Понятие и система субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос – что, какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли, а метод административного права отвечает на вопрос – как, каким образом эти нормы выполняют регулирующее воздействие.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.64 Кб (Скачать файл)

     В  административном    праве    нормы    реализуются    гражданами,  их объединениями, государственными  органами и т.д.,  которые и являются в   этом   случае   субъектами   административного   права,  носителями конкретных  прав и обязанностей.

     Полномочия,    которыми     наделены     субъекты     административного права,  имеют определенные  особенности  по  своему  характеру,  объему,  формам выражения.

     Полномочия    субъектов     административного    права     могут  выражать  право    гражданина   на    получение     высшего    образования  или  занятия  предпринимательской  деятельностью  или  только  обязанности, например, обязанность  граждан   и   организаций   блюсти   правила   общественного  порядка,  благоустройства, являться  в  правоохранительные  органы  по их вызову  и  т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении  и обязанность получить  там определяемый государством  обязательный  минимум образования. Полномочия , которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по    его желанию, например , гражданин обращается  с заявлением  в государственный орган, в другом  случае -  вопреки его желанию,  например, лицо  при   привлечении  его  к  административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея  при этом определенные  права  и  обязанности, в том числе по принудительному исполнению. Права  и обязанности субъекта  административного  права  образуют его правовой статус. 

     Правовой  статус - категория комплексная, отражающая  взаимоотношения личности и общества, гражданина  и  государства, индивида  и  коллектива.

     Правовой  статус субъекта административного  права образуют нормы  общие для  всех  субъектов, например, нормы  о  праве  обращения  субъектов  в государственные   и  иные  органы   с заявлениями, жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет  значительное  число   норм,  которые реализуются  только  данным субъектом,  например, правила    учреждения   общественных   объединений, закрепленные   в   законодательстве,  адресованы   только   этим   субъектам административного   права . В зависимости от  вида  и объема  полномочий субъекты  административного права делятся на  группы  и виды.

     Поэтому  целесообразно с точки зрения практики правового регулирования  и изучения данной проблемы  классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которых имеет свой административно - правовой статус. Субъекты административного права разделяются на две группы: физические лица и организации. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации.

     Физические  лица, как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ, иной объем, у иностранного гражданина на территории РФ - третий.

     Организации как субъекты административного права, так же должны быть  разделены на виды и группы.

     В первую очередь все организации  следует разделить на государственные и не государственные.

     Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные   предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие).

     Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются,  профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится  по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности.

     Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного  права в виде государственных организаций. Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других.

     Субъектом АП признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим  законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых АП управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание  особым юридическим качеством (админ. правоспособностью).

     Субъекты  АП могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

  • административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
  • административная правоспособность и дееспособность субъекта;
  • основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

     Административная  правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной  и охраняемой государством правовыми  нормами возможности данного  субъекта (гражданина, исполнительного  органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

     Административная  дееспособность – это способность  субъекта своими действиями приобретать  права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать  их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

     Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

     В качестве субъектов АП можно рассматривать  Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные  организации. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические качества.

     Субъекты  административного права могут  быть индивидуальными и коллективными.

     К индивидуальным субъектам относятся  граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Также  специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они  фактически являются официальными представителями  того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие  от иных индивидуальных субъектов административного  права.

     К коллективным субъектам относятся  различного рода объединения граждан. В их числе государственные и  негосударственные организации.

     Государственные организации как субъекты административного  права:

  • органы исполнительной власти (государственного управления);
  • государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);
  • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

     Негосударственные организации как субъекты административного  права:

  • общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
  • трудовые коллективы;
  • органы местного самоуправления;
  • коммерческие структуры;
  • частные предприятия и учреждения.

     Лица  и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

     Субъект административно-правовых отношений  – это предприятие или организация, которые в соответствии с действующим  законодательством являются участниками  управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами  и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.

 

3. Административное  право Российской Федерации.

3.1. Источники и административного права, их классификация в РФ.

       Особенностью  отрасли административного права  является разнообразие и множество  источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом  отрасли: разнообразием и большим  числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

         Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты  - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

       Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

       В зависимости от того, кем приняты  те или иные законодательные и  нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической  силе источники административного  права можно разделить на несколько  типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) -  указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”. Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и др.

       В целом же, по мнению отечественных  юристов, административное право относится  к числу самых несистематизированных  отраслей правовой системы Российской Федерации.1 Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.2 

 

     3.2. Система и субъекты административного права РФ

       Система административного  права 

       Наряду  с предметом определяющим признаком  самостоятельной отрасли права  является ее целостность, взаимосвязь  заключенных в ней юридических  норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.

       Под системой правового воздействия  вообще следует понимать определенный юридический режим регулятивного  воздействия, который характеризуется  специфическими приемами правового  регулирования - особым порядком возникновения  и формирования содержания прав и  обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а  также действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм. 

       Административное  право - одна из самых больших и  сложных отраслей правовой системы  России. Это предопределено большим  числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного  движения и заканчивая сферой международных  отношений.

       Система административного права делится  на общую и особенную части. Общая  часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная  часть состоит из норм, действующих  в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного  порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

       В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

Информация о работе Понятие и система субъектов административного права