Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 15:20, курсовая работа
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Введение……………………………………………..…………….………..….…3
1. Понятие органов исполнительной власти .…………..…...………..………...6
2. Виды органов исполнительной власти…….…………….…………………...11
3. Система федеральных органов исполнительной власти …...........................14
Заключение………………..……………………………………….…………......28
Список используемой литературы…………………………………….………...30
Председатель Правительства вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В этом случае Дума вправе либо выразить ему доверие, либо отказать в таковом. Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству.
Правительство может подать в отставку,
которая принимается или отклоняется
Президентом РФ. Президент принимает решение
об отставке Правительства также в случаях выражения ему недоверия
Государственной Думой либо при отказе
Думой в доверии Правительству.
Правительство РФ координирует деятельность
органов исполнительной власти субъектов
РФ, создает согласительные комиссии для
разрешения разногласий между федеральными
органами исполнительной власти и такими
же органами субъектов Федерации.
Правительство РФ является органом федеральной исполнительной власти общей компетенции. Именно поэтому в Законе о нем достаточно полно определены его полномочия в отношении иных федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых носит другой характер. Что же касается именно характера компетенции федеральных органов исполнительной власти, работающих под руководством Президента РФ и Правительства РФ, то необходимые для его понимания позиции сформулированы в следующих указах Президента РФ: «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. и «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. А их реально существующая система закреплена уже упоминаемым указом «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г.
В настоящее время для обозначения характера
компетенции федеральных органов исполнительной
власти используется категория, единая
для всех их разновидностей, а именно сфера
деятельности.
Что скрывается за этой терминологической
конструкцией? Ответ на данный вопрос
можно получить, анализируя административно-правовой
статус конкретных видов этих органов.
2. Федеральные министерства. Сейчас они рассматриваются в качестве ведущих звеньев субъектов исполнительной власти.
Их управленческое назначение определяется следующим образом: министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Из этого определения вытекают следующие выводы. Во-первых, министерство осуществляет управление, т.е. государственно-управленческую деятельность по реализации исполнительной власти. Во-вторых, эта его деятельность ограничена определенными рамками, т.е. установленной для него сферой деятельности. В-третьих, помимо полномочий, осуществляемых в отношении объектов, находящихся в сфере его деятельности, министерство также наделено координационными полномочиями в отношении не подведомственных ему исполнительных органов, а следовательно, и в отношении находящихся в ведении таких органов соответствующих объектов.
Поясним это на примере. Так, Министерство
природных ресурсов и экологии РФ проводит государственную
политику в сфере изучения, воспроизводства,
использования и охраны; осуществляет
государственное управление фондом недр,
использованием и охраной водного фонда;
координирует в рамках своей сферы деятельности
работу иных органов.
При осуществлении государственного управления
оно руководит работой подчиненных ему
территориальными органами и подведомственными
организациями (например, водохранилищами,
защитными гидротехническими сооружениями).
Координационные же функции и полномочия
министерства распространяются на всех
недропользователей и водопользователей
независимо от их ведомственной принадлежности
или подчиненности. Соответственно решения
министерства и его территориальных органов
являются обязательными для исполнения
названными ранее пользователями государственного
фонда недр и водного фонда и для тех органов
исполнительной власти, в ведении которых
функционируют эти пользователи.
Аналогичная картина наблюдается при анализе положений о многих других федеральных министерствах. При этом становится очевидным, что министерство фактически выполняет функции двоякого рода: с одной стороны, оно выступает в роли субъекта управления в отношении отнесенных к его непосредственному ведению (подчинению) объектов, с другой – в роли субъекта координации деятельности неподведомственных (неподчиненных) объектов, а также исполнительных органов, руководящих этими объектами. Но координационные полномочия реализуются, как правило, в межотраслевом масштабе. А это означает, что, используя термин «сфера деятельности», мы приходим к выводу о том, что по своей управленческой сути эта сфера применительно к деятельности министерств имеет значение отрасли в ее традиционном понимании.
Таким образом, сфера деятельности федерального
министерства есть закрепленная за ним
определенная отрасль государственного
управления, в границах которой оно осуществляет
весь комплекс управленческих функций
и полномочий. Конечно, при этом учитывается форма собственности функционирующих
в пределах данной отрасли объектов.
Данный вывод подтверждается наличием
в системе федеральных органов исполнительной
власти традиционных министерств с ярко
выраженными отраслевыми чертами. Например,
это министерства транспорта, внутренних
дел, обороны, энергетики.
Вместе с тем существуют и такие федеральные
министерства, отраслевой характер деятельности
которых сомнителен. Например, Министерство
регионального развития РФ призвано обеспечивать
упрочение федерализма, гармонизацию
межрегиональных отношений, развитие
северных территорий. Очевидно, что в данном
случае отрасль как таковая отсутствует;
налицо вопросы межотраслевой координации.
В равной мере это относится и к характеристике
Министерства национальной политики РФ,
Министерства РФ по делам Содружества
Независимых Государств.
Во всех иных случаях отрасль государственного
управления проявляется в той или иной
форме. Однако в «чистом» виде отраслевых
министерств все-таки не существует, так
как отраслевое начало в их деятельности
обязательно связывается с осуществлением
в определенном объеме функций межотраслевого
характера. В этом главная особенность
современных федеральных министерств.
Ныне действующая система федеральных министерств выглядит следующим образом: внутренних дел; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; здравоохранения и социального развития; иностранных дел; культуры; обороны; образования и науки; природных ресурсов и экологии; связи и массовых коммуникаций; регионального развития; сельского хозяйства; энергетики; промышленности и торговли; транспорта; экономического развития; финансов; юстиции; спорта, туризма и молодежной политики.
Общее руководство деятельностью министерства осуществляет федеральный министр. Он распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителя структурных подразделений аппарата министерства (как правило, департаменты), а также его территориальных органов, издает приказы, распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением, создает экспертные и иные советы и комиссии, утверждает их персональный состав и положения о них и т.д. Министр является председателем коллегии министерства, в которую входят по должности его заместители, а также другие работники центрального аппарата министерства. Решения коллегии оформляются протоколами и постановлениями, которые реализуются приказами министра. В министерствах могут создаваться научно-технические советы.
3. Государственные комитеты Российской Федерации. Это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Первое, что обращает на себя внимание,
это упоминание об определенной сфере
деятельности. Значит, и у этого вида исполнительных
органов, как и у федеральных министерств,
есть своя сфера деятельности. В свою очередь
есть достаточные основания для того, чтобы различия между федеральными
министерствами и государственными комитетами
проводить в зависимости от особенностей
поручаемых им сфер деятельности. Информация
о них уже содержится в наименовании тех
и других органов.
Второе – это закрепление за государственными
комитетами межотраслевой компетенции.
Правда, при этом не говорится об осуществлении
ими межотраслевого управления. Межотраслевой
характер их компетенции проявляется
через межотраслевую координацию. Но и
подобная позиция фактически признает
существование отраслей и отраслевого
управления. Действительно, о какой межотраслевой
координации можно говорить при отсутствии
отраслей государственного управления?
Третье – это нацеливание государственных комитетов на координацию по вопросам, отнесенным к их ведению. Но уже было установлено, что на подобной же основе осуществляется и координирующая деятельность федеральных министерств. А это означает, что в данном аспекте между ними отсутствуют принципиальные различия.
Четвертое – это выделение в компетенции государственных комитетов функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Это новое качество, о котором речь не шла при характеристике федеральных министерств.
Но и в данном случае еще нет достаточных
оснований для того, чтобы считать это отличительным признаком государственных
комитетов.
Дело в том, что в положениях о многих федеральных
министерствах прямо записано, что и на
них возлагается регулирование в рамках
порученной им сферы деятельности. Так,
Министерство транспорта РФ осуществляет
государственное регулирование в области
обеспечения безопасного, эффективного
и устойчивого функционирования транспортного
комплекса; Министерство финансов РФ осуществляет
государственное регулирование в финансово-бюджетной
сфере и т.п.
Что же должно быть положено в основу различия
между государственными комитетами и
федеральными министерствами?
Уже приведенное сопоставление функций
федеральных министерств и государственных
комитетов дает основания для следующего
вывода: между ними нет принципиальных
юридически значимых различий. И те, и
другие действуют в порученных им сферах,
и осуществляют при этом координацию деятельности
иных органов исполнительной власти в
рамках порученной или установленной
сферы. При этом, что весьма показательно,
практически министерства могут координировать
деятельность государственных комитетов,
а последние – деятельность министерств.
И те, и другие используют одинаковые правовые средства для достижения поставленных целей, т.е. регулирования и координации. Таковыми средствами являются нормативные акты (правила, положения, инструкции и т.п.), юридически обязательные для тех органов исполнительной власти, деятельность которых регулируется или координируется. Иначе говоря, имеются в виду средства, свойственные механизму правового регулирования.
И те, и другие, наконец, осуществляют управление, которое официально отнесено только к компетенции федеральных министерств. Однако и государственные комитеты имеют собственные объекты управления.
Так, Государственный комитет РФ по печати управляет находящимися в его ведении государственными издательствами, полиграфическими предприятиями, а также предприятиями оптовой книжной торговли; Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике управляет предприятиями промышленности строительных материалов и т.п.
Итак, имеются достаточные основания для того, чтобы признать следующее: государственные комитеты РФ, выступая в качестве федеральных органов исполнительной власти, призваны осуществлять функции межотраслевого государственного управления в определенных сферах деятельности, границы которых устанавливаются объемом функционального регулирования. Иначе говоря, например, Государственный комитет РФ по государственным резервам осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию в области формирования, размещения, хранения, использования запасов государственного материального резерва. Названная область и является той сферой деятельности, в рамках которой комитет выполняет возложенное на него функциональное регулирование.
Действующая сейчас система федеральных органов исполнительной власти, именуемых государственными комитетами, следующая: по государственным резервам; по делам молодежи; земельный; по кинематографии; по охране окружающей среды; по рыболовству; по печати; по связи и информатизации; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительной, архитектурной и жилищной политике; таможенный; по физической культуре и туризму.
Председатели государственных комитетов в настоящее время не входят в состав Правительства РФ.
В государственных комитетах образуются коллегии, в составе которых не только руководители структурных подразделений их центрального аппарата, но и руководители их территориальных органов, ведущие ученые и специалисты. Коллегии рассматривают такие же вопросы, как и коллегии федеральных министерств, а также заслушивают должностных лиц. Создаются также научно-технические советы, советы государственной экспертизы (при необходимости), советы уполномоченных представителей территориальных органов и т.д.
Федеральные комиссии России – органы исполнительной власти, приравненные по своему статусу к государственным комитетам. Сейчас действуют две такие комиссии: по рынку ценных бумаг; энергетическая.
5. Федеральные службы России – органы исполнительной власти, осуществляющие
специальные функции в установленных
сферах ведения.
Специальный характер их функций, являющийся
единственным их специфическим признаком,
раскрывается следующим образом: это исполнительные,
контрольные, разрешительные, регулирующие
и другие функции.
Четкие правовые признаки этой группы федеральных органов исполнительной власти отсутствуют. Поэтому фактически федеральные службы занимают некое промежуточное административно-правовое положение между федеральными министерствами и государственными комитетами. А это, в свою очередь, означает, что они в различном объеме реализуют функции и полномочия, характерные для таких федеральных органов исполнительной власти.
Специальный характер функций федеральных
служб во многом вытекает из их наименования. Так, совершенно определенно
Федеральная авиационная служба действует
в сфере гражданской авиации.
В то же время, очевидно, что федеральные
авиационная, дорожная службы, равно как
служба лесного хозяйства, отчетливо выражают
отраслевой принцип организации государственного
управления. В то же время служба по валютному
и экспортному контролю осуществляет
функции межотраслевого характера.
По существу, федеральные службы осуществляют,
как федеральные министерства и государственные
комитеты (конечно, и федеральные комиссии), функции управления,
регулирования, координации (включая и
межотраслевую), контроля и надзора. Так,
Федеральная дорожная служба оперативно
управляет региональными автомобильными
дорогами, координирует деятельность
в области дорожного хозяйства; Федеральная
служба лесного хозяйства является субъектом
государственного регулирования и контроля
в области использования и защиты лесов;
Федеральная служба по телевидению и радиовещанию
координирует деятельность общероссийских
и региональных телерадиоорганизаций
и т.д.
Федеральные службы возглавляются руководителями,
иногда называемыми директорами. Система
действующих федеральных служб следующая:;
внешней разведки; дорожная; миграционная;
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды; безопасности; по техническому
и экспортному контролю; охраны; по финансовому
мониторингу; по финансовым рынкам; по
труду и занятости; исполнению наказаний;
по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия,
по военно-техническому сотрудничеству;
судебных приставов; по оборонному заказу;
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ; финансово-бюджетного
надзора; по надзору в сфере образования
и науки; государственной статистики;
по ветеринарному и фитосанитарному контролю;
по надзору в сфере транспорта; по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития; по экологическому, технологическому
и атомному надзору; по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека; по тарифам; страхового надзора;
по надзору в сфере природопользования;
регистрационная; аэронавигационная;
таможенная; антимонопольная; российского
казачества; государственной статистики;
по интеллектуальной собственности, патентам
и товарным знакам.
Информация о работе Понятие и виды исполнительной власти. Система исполнительной власти РФ