Содержание:
Введение….………………………………………………………...……………... |
3 |
СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………………………………………………..
|
5 |
- Определение административного
правонарушения…………………
|
5 |
- Признаки административного
правонарушения……………………
|
6 |
|
- ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………………………………………………..
|
8 |
- Объект правонарушения………………………………………………..
|
8 |
- Объективная сторона правонарушения………………………………..
|
9 |
- Субъект правонарушения………………………………………………
|
12 |
- Субъективная сторона административного
правонарушения……….
|
12 |
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ……………...
|
24 |
Заключение….……………………………………………………………………. |
28 |
Список использованных нормативных
актов и литературы .……..................... |
32 |
|
|
|
|
Введение
Действующие в России различные
юридически обязательные правила имеют
своей целью обеспечение правопорядка
и государственной дисциплины в определенных
сферах деятельности, которые непосредственно
затрагивают интересы всех или большинства
граждан, а также организаций независимо
от их организационной подчиненности
и формы собственности. К ним относятся
правила поведения в общественных местах,
правила дорожного движения и пользования
различными видами транспорта, правила
охраны труда и техники безопасности,
правила торговли, санитарные, ветеринарные
и противопожарные правила, правила охоты,
рыбной ловли, правила приобретения, учета,
хранения и использования охотничьего
огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных
веществ, правила воинского учета, пограничного
режима, налоговые, таможенные правила,
правила, действующие в сфере охраны здоровья
населения, окружающей среды, природопользования,
охраны памятников истории и культуры
и т.д.
Соблюдение таких правил соответствует
интересам граждан, общества и государства,
а их нарушение противоречит им и нередко
приводит к вредным и даже общественно
опасным последствиям. Например, нарушение
правил поведения в общественных местах
мешает нормальной жизнедеятельности
людей, безбилетный проезд пассажиров
наносит имущественный ущерб транспортным
предприятиям, нарушение правил дорожного
движения ставит под угрозу жизнь и здоровье
людей, приводит к повреждению транспортных
средств, снижает пропускную способность
дорог, нарушение правил охоты и рыбной
ловли наносит вред живой природе, а тем
самым и обществу.
Обязательные правила адресованы
широкому кругу субъектов. Одни – всем
гражданам и юридическим лицам, другие
– работникам тех или иных отраслей хозяйства,
социально-культурной и административно-политической
деятельности, третьи – должностным лицам,
занимающим определенные должности в
государственных, муниципальных, общественных,
коммерческих организациях.
Одна из существенных особенностей
обязательных правил состоит в том, что
они защищаются административными санкциями,
а их нарушение квалифицируется в качестве
административного правонарушения, являющегося
основанием административной ответственности.
Главные признаки и юридическая
характеристика такого рода правонарушений
содержатся в Кодексе РФ об административных
правонарушениях1.
Целью данной работы является
раскрытие содержания понятия «административное
правонарушение». Для достижения указанной
цели следует решить такие задачи:
- Дать определение административному
правонарушению и характеризовать его признаки;
- Раскрыть юридический состав
административного правонарушения;
- Исследовать виды административных
правонарушений.
Соответственно целям и задачам
структура курсовой работы имеет следующий
вид: введение, три главы, заключение, список
использованных нормативных актов и литературы.
СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
- Определение административного
правонарушения
Понятие административного
проступка законодательно было впервые
введено в 1980 году в Основах законодательства
союза ССР и союзных республик об административных
правонарушениях.
Ст. 10 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях от 20 июня 1984 года давало
следующее определение административного
правонарушения: «административным правонарушением
признается посягающее на государственный
или общественный порядок, социалистическую
собственность, права и свободы граждан,
на установленный порядок управления
противоправное, виновное (умышленное
или неосторожное) действие либо бездействие,
за которое законодательством предусмотрена
административная ответственность»2.
По иному ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ раскрывает понятие
административного правонарушения. Так,
административным правонарушением признается
противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за
которое Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях
или законами субъектов Российской Федерации
об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
- Признаки административного
правонарушения
Исходя из определения административного
правонарушения, выделяют следующие его
признаки:
- Деяние в виде действия
(например, сброс отходов производства
и потребления на почву; самовольное
снятие или перемещение плодородного
слоя почвы; загрязнение лесов
сточными водами) или бездействия
(например, отсутствие лицензии на
осуществление предпринимательской
деятельности; отсутствие разрешения
на выброс загрязняющих веществ
в атмосферный воздух стационарными
источниками).
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях признает административным
правонарушением только конкретное поведение
человека, а не его мысли и убеждения.
Действие – это активное поведение человека,
направленное на достижение определенной
цели.
Бездействие – невыполнение своих обязанностей
или неприменения своих прав, которые
лицо обязано применять по роду своей
деятельности.
- Противоправность
деяния – правонарушением признается
только такое деяние, которое запрещено
законодательством об административном
правонарушении. Противоправность может
выражаться не только в действии, но и
в бездействии.
- Виновность – это психическое отношение
лица к своему противоправному деянию.
Все правонарушения совершаются умышленно
или по неосторожности. Нарушитель, совершая
противоправное деяние, должен осознавать
или предполагать, что поступает противоправно.
Наличие вины – обязательный признак
административного правонарушения3.
Так, в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ правонарушениях административное
правонарушение признается совершенным
умышленно, если лицо, его совершившее,
сознавало противоправный характер своего
действия (бездействия), предвидело его
вредные последствия и желало наступления
таких последствий или сознательно их
допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение
признается совершенным по неосторожности,
если лицо, его совершившее, предвидело
возможность наступления вредных последствий
своего действия (бездействия), но без
достаточных к тому оснований самонадеянно
рассчитывало на предотвращение таких
последствий либо не предвидело возможности
наступления таких последствий, хотя должно
было и могло их предвидеть.
- Наказуемость – деяние за которое виновный
может быть подвергнут административному
наказанию – только то деяние может быть
признано правонарушением, за которое
законодательством об административных
правонарушениях предусмотрена административная
ответственность.
Отсутствие одного из признаков
административного правонарушения исключает
и административную ответственность.
В свою очередь, признаки административного
правонарушения следует отличать от его
юридического состава. Понимание этого
вопроса имеет не столько теоретическое,
сколько практическое значение. При наличии
всех признаков правонарушения может
отсутствовать состав административного
правонарушения, что исключает возможность
привлечения виновного к ответственности.
Так, согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности
подлежит лицо, достигшее к моменту совершения
административного правонарушения возраста
16 лет. В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу
об административном правонарушении не
может быть начато, а начатое производство
подлежит прекращению при недостижении
физическим лицом на момент совершения
противоправных действий (бездействий)
возраста, предусмотренного КоАП РФ для
привлечения к административной ответственности.
- ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Административное правонарушение,
так же как и уголовное, имеет состав (только
не преступления, а проступка), который
соответственно включает:
- объект;
- объективную сторону;
- субъект;
- субъективную сторону.
Данные элементы являются обязательными
для полного и законченного состава правонарушения,
что немаловажно при рассмотрении компетентными
органами дел, вытекающих из административных
правонарушений.
- Объект правонарушения
Статья 2.1 КоАП РФ четко не определяет
понятие «объект правонарушения». Однако
расширительно трактуя данную статью,
следует отметить, что объектом правонарушения
является совокупность правоотношений,
охраняемых федеральным и региональным
законодательством об административных
правонарушениях. Особенная часть КоАП
РФ в названиях глав 5 – 11 указывает на
родовые объекты административных правонарушений,
т.е. на объекты конкретных административных
проступков, объединенных совокупностью
однородных общественных отношений, которые
нарушаются субъектами соответствующего
правонарушения – физическими и юридическими
лицами.
- Объективная сторона
правонарушения
Объективная сторона любого
правонарушения (будь то уголовное преступление
или административный проступок) выражается
в деянии виновного лица (действии или
бездействии), которое причиняет вред
юридическим правоотношениям в сфере
административного регулирования. Деяние
виновного лица образует «костяк» объективной
стороны любого правонарушения. Кроме
того, в объективную сторону правонарушения
помимо деяния включаются предмет, место
и время, а также средства и способ совершения
правонарушения.
Для объективной стороны административного
правонарушения свойственно действие
или бездействие виновного лица. Иначе
будет отсутствовать само событие правонарушения.
В свою очередь, это будет означать отсутствие
и самого состава правонарушения, в связи
с чем лицо, привлекаемое к административной
ответственности, не понесет наказания,
так как оно соответственно не совершило
самого действия. А раз нет деяния, нет
и вины, ведь на основании одних лишь мыслей
или намерений совершить какой-либо административный
проступок административная ответственность
не может быть применена. Данное правило
проистекает из общего принципа российского
права о презумпции невиновности, установленного
ст. 1.5 КоАП РФ: «лицо подлежит административной
ответственности только за те административные
правонарушения, в отношении которых установлена
его вина».
Примером изложенного служат
статьи раздела II КоАП РФ, в частности
неисполнение решения избирательной комиссии,
комиссии референдума, принятого в пределах
ее компетенции (ч. 1 ст. 5.3); уничтожение
межевых знаков границ земельных участков
(ч. 1 ст. 7.2); нарушение правил безопасности
эксплуатации воздушных судов (ст. 11.5);
нарушение правил въезда (прохода) в пограничную
зону, временного пребывания, передвижения
лиц и (или) транспортных средств в пограничной
зоне (ч. 1 ст. 18.2) и т.д.
Таким образом, все составы
правонарушений, предусмотренные административным
законодательством, содержат указания
на форму деяния виновного лица, хотя большинство
правонарушений и выражается в форме действия.
Кроме указания на деятельную
сторону виновного субъекта административного
правонарушения в статьях Особенной части
КоАП РФ могут содержаться прямые указания
на конкретные критерии проступка, такие
как: систематичность, моральное и этическое
отношение лица к совершаемому деянию
и т.д. Например, осуществление работ в
области гидрометеорологии, мониторинга
загрязнения окружающей природной среды
с грубым нарушением условий, предусмотренных
разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 8.40), или
по форме меры ответственности – санкции:
«лишение права за грубое или систематическое
нарушение порядка пользования этим правом...»
(ч. 1 ст. 3.8).