Понятие контроля в сфере государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный.
Виды государственного контроля в управлении: общий и специальный, внешний и внутренний, контроль представительной и исполнительной власти, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный).
Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (скажем, проверка исполнения конкретного управленческого решения). Контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения.

Содержание работы

Понятие контроля в сфере государственного управления. Общий и специальный контроль. Внешний и внутренний контроль. Предварительный, текущий и последующий контроль. Контроль, осуществляемый органами представительной и исполнительной власти, контроль органов общий, отраслевой и межотраслевой компетенции. Ведомственный (внутриведомственный) и надведомственный контроль…………………………………………………………………….3
Каковы современные проблемы развития административной юстиции в России? Что представляет собой теория, согласно которой уже сегодня в России имеются предпосылки и причины для формирования административного судопроизводства как наиболее предпочтительной формы осуществления административной юстиции?...............................7
Способы обеспечения законности государственного управления. Контроль, надзор, прокурорский надзор, судебный контроль, обжалование действий (решений) должностных и государственных служащих. Гарантии обеспечения законности: экономические, политические, правовые, организационные…………………………….11
Задача……………………………………………………………………...18
Составьте проект постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...25

Файлы: 1 файл

Адм. праву.docx

— 49.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Способы обеспечения законности государственного управления. Контроль, надзор, прокурорский надзор, судебный контроль, обжалование действий (решений) должностных и государственных служащих. Гарантии обеспечения законности: экономические, политические, правовые, организационные.

 

Способы обеспечения законности – это применяемые ими различные  правовые и организационные формы  и методы деятельности, практические приемы, операции.

Это:

- контроль

- надзор

- обжалование

Сущность контроля заключается:

  • в наблюдении за функционированием соотв. под. контр. объекта
  • в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины
  • в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины
  • в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению
  • в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Признаки контроля:

  • между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.
  • объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.

Контролирующий вправе вмешиваться  в текущую хоз. деятельность контролируемого.

Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.

Надзор как способ обеспечения  законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью  неподчиненных им органов или  лиц с целью выявления нарушений  законности.

Оценка деятельности поднадзорного  объекта дается только с точки  зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую  административно-хозяйственную деятельность подконтрольного не допускается.

Различают 2 вида надзора:

  • прокурорский
  • административный

Под обжалованием понимается реализация граждан своего права  высказывать претензии органам  и должностным лицам исполнительной власти.

Государственный контроль осуществляется органами законодательных, исполнительных и судебных властей.

Различный контроль:

- внешний (со стороны  Президента, органов законодательной  и судебной властей)

- внутренний, когда проверка  осуществляется собственными силами  министерств, ведомств и т.д.

 Президентский контроль:

а) Президент осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других органов  исполнительной власти, а также при  назначении председателя правительства, его заместителя, федеральных министров, при формировании Совета Безопасности, Совета обороны, Администраций, при  решении кадровых вопросов Президенту оказывает содействие Совет по кадровой политике при Президенте.

б) Президент осуществляет контроль за деятельностью Правительства  и других органов исполнительной власти, т.к. возглавляет Совет Безопасности, Совет Обороны, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

в) Президент осуществляет постоянный контроль за законностью  актов исполнительной власти. Им могут  быть отменены постановления, распоряжения Правительства, если они против Конституции  РФ, Федерального закона и Указаний Президента.

г) контроль за правильностью  и своевременным опубликованием Федерального закона, указов и распоряжений Президента, осуществляет главное государственно-правовое управление Президента.

д) систематический контроль за исполнением Федерального закона и распоряжениями Президента осуществляет Главное контрольное управление Президента органов исполнительной власти, подразделений администрации, органов исполнительной власти субъектов  РФ, организаций и их руководителей.

 Для осуществления  контроля за исполнением федерального  бюджета Совета Федерации и  Государственной Думы образуют  счетную палату, которая проводит  ревизии, проверки и иные контрольные  мероприятия.

ст. 103 Конституции РФ (а, б, в, г, д, н)

Существуют 3 вида контроля исполнительной власти:

а) общий контроль осуществляют органы исполнительной власти в общей  компетенции

Правительство заслушивает  на своих заседаниях отчеты и доклады  руководителей о состоянии дел  в руководимой им отрасли. Оно  обладает полномочиями по отмене актов  этих органов в случае противоречия их Конституции РФ и др. нормативным  актам.

б) ведомственный осуществляют органы отраслевой компетенции в  отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов, подзаконных  нормативных актов предприятиями, учреждениями, организациями.

в) специализированный контроль осуществляется органами межотраслевой  компетенции. Они контролируют деятельность органов исполнительной власти предприятий, учреждений, организаций по определенным вопросам. Между субъектами и объектами  отсутствует организационная подчиненность.     

 Субъектами судебного  контроля являются:

1) Конституционный Суд  РФ

контрольные полномочия Конституционного Суда РФ пред. ст. 125

2) Суды общей юрисдикции

осуществляют контрольные  функции в процессе рассмотрения дел

При рассмотрении гражданских  дел суд, признавая акты управления незаконными, отменяет или исправляет их. Обнаружив нарушения законности в работе органов исполнительной власти, суд выносит частное определение. По делам об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, мелкое хищение) суд  проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению  лица к административной ответственности. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет  допущенные нарушения.

3) арбитражные суды

осуществляют судебную власть при разрешении возникающих в  процессе предпринимаемой деятельности споров либо из пр-ний в сфере  управления. Специфика обеспечения  арбитражным судом законности в  сфере исполнительной власти заключается  в том, что суд признает полностью  или частично недействительным акт, не имеющий нормативного характера  и принимаемое решение на основе действующего законодательства.

 Субъектами общественного  контроля являются общественные  объединения граждан, политические  партии, профсоюзы, молодежные и  другие организации, органы общественной  самодеятельности, трудовые коллективы, а также отдельные граждане  как частные лица.4

Контрольные полномочия их, как правило, лишены юридически-властного  характера.

Общественные объединения  участвуют в формировании органов  исполнительной власти и выработке  ими решений, а также представляет и защищает права и законные интересы своих членов в государственных  органах.

Профсоюзы имеют право  осуществлять контроль за соблюдением  работодателями, должностными лицами законодательства о труде. В настоящее  время воссоздаются общественные пункты охраны порядка, казачьи дружины  и т.д.

 В соответствии с  законом "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995г. предметом прокурорского  надзора являются:

  • исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
  • соответствие актов, издаваемых этими органами, Конституция РФ, федеральный закон.
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (или законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В случае установления факта  нарушения закона прокурор или его  заместитель:

  • освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов.
  • опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Протест приносится прокурором или его заместителем в орган  или должностному лицу, издавшему  этот акт либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента  его поступления, а в случае принесения протеста на решение представи. закон. органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается незамедлительно  в письменной форме.

Представление подлежит безотлагательному  рассмотрению, не позднее, чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

 Административный надзор  – это вид в правоохранительной  деятельности ряда органов управления.

 

Компетенция органов административного  надзора определяется соответствующими положениями о них:

1) полномочия по предупреждению  правонарушений позволяют органам  обнаружить и устранить правонарушения, принять меры по предупреждению  и предотвращению правонарушений. Органы административного надзора  вправе беспрепятственно посещать  объекты и проводить на них  проверки по вопросам, входящим  в их компетентность, получать  необходимые материалы, заслушивать  руководителей.5

2) полномочия по пресечению правонарушений применяют для принудительного прекращения правонарушения, предотвращения или уменьшения вредных последствий. Орган административного надзора выносит в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений.

3) полномочия по привлечению  виновных лиц к административной  ответственности

4) полномочия по нормотворчеству

Органы административного  надзора самостоятельно разрабатывают  и утверждают правовые, технические  нормы и правила, а также подготавливают проекты нормативных актов, которые  принимаются другими органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задача.

20 сентября 2012 года инженер  отдела инженерно-экономических  экспертиз ГУ «Саратовский областной  центр реабилитации и социальной  интеграции инвалидов» при проведении  проверки продуктового магазина  обнаружил, что на входе в  магазин имеется ступенька высотой  более 3-х см., что делает магазин  недоступным для инвалидов. Индивидуальному  предпринимателю К. инженером  было дано предписание об устранении  данного нарушения и выполнении  работ по обустройстве входа  в магазин до 21 октября 2012 г.  В ходе очередной проверке, проведенной  24 декабря 2012 года, было обнаружено, что нарушения не устранены.  По данному факту в отношении  К. было возбуждено дело об  административном правонарушении  по ст. 9.13 КоАП РФ за уклонение  от исполнения требований доступности  для инвалидов социальной инфраструктуры  и по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Судья  районного суда вынес постановление  о привлечении К. к административной  ответственности по ст. 9.13 и ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку последний  так и не выполнил требование  по обустройству входа в магазин.

Какое правонарушение было совершено предпринимателем? Законно  ли его привлечение к административной ответственности?

 

Предпринимателем К было совершено  правонарушение  предусмотренное  ст. 9.13 КоАП РФ а именно: Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. И  ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Информация о работе Понятие контроля в сфере государственного управления