Понятие и виды административно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цели работы - раскрыть сущность такого понятия, как административно-правовые нормы с точки зрения различных авторов; проанализировать виды административно-правовых норм согласно многочисленным классификациям, определить их особенности, отличительные признаки; выяснить механизм реализации административно-правовых норм.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Понятие и особенности административно-правовой нормы. ……...5
ГЛАВА 2.Структура административно-правовой нормы. …………………...10
ГЛАВА 3.Виды административно-правовых норм. …………………………..13
ГЛАВА 4.Реализация административно-правовых норм……………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...29

Файлы: 1 файл

административно-прав. нормы.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

3) альтернативные, допускающие  несколько вариантов поведения,  предусмотренных нормой. Например, решение, принятое по обращению,  может быть обжаловано в вышестоящие  государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд (п. 3 ст. 14 Закона «Об обращениях граждан»). [4, с. 25]

По действию во времени  различаются нормы постоянного и нормы временного действия.

По общему правилу, большинство административно-правовых норм не ограничены определёнными сроками действия. Они действуют бессрочно, постоянно до их официального изменения либо отмены, прекращения действия.

Временный срок действия административно-правовых норм регулируется общими правовыми предписаниями, содержащимися в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Согласно ст. 65 указанного закона декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих документах не установлен иной срок. Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Таким образом, норма  административного права, начинает действовать:

− через 10 дней после официального её опубликования;

− со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь после специального названного срока.

Выделяются три типа действия административно-правовых норм:

1) перспективное – направленное на факты, отношения, возникшие после вступления её в силу (например, норма, усиливающая наказание);

2) немедленное – на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления её в силу (например, норма, увеличивающая срок военной службы, может быть распространена и на военнослужащих, которые были призваны ранее, но не были демобилизованы до вступления нормы в силу);

3) с обратной силой – на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до вступления нормы в силу, но с более ранней даты (например, норма, которая устраняет, смягчает ответственность) [2, с. 106].

В соответствии со ст. 67 Закона «О нормативных актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет своё действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет своё действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Прекращение действия административно-правовой нормы определяется датой её отмены, а также тем фактом, полностью ли она прекратила своё действие.

Норма может быть отменена и прямо, и косвенно. При прямой отмене определяется дата, когда норма перестаёт действовать. Под косвенной отменой понимается принятие новой нормы, что означает прекращение действия аналогичной старой нормы со дня вступления в силу новой.

Если норма была срочной, то есть заранее установлено время  её действия, то по его истечении  она утрачивает силу. Кроме того, в соответствии со ст. 69 Закона «О нормативных  правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт прекращает своё действие в случае признания его неконституционным.

Возможны три варианта установления пределов прекращения действия старой нормы. Она:

1) переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли на её основе, и после даты вступления в силу новой;

2) немедленно прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала, с даты утраты ею силы;

3) досрочно прекращает действие на правоотношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой.

При таком понимании  обратная сила нормы – это её ревизионная сила, что предполагает пересмотр (ревизию) урегулированных  в соответствии с действовавшей  ранее нормой прав и обязанностей. Норма обратного действия обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, наложении административного взыскания и т. д. Когда речь идёт о выплатах, обратная сила означает перерасчёт за прошлое время. Если же акт управления о размере выплат (пенсий, зарплаты, стипендий и т. д.) изменяется лишь со дня вступления в силу новой нормы, – это её немедленное действие. В качестве примеров переживания старой нормы можно назвать сохранение прежнего размера заработной платы после вступления в силу новой нормы, которая уменьшила должностной оклад; применение уже после отмены старой нормы с более мягкой санкцией за правонарушение, совершённое до вступления в силу новой нормы.

Основным принципом  действия любой нормы во времени  является немедленное действие. Если норма ухудшает правовое положение граждан (усиливает или устанавливает вновь ответственность, увеличивает возраст, стаж для получения права и т. д.), она должна иметь перспективное действие, а старая должна переживать себя. И, наоборот, норме, благоприятной для граждан, на которых она распространяется, может быть придана обратная сила [бах, с. 107]. Все три действия нормы во времени названы в ст. 1.5 КоАП Республики Беларусь: «Противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признаётся время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Закон, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность физического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Со дня вступления в силу закона, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершённое до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.

Закон, устанавливающий  противоправность деяния, усиливающий  ответственность или иным образом  ухудшающий положение физического  или юридического лица, обратной силы не имеет».

Таким образом, наиболее общей классификацией административно-правовых норм является деление их на материальные и процессуальные. Однако также важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе данного критерия выделяют обязывающие, запрещающие и уполномачивающие административно-правовые нормы. Кроме того также выделяют стимулирующие и рекомендательные административно-правовые нормы.

 

 

ГЛАВА 4. Реализация административно-правовых норм

 

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих отношений, или иными словами – это процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, изложенной в нормах.

Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование[2, с. 107].

Исполнение — точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые сдержатся в административно-правовых нормах. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления.

Применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих  субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и др.).

Административно-правовая норма реализуется не в результате какого-либо запрета той или иной стороной управленческого отношения, а путем официального юридически властного решения конкретного дела, что относится к компетенции органов государственного управления (должностных лиц).

Правоприменение – общая характеристика механизма исполнительной власти. По своему социальному содержанию применение административно-правовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной управленческой деятельности.

Процесс применения административно-правовых норм состоит из определенных последовательных стадий:

  • действия, предшествующие применению нормы (установление правомочности органа или должностного лица, решение вопроса о компетентности, всестороннее изучение и анализ конкретного вопроса, юридическая оценка);
  • действия по принятию акта применения правомочным органом или должностным лицом;
  • действия по доведению акта применения до заинтересованных органов и лиц по организации его практического исполнения и контроля за его исполнениеp[12, с. 43].

Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение — основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это — наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

При использовании субъект  сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным  ему субъективным правом (например, на обжалование).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в заключение необходимо сделать краткие выводы, раскрывающие сущность проведенного исследования.

Административно-правовая норма - это санкционированное государством и поддерживаемое в случае необходимости  его принудительной силой правило  поведения (на этом моменте сходится большинство авторов определений), предназначением и непосредственными целями которого являются регулирование общественных отношений в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, их связей с исполнительной властью, контроля за ее деятельностью и ответственности указанное власти перед обществом и гражданином.

Особенности административно-правовых норм:

− особая сфера применения – область деятельности административных органов;

− нормами административного права регулируются управленческие общественные отношения;

− наличие обязательных правил поведения субъектов административного права;

− императивный (повелительный) характер;

− имеют свои средства обеспечения, охраны от возможного невыполнения или ненадлежащего выполнения их повелений;

− нередко возникают в результате правотворческой деятельности органов государственного управления;

− во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права;

− имеют широкий масштаб своего воздействия.

 Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

1) гипотеза– часть  административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

2) диспозиция – часть  административно-правовой нормы,  содержащая правила должного  поведения субъектов управления;

3) санкция – часть  административно-правовой нормы,  указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и соответственно, по своему юридическому содержанию. Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеют два основных вида: материальные и процессуальные. В зависимости от конкретного юридического содержания нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномачивающие. Кроме того выделяют стимулирующие и рекомендательные административно-правовые нормы. Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм.

Информация о работе Понятие и виды административно-правовых норм