Понятие и состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Содержание работы

Введение….………………………………………………………...……………...
3
СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………………………………………………..

5
Определение административного правонарушения…………………
5
Признаки административного правонарушения……………………
6

ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………………………………………………..

8
Объект правонарушения………………………………………………..
8
Объективная сторона правонарушения………………………………..
9
Субъект правонарушения………………………………………………
12
Субъективная сторона административного правонарушения……….
12
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ……………...
24
Заключение….…………………………………………………………………….
28
Список использованных нормативных актов и литературы .…….....................
32

Файлы: 1 файл

1.docx

— 72.63 Кб (Скачать файл)

- административные правонарушения, совершенные физическим лицом (гражданином  или должностным лицом).

V. В зависимости от  характера субъективной стороны:

- административные правонарушения  с умышленной формой вины;

- административные правонарушения  с неосторожной формой вины.

VI. В зависимости от  характера причиненного вреда:

- административные правонарушения  с формальным составом – когда наступление последствий не требуется;

- административные правонарушения  с материальным составом – необходимо наступление реальных вредных последствий.

А.Д. Исхаков административные правонарушения классифицирует по объектам13, в связи с чем выделяет:

  1. общий объект административного правонарушения – вся совокупность общественных отношений, охраняемая нормами административного права;
  2. родовой объект административного правонарушения – это однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую часть как общего объекта административных деликтов, так и часть родового объекта;
  3. видовой объект – разновидность родового объекта, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда административных правонарушений.
  4. непосредственный объект административных правонарушений – конкретное общественное отношение, на которое посягает правонарушение.

В юридической литературе предусмотрены также иные основания классификации административных правонарушений. Анализируя их можно сделать вывод, что в основе каждой классификации лежит состав административного правонарушения, вернее один из его элементов. 
Заключение

 

Кратко изложим суть проведенного исследования:

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Оно характеризуется следующими обязательными признаками:

  • во-первых, любое административное правонарушение – это деяние, то есть объективно выраженное действие или бездействие;
  • во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств;
  • в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ);
  • в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее все признаки административного проступка деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее).

Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или соответственно отсутствие следующих обстоятельств:

  1. умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ),
  2. возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ),
  3. соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ),
  4. состояние крайней необходимости (ст. 2.7),
  5. невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ),
  6. смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ),
  7. а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Под составом административного проступка понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения – те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие). В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ. Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая – обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты посягательства представлены в соответствующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие).

Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности. Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица).

Субъективная сторона характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. А совершенным по неосторожности признается такое административное правонарушение, где совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

 

 

 

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы:

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30 сентября 2013 г.) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

 

Учебная и научная литература:

 

  1. Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2008.
  2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. 768 с.
  3. Белова Л.В. Вина юридического лица по административному праву // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. – 2007. – № 4.
  4. Васильев Э.А. Общественная опасность – основной критерий отграничения административных правонарушений от преступлений // Государство и право. – 2007. – № 4.
  5. Дерюга А.Н. Общественная опасность – признак административного правонарушения? // Журнал российского права. – 2011. – № 8. С. 48 – 55.
  6. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право: Учебник. – М., 2009.
  7. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2007. 416 с.
  8. Кизилов В.В. Возвращаясь к понятию административной ответственности // Административное право и процесс. – 2012. – № 1. С. 42 – 45.
  9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2009.
  10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. – М.: Проспект, 2011. 1296 с
  11. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Проспект», 2010.
  12. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). – М.: «Проспект», 2010.
  13. Серков П.П. Теоретические и практические проблемы привлечения к ответственности за административные правонарушения // Российская юстиция. – 2006. – №8.
  14. Сорокин В.Д. КоАП РФ и классическое понимание вины как основания административной ответственности. – М., 2004.
  15. Стахов А.И. Административная ответственность: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  16. Тихомирова Л.А. Порядок привлечения к административной ответственности: практическое пособие. – Система ГАРАНТ, 2009.
  17. Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении // Административное право и процесс. – 2007. – №1.
  18. Чаннов С.Е. Состав административного правонарушения как основание административной ответственности // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30 сентября 2013 г.) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

2 Цит. по изд.: Тихомирова Л.А. Порядок привлечения к административной ответственности: практическое пособие. – Система ГАРАНТ, 2009. С, 120.

3 Сорокин В.Д. КоАП РФ и классическое понимание вины как основания административной ответственности. – М., 2004. С. 54.

4  Необходимо отграничивать виды прав лица на имущество: право пользования, право распоряжения и право владения. Например, за нарушение скоростного режима лицо будет нести административную ответственность наравне с уголовной в случае незаконного пользования им данным автотранспортным средством (ст. 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» Уголовного кодекса РФ), даже несмотря на то, что виновное лицо, исходя из общих норм ГК РФ, не является законным владельцем автомобиля и не имеет надлежащим образом оформленных полномочий на распоряжение этим транспортным средством.

5 Белова Л.В. Вина юридического лица по административному праву // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. – 2007. – № 4. С. 23.

6 Кизилов В.В. Возвращаясь к понятию административной ответственности // Административное право и процесс. – 2012. – № 1. С. 44.

7 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2009.

8 Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении // Административное право и процесс. – 2007. – №1.

9 Васильев Э.А. Общественная опасность – основной критерий отграничения административных правонарушений от преступлений // Государство и право. – 2007. – № 4. С. 15.

10 Чаннов С.Е. Состав административного правонарушения как основание административной ответственности // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.

11 Дерюга А.Н. Общественная опасность – признак административного правонарушения? // Журнал российского права. – 2011. – № 8. С. 48.

12 Стахов А.И. Административная ответственность: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 34 – 37.

13 Классификация приведена по изд.: Тихомирова Л.А. Порядок привлечения к административной ответственности: практическое пособие. – Система ГАРАНТ, 2009. С. 123.


Информация о работе Понятие и состав административного правонарушения