Понятие и системы способов обеспечения законности и дисциплины в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

Законность в государственном управлении - режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

направлять  на рассмотрение федеральных органов  государственной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;

привлекать  сотрудников Контрольного управления Президента РФ, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа, и др.

 

 

 

 

4. Контроль органов исполнительной власти

Контроль, являясь одной из основных функций  управленческой деятельности, проявляется  в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом особенности  контроля зависят от характера компетенции  того или иного исполнительного  органа и ее масштабности.

Правительство РФ обеспечивает исполнение своих постановлений  и распоряжений, а также соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в пределах своих полномочий разрешает споры  и устраняет разногласия между  названными органами; вносит предложения  Президенту РФ о приостановлении  действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральным законам  или нарушения прав и свобод граждан.

Целью контроля за деятельностью органов  исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти является обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-культурной, административно-политической, в том  числе в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы;

С учетом специфики и роли в государственном  управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на: общий, межотраслевой и отраслевой.

К ведению общего контроля относится  обследование деятельности различных  органов исполнительной власти со стороны  органов исполнительной власти общей  компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих  правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль  Правительства РФ за деятельностью  органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные  Правительству РФ конституционные  полномочия предполагают осуществление  контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Ведомственный контроль осуществляется внутри той  или иной отрасли в отношении  подчиненных органов и организаций  всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и  специальной компетенции. В структуре  федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные  контрольно-ревизионные подразделения. Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов  исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении  органов, организаций и их должностных  лиц на федеральном уровне, так  и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомственный  контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Надведомственный  контроль осуществляется в отношении  не находящихся к ним в ведомственной  подчиненности органов и организаций  со стороны органов межотраслевой  компетенции и некоторых органов  отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. К федеральным  органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная  антимонопольная служба, Федеральная  служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные  подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных  ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского  хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как  на федеральном уровне, так и в  субъектах РФ. В субъектах РФ имеются  и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

От  надведомственного контроля следует  отличать административный надзор, который  состоит в проверке исполнения действующих  в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в  отличие от контрольных вправе предупреждать  и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих  перед ними задач и функций  соответствующими административно-властными  полномочиями. В структуре федеральных  органов исполнительной власти имеется  ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

  Общий контроль предполагает  обследование целого комплекса  вопросов деятельности подконтрольных  объектов. Его осуществление связано  с деятельностью органов исполнительной  власти общей компетенции: Правительства  РФ, правительств республик (советы  министров, кабинеты министров  и др.), высших исполнительных  органов государственной власти  субъектов РФ.

  Правительство РФ руководит работой  федеральных министерств и иных  федеральных органов исполнительной  власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих  органов или приостанавливать  их действие.

  В пределах своей компетенции  Правительство РФ осуществляет  контроль за исполнением законов,  иных нормативных актов не  только федеральными органами  исполнительной власти, но и органами  исполнительной власти субъектов  РФ.

  Контролю со стороны Правительства  РФ подлежит также деятельность  по согласованию решений об  образовании, реорганизации и  ликвидации территориальных органов  федеральных органов исполнительной  власти в крае, области и назначении  соответствующих должностных лиц  и др.

  Контрольные полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения.

  Указанные органы контролируют  также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства РФ, устава, законов и иных нормативных актов субъекта РФ; обеспечивает контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

  Ведомственный контроль осуществляется  органами отраслевой и некоторыми  органами межотраслевой компетенции  в отношении подведомственных  им объектов. Он состоит в проверке  этими органами в пределах  своей компетенции соблюдения  и исполнения законов и подзаконных  актов, а также своих решений  нижестоящими подведомственными  им органами, а также предприятиями,  учреждениями, организациями. Например, Министерство путей сообщения  РФ осуществляет контроль за  правильным применением действующего  законодательства и иных нормативных  актов на предприятиях, в учреждениях  и организациях железнодорожного  транспорта, за профессиональным  уровнем руководящих работников  этих организаций.

  Оно осуществляет контроль за  выполнением требований Устава  железных дорог, состоянием безопасности  движения поездов, сохранностью  перевозимых грузов, использованием  грузовых вагонов и контейнеров  и др.

  Министерство РФ по атомной  энергии осуществляет контроль  за использованием по назначению  и сохранностью относящегося  к федеральной собственности  имущества предприятий и организаций  ядерного комплекса.

  Надведомственный контроль осуществляется  в основном органами межотраслевой  компетенции. В отдельных случаях  его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

  В пределах своей компетенции  они контролируют деятельность  органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций  по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами  этого контроля отсутствует организационная  подчиненность.

  Так, Государственный комитет  РФ по стандартизации и метрологии  осуществляет государственный контроль  и надзор за соблюдением обязательных  требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации  предприятиями, учреждениями, независимо  от ведомственной принадлежности.

  Государственный комитет РФ по  статистике осуществляет контроль  за выполнением всеми юридическими  субъектами и гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица, законодательства РФ в области  государственной статистики3.

 Надведомственный контроль  по вопросам своей компетенции  осуществляют Министерство экономического  развития и торговли, Министерство  финансов РФ, Министерство труда  и социального развития РФ  и др.

 

5. Административный надзор и его виды

Административный  надзор является одним из важнейших  способов обеспечения законности и  дисциплины в государственном управлении.

Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных  форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору  присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что  административный надзор является специфическим  видом государственного контроля.

1. Контроль включает в себя проверку  состояния дел как с точки  зрения законности, так и целесообразности. Административный надзор осуществляется  только для проверки законности.

2. При осуществлении контроля соответствующие  органы могут вмешиваться в  оперативно-хозяйственную и производственную  деятельность подконтрольного объекта,  используя при этом меры дисциплинарного  принуждения. Органы административного  надзора такими полномочиями  не обладают. Они имеют право  осуществлять наблюдение, проверку  соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также  привлекать виновных к административной  ответственности.

3. Контроль, как правило, касается  конкретных органов, предприятий,  учреждений и их должностных  лиц. В противоположность этому,  административный надзор осуществляется  в отношении:

- неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил;

- определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);

- персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

4. Административный надзор, как правило,  связан с применением мер административного  предупреждения, административного  пресечения и наложения административных  взысканий. То есть органы административного  надзора наделены административно-юрисдикционными  полномочиями. В отличие от них  контрольные органы такими полномочиями  не наделены (как правило, имеют  право применять меры дисциплинарного  взыскания). Административной науке  известно три вида надзора:  судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими  видами надзора, административный  надзор является наиболее объемным  и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:

— субъект административного надзора  является субъектом исполнительной власти;

— основной целью является обеспечение  безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского  — обеспечение законности в стране);

— специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных  правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);

— проводится систематически за конкретным объектом;

— осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными  надведомственными полномочиями;

Информация о работе Понятие и системы способов обеспечения законности и дисциплины в управлении