Понятие и система субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос – что, какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли, а метод административного права отвечает на вопрос – как, каким образом эти нормы выполняют регулирующее воздействие.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.64 Кб (Скачать файл)

       В четырех подотраслях особенной части объединены  нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

       Субъекты  административного  права.

       Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

       Индивидуальными субъектами права являются, например, граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и граждане без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами административного права являются должностные лица - государственные  служащие, которые выделяются как  субъекты реализации управленческих и  других государственных функций, как  участники осуществления компетенции  государственных органов или  органов местного самоуправления.3

         Коллективными субъектами административного  права могут выступать различные  объединения граждан, а в их  числе разные по своему назначению  и статусу подразделения органов  государственной (исполнительной) власти. Но в конечном итоге и в  этом случае от их имени  в правоотношениях участвуют  конкретные люди, т.е. - индивидуальные  субъекты административного права.

       К государственным организациям как  субъектам административного права  могут относиться: органы исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения и их различные объединения (корпорации, концерны), структурные  подразделения органов исполнительной власти, наделенные самостоятельной  компетенцией.

       Негосударственные организации как субъекты административного  права - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.

       Следовательно, круг субъектов административного  права разнообразен, но главное, что  их объединяет, это обладание особым юридическим качеством - административной правоспособностью.

       Под административной правоспособностью принято понимать одно из направлений общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством (при помощи правовых норм) возможности конкретного субъекта права (гражданина, организации, органа исполнительной власти) вступать в различного рода правовые отношения.

       Административная  правоспособность выражается в определяемой административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления. Административная правоспособность является предпосылкой для возникновения административно-правовых отношений.

       Однако, следует учитывать, что понятия “субъект административного права” и “субъект административно-правовых отношений” не совпадают. Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений лишь в том случае, если они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы они были наделены еще и административной дееспособностью, которая также является важнейшим элементом правового статуса.

       Под дееспособностью в данном случае понимается процесс практической реализации административно-правового статуса субъекта в условиях управленческой действительности.

       Как отмечают правоведы, на практике далеко не всегда возможно проведение четких границ между административной право-  и дееспособностью.4 Довольно часто они неразделимы, так как по существу являются двумя элементами единого административно-правового статуса субъекта. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых правоспособность и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента их образования и юридического закрепления их компетенции. В последнем выражается административная правоспособность органов исполнительной власти; в компетенции же определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых  отношениях, т.е. их дееспособность. 

     Таким образом, в качестве субъектов административного  права можно рассматривать Российское государство, субъекты Федерации, государственные  и негосударственные организации. В этой роли все они являются носителями административной правоспособности. Однако непосредственно в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Заключение 

           

       Система российского административного  права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной  основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные  государственные институты еще  не обладают необходимой стабильностью  и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.

       В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее время  правотворчества в сфере административного  законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво  и медленно.5 Оно сдерживается такими “внешними” факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.

         Однако есть основания надеяться,  что комплексное развитие всех  сфер административно-правового  регулирования и ускоренное развитие  науки административного правоведения  способны приблизить эту отрасль  российского права к общепринятым  международным нормам, способным  эффективно работать и в российских  условиях.


Информация о работе Понятие и система субъектов административного права