Понятие и виды административно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цели работы - раскрыть сущность такого понятия, как административно-правовые нормы с точки зрения различных авторов; проанализировать виды административно-правовых норм согласно многочисленным классификациям, определить их особенности, отличительные признаки; выяснить механизм реализации административно-правовых норм.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Понятие и особенности административно-правовой нормы. ……...5
ГЛАВА 2.Структура административно-правовой нормы. …………………...10
ГЛАВА 3.Виды административно-правовых норм. …………………………..13
ГЛАВА 4.Реализация административно-правовых норм……………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...29

Файлы: 1 файл

административно-прав. нормы.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1.Понятие и особенности административно-правовой нормы. ……...5

 

ГЛАВА 2.Структура административно-правовой нормы. …………………...10

 

ГЛАВА 3.Виды административно-правовых норм. …………………………..13

 

ГЛАВА 4.Реализация административно-правовых норм……………………..23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В каждой науке существует ряд фундаментальных тем, без  глубокого изучения которых немыслимы  дальнейшее обучение и исследование. Тема "Административно-правовые нормы" является важной не только для дисциплины "Административное право", но и для иных отраслей права. Поэтому полное ее усвоение будет являться гарантией дальнейшего успешного изучения и других тем в рамках программ юридических дисциплин.

Предметом исследования можно считать правовые нормы административного права. Объектом исследования – правовые нормы.

При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная  и учебная литература, разнообразный нормативный материал для более наглядного исследования. Следует подчеркнуть, что почти все авторы, основательно занимавшиеся административным правом, исследовали административно-правовые нормы, причем интерес этот нe ослабевает. Разумеется, это нe случайно, поскольку именно в данной проблематике во многом проявляется сложная гамма взаимоотношений и связей, складывающихся в области административного права. В литературе существуют различные взгляды, подходы к проблемам определения понятия «административно-правовая норма», критериев классификации административно-правовых норм. Среди современных ученых, которые занимались проблемами административно-правовых норм, можно назвать Л.Л.Попова, Н.В. Макаренко, И.И.Маха, Л.М.Рябцева, Т.В.Телятицкую. К бесспорным корифеям юридической науки можно отнести А.Н.Крамника и Д.Н.Бахраха. Труды указанных выходят далеко за рамки учебных изданий.

Рассмотрение данной темы предусматривало и познание самого понятия административно-правовой нормы, ее структуры, признаков и  механизма реализации административно-правовых норм на практике.

Таким образом, цели работы - раскрыть сущность такого понятия, как административно-правовые нормы с точки зрения различных авторов; проанализировать виды административно-правовых норм согласно многочисленным классификациям, определить их особенности, отличительные признаки; выяснить механизм реализации административно-правовых норм.

Данные цели достигаются  при помощи всеобщих, общенаучных  и частнонаучных методов. Для  того, чтобы уяснить понятие " административно-правовая норма" использовался такой логический метод, как определение, т.е. раскрытие содержания соответствующего понятия. Дополнением служат логический анализ и формально - юридический методы, которые позволяют выявить отличительные признаки явления, более подробно толковать содержание правовых норм; а также классификации ( виды административно-правовых норм); описание.

Использование большого количества методов, постановка серьезных  целей, позволяет говорить о попытке  всестороннего изучения исследуемой проблемы.

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие и особенности административно-правовой нормы

 

В Республике Беларусь общественные отношения, возникающие в процессе управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности регулируются посредством  административно – правовых норм.

В юридической литературе существуют разные варианты определения  административно-правовой нормы.

По мнению Рябцева  Л.М., Телятицкой Т.В. «административно-правовые нормы - это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением»[12, с. 38]. Профессор Ю.М. Козлов полагает, что «административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти (в широком смысле) государственного управления»[10, с. 59]. По мнению Габричидзе Б.Н., Елисеева Б.П.: «Административно-правовая норма – это устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления». [3, с. 27]. Д.М. Овсянко: «Административно-правовая норма есть установленное или санкционированное государством правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления)». Б.М. Лазарев: «Норма… административного права есть установленное… государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управления и реализация которого, как и норм других отраслей права, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства». [11, с. 41] М. Макаренко: Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества» [7, с. 18] По мнению Крамника А.Н.: «Административно-правовая норма – это установленное компетентными государственными органами правило поведения субъектов в сфере государственного управления» [6, с. 24].

Административно-правовые нормы преследуют цель обеспечить должную упорядоченность  организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти, так и её отдельных звеньев, рационального их взаимодействия; определяют тот или иной вариант должного, т. е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций; предназначены для эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти; служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности[11, с. 42].

Исходя из имеющихся определений можно дать следующее определение административно-правовой нормы: это санкционированное государством и поддерживаемое в случае необходимости его принудительной силой правило поведения (на этом моменте сходится большинство авторов определений), предназначением и непосредственными целями которого являются регулирование общественных отношений в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, их связей с исполнительной властью, контроля за ее деятельностью и ответственности указанное власти перед обществом и гражданином.

В административно-правовых нормах непосредственно  выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

а) административно-правовые нормы  преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

б) административно-правовые нормы  определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или ; иной объем его функций, либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя  границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей белорусского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут  выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;

ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Таким образом, изложенные исходные позиции позволяют выделить особенности административно-правовых норм:

1) являются разновидностью  юридических норм;

2) объектом регулирования  выступают особого рода общественные  отношения – управленческие;

3) административно-правовые  нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

4) устанавливаются органами  государственной власти, местного  самоуправления, администрацией предприятий,  учреждений, организаций;

5) содержатся в нормативных  правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

6) имеют представительно-обязывающий  характер;

7) обеспечиваются мерами  государственного принуждения;

8) преследуют цель  обеспечения должного управленческого  порядка;

9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Для административного  права характерно юридическое опосредствование такой деятельности, основным содержанием  которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Республики Беларусь. Поэтому административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления.

 

ГЛАВА 2. Структура административно-правовой нормы

 

В структурном отношении  административно-правовая норма, как  правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: диспозиция, гипотеза и санкция.

Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Этот элемент  структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила  поведения, запреты, ограничения на те или иные действия[2, с. 107]. Без неё не может быть административно-правовой нормы как таковой. Административно-правовая норма может состоять только из диспозиции, например, содержащаяся в ч. 1 ст. 3.1. КоАП: «Вина – психическое отношение физического лица к совершённому им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности».

Гипотеза - это та часть нормы, которая содержит указание на фактические конкретные условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях[2, с. 108].

Гипотеза правовой нормы  может быть абсолютно определенной, точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы закона «О всеобщей воинской обязанности» устанавливает точный возраст, по достижении которого гражданин Республики Беларусь мужского пола подлежит принятию на воинский учет.

Информация о работе Понятие и виды административно-правовых норм