     Решения представительных местных органов (местного самоуправления) издаются по вопросам местного управления, охраны порядка и другим вопросам.

     Акты  управления составляют группу источников административного права. Их принимают  высшие органы (Правительство), центральные  (министерства и ведомства), органы управления субъектов и муниципальные органы. Акты управления могут приниматься в условиях правового государства только по вопросам управления, то есть распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения и не могут затрагивать прав и обязанностей граждан. С этих позиций основными источниками административного права являются: положения, уставы, кодексы, инструкции, правила, акты, не имеющие названных форм.

     Положения как источник административного  права – самая распространенная и многочисленная форма нормативных  актов. Положения органически закрепляют компетенцию одного органа государственного управления или группы таких органов, например положения о министерствах, комитетах и других органах, а  также их структурных подразделениях.

     Уставы  учреждены и действуют во многих отраслях государственного управления. По действующему законодательству уставы обязаны иметь предприятия, учебные  заведения и многие другие организации. В уставах закрепляются структура  организации и компетенция входящих в неё органов.

     Кодексы как источники  административного  права.

  • Первая группа – о юридической ответственности.
  • Вторая группа имеет целью упорядочение организации отрасли, в них регулируются, наряду с административно-правовыми отношениями, отношения в других отраслях права.

     Инструкции  содержат общие разъяснения о  порядке проведения в жизнь того или иного акта, а также устанавливают  дополнительные правила к ним.

     Правила регулируют вопросы, которые в законодательстве урегулированы лишь в принципе.

     Кодификация – один из видов, приемов систематизации административного законодательства (Налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях).

     Инкорпорация  как способ группирования правовых норм отраслевого масштаба или нескольких отраслей существенно помогает в  практическом применении законодательства.

 

2. Система субъектов  административного  права.

2.1. Система административного  права.

 

     Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

     Система административного права

     Административное  право имеет свою систему, которая  характеризует внутреннее строение данной отрасли.

     По  общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит  из двух частей: Общей и Особенной. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную  часть административного права.

     И Общая, и Особенная части административного  права состоят из отдельных административно-правовых институтов. Административно-правовой институт — это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере  государственного управления. Общая  часть включает в себя такие правовые институты, как:

  • административно-правовой статус индивидуальных субъектов;
  • административно-правовой статус государственных органов;
  • административно-правовой статус иных коллективных субъектов;
  • формы и методы государственного управления;
  • способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
  • административное принуждение;
  • административная ответственность;
  • административно-процессуальное право (в отдельных учебниках по административному праву данный институт часто называют «административный процесс»).

     Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов:

  • управление в экономической сфере;
  • управление в социально-культурной сфере;
  • управление в административно-политической сфере.

     Как известно из теории права, отрасль права  иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. В системе административного права можно выделить такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет. Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право — это правовой институт административного права. В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права. Поэтому, говоря о системе административного права, следует отметить, что она наряду с правовыми институтами включает в себя и подотрасль. Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

 

2.2. Понятие системы субъектов и субъекта административного права и его правовой статус.

 

     Субъект  права  в  любой  отрасли  права -  это  обладатель,  носитель определенных     прав    и   обязанностей,   которыми   он   наделен   в   связи   с необходимостью    реализации      своих      жизненных      потребностей, полномочий, возложенных   на   него  правовым   актом,   участием   в    жизни   общества, коллектива,   государства.

Информация о работе Понятие и система субъектов административного права