Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 20:11, контрольная работа
Правовые основы обороны страны установлены в Конституции РФ. Конституция РФ содержит ряд важных норм и положений, касающихся обороны. Так, ст. 59 Конституции устанавливает: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации"; ч. 2 этой статьи предусматривает несение гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом; п. "м" ст. 71 устанавливает, что в ведении РФ находится оборона; Президент РФ (ст. 87) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Введение стр.3
1. Понятие обороны Российской Федерации и основы ее организации стр.4
2. Оборона как отрасль государственного управления стр.6
3. Организационно-правовые формы управления обороной стр.10
4. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления обороной стр.12
Заключение стр.17
Список использованной литературы стр.19
Курсовая работа
По дисциплине:
Административное право
Содержание:
Введение
1. Понятие обороны Российской Федерации
и основы ее организации стр.4
2. Оборона как отрасль
3. Организационно-правовые формы
управления обороной
4. Система органов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Правовые основы обороны страны установлены в Конституции РФ. Конституция РФ содержит ряд важных норм и положений, касающихся обороны. Так, ст. 59 Конституции устанавливает: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации"; ч. 2 этой статьи предусматривает несение гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом; п. "м" ст. 71 устанавливает, что в ведении РФ находится оборона; Президент РФ (ст. 87) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. является правовой основой организации обороны и во многом по-новому трактует вопросы обороны, что очень важно с точки зрения административного права.
Понятие "оборона" сформулировано в ст. 1 названного Федерального закона. В этой статье установлено: "Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории".
Законодательство Российской Федерации в области обороны основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы, Федеральный закон об обороне и законы Российской Федерации в области обороны. Четвериков В.С. Административное право - М.: ФЕНИКС, 2004. - С. 285.
Актуальность исследования. Цель работы: раскрыть понятие обороны Российской Федерации и основы ее организации, а также рассмотреть организационно-правовые формы и административно-правовые основы государственного управления обороной.
1. Понятие обороны Российской Федерации и основы ее
организации
Оборона - система политических, экономических, военных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защите населения, территории и суверенитета Федерации.
Основой обороны являются Вооруженные Силы (ВС) РФ, также могут привлекаться войска МВД, ФПС, МЧС.
Общее руководство ВС РФ осуществляют:
- Президент РФ (Верховный Главнокомандующий):
утверждает военную доктрину, объявляет
состояние войны, вводит военное
положение с информированием
Федерального Собрания, присваивает
высшие воинские звания, назначает,
освобождает высшее
- Правительство РФ: организует
оснащение вооружением и
Непосредственное руководство ВС РФ:
- Министерство обороны: принимает меры к вооруженной защите государства, по обеспечению боевой, мобилизационной готовности ВС, обеспечивает финансовыми средствами и другими ресурсами ВС, укрепляет организованность и воинскую дисциплину;
- Генеральный штаб ВС РФ (центральный орган военного управления): осуществляет координацию.
Статья 1 Федерального закона №61 Федеральный закон. от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ. Об обороне. «Об обороне» определяет оборону как систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности территории.
В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
В целях обороны созданы Вооруженные силы Российской Федерации согласно Указу Президента РФ №466 «О создании Вооруженных сил Российской Федерации» Указ Президента РФ от 7 мая 1992 г. N 466 "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации они призваны защищать суверенитет, территориальную целостность и другие важные интересы Российской Федерации в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Вооруженные силы также могут быть использованы для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации".№706244 Вооруженные силы могут применяться на территории России в случаях противоправной деятельности националистических и других организаций, направленной на дестабилизацию внутренней обстановки, попытки насильственного свержения конституционного строя, создания незаконных вооруженных формирований и другие. Крутик А.А. Административное право - М.: ТК Велби, 2005. - С. 32.
Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку
2) разработку основных
3) правовое регулирование в
4) строительство, подготовку и поддержание
в необходимой готовности
5) мобилизационную подготовку
6) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
7) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
8) обеспечение защиты сведений,
составляющих государственную
9) развитие науки в интересах обороны;
10) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных сил РФ, других воинских формирований и органов;
11) международное сотрудничество
в целях коллективной
Общее руководство Вооруженными силами осуществляет Президент РФ, являющийся Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами (ст. 87 Конституции РФ). Кроме того, Законом «Об обороне» определены полномочия Федерального собрания РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны, а также права и обязанности граждан в этой области. Бородин С.С. Административное право. Общая и особенная часть - М.: ГУАП, 2007. - С. 321.
Вооруженные силы РФ, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ.
2. Оборона как отрасль государственного управления
Оборонительная функция - одна из первейших и важнейших функций каждого государственного организма. По одной из теорий возникновения государства люди объединялись в политические сообщества для защиты от внешних нападений. Поэтому не должно вызывать удивление обилие нормативно-правовой базы в области обороны в российском административном праве. Этот блок норм права, в отличие от многих других, никогда не был предметом особого изучения ни одной из вновь формировавшихся на базе административного права отраслей или подотраслей права. В целом указанная тенденция свойственна в целом всему блоку норм, касающихся административно-политической сферы, за исключением норм процессуального характера, которые зачастую становятся источниками одной из процессуальных отраслей (уголовно-процессуального или гражданско-процессуального права). Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации - М.: система ГАРАНТ, 2008. - С. 208.
Административно-правовые нормы, сформированные в области обороны, имеют своей целью обеспечение регулирование отношений по обеспечению обороноспособности страны, ее устойчивости к внешней агрессии. Основной источник управления в области обороны - Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне". В указанном федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
В целях обороны: устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств; создаются Вооруженные Силы РФ.
Привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном федеральным законом. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.
Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами РФ оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
Организация обороны включает:
- прогнозирование и оценку
- разработку основных
- правовое регулирование в
- строительство, подготовку и поддержание
в необходимой готовности
- разработку, производство и
- планирование перевода органов
государственной власти
- мобилизационную подготовку
- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
- планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
- оперативное оборудование
- обеспечение защиты сведений,
составляющих государственную
- развитие науки в интересах обороны;
- координацию деятельности
- финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
- международное сотрудничество
в целях коллективной
- другие мероприятия в области обороны.
Управление в области обороны предусматривает нормативно-правовое регулирование специальных правовых режимов и мероприятий, к которым, прежде всего, относятся состояние войны, военное положение, мобилизационная подготовка и мобилизация, гражданская оборона и территориальная оборона.
Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Информация о работе Понятие обороны Российской Федерации и основы ее организации