Понятие обороны Российской Федерации и основы ее организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Правовые основы обороны страны установлены в Конституции РФ. Конституция РФ содержит ряд важных норм и положений, касающихся обороны. Так, ст. 59 Конституции устанавливает: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации"; ч. 2 этой статьи предусматривает несение гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом; п. "м" ст. 71 устанавливает, что в ведении РФ находится оборона; Президент РФ (ст. 87) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Содержание работы

Введение стр.3
1. Понятие обороны Российской Федерации и основы ее организации стр.4
2. Оборона как отрасль государственного управления стр.6
3. Организационно-правовые формы управления обороной стр.10
4. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления обороной стр.12
Заключение стр.17
Список использованной литературы стр.19

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 35.67 Кб (Скачать файл)

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации - М.: система ГАРАНТ, 2008. - С. 210-215.

3. Организационно-правовые  формы управления обороной

административный правовой управление оборона

Под обороной РФ понимается система политических, экономических военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации. Основным правовом актом, закрепляющим основы организации обороны РФ, является Закон РФ "Об обороне" Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996 г., №23. Ст. 2750..

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств Положение о военно-транспортной обязанности, утвержденное Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. №1175..

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. №27-ФЗ., войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, служба внешней разведки РФ О внешней разведке: Федеральный закон от 10 января 1996 г. №5-ФЗ., органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ст. 87 Конституции РФ), а также Правительство РФ.

Президент РФ определяет основные направления военной политики, утверждает военную доктрину, объявляет состояние войны, вводит на территории Российской Федерации военное положение.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области. Руководство деятельностью Минобороны России осуществляет Президент РФ. Солдатов А.П. Административное право Российской Федерации - М.: ФЕНИКС, 2006. - С. 238.

Минобороны России действует в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. №1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Собрание законодательства РФ от 23 августа 2004 г. №34. Ст. 3538..

В структуру Минобороны России входят службы и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения. Министерство является органом управления Вооруженными Силами РФ. Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Собрание законодательства РФ от 23 августа 2004 г. №34. Ст. 3539., Федеральной службы по оборонному заказу Указ Президента РФ от 10 июня 2003 г. №650 Собрании законодательства РФ от 16 июня 2003 г. №24. Ст. 2307., Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Собрание законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. №34. Ст. 3541. и Федерального агентства специального строительства.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России).

ФСВТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и подведомственна Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности. Руководство деятельностью службы осуществляет Президент РФ.

В систему ФСВТС России входят центральный аппарат ФСВТС России, ее территориальные органы, представительства ФСВТС в РФ и в иностранных государствах, а также организации, учреждаемые для обеспечения деятельности ФСВТС России.

ФСВТС России имеет геральдический знак - эмблему и флаг.

Спецстрой России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, приказами и директивами Министра обороны РФ в части, касающейся Спецстроя России, Положением о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. №1084, Положением об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, а также другими нормативными правовыми актами РФ, касающимися деятельности Спецстроя России. Солдатов А.П. Административное право Российской Федерации - М.: ФЕНИКС, 2006. - С. 239.

4. Система органов исполнительной  власти и административно-

правовые основы государственного управления обороной

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых, организационных, информационных и технических мер по обеспечению готовности государства к защите от возможного вооруженного нападения, а также защиты населения, целостности территории и своего суверенитета. №61-ФЗ «Об обороне» СЗ РФ. 1996. №23, ст. 2750, в ред. от 30.12.1999 г.

«О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. №53 СЗ РФ. 1998. №18, ст. 1464.., в ред. 21.05.2002 г.;

«О статусе военнослужащих» от 27.05. 1998 г. №76 СЗ РФ. 1998. №22, ст. 2331, в ред. от 21.05.2002 г.;

«О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 27.02. 1997 г. №31 СЗ РФ. 1997. №9, ст. 1014, в ред. от 30.12.2001 г.;

«О военном положении» от 30. 01. 2002 г. №1-ФКЗ; «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г. №113-ФЗ и др.

Важное значение для регулирования отношений в сфере оборонного и военного строительства имеют указы Президента РФ: от 7. 05. 1992 г. «О создании Вооруженных сил РФ» ВВС РФ. 1992. №16, ст. 1077., от 2.11.1993 г. «Основные положения военной доктрины РФ»; от 14.12. 1993 г. утверждены общевоинские уставы Вооруженных сил РФ. САПП РФ. 1993. №51, ст. 4931; СЗ РФ. 1997. №11, ст. 1298. Правовые основы организации управления обороной РФ, права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в сфере обороны, структура органов управления и организация Вооруженных Сил России, виды ответственности за нарушение законодательства по вопросам обороны страны регламентированы вышеназванными нормативными правовыми актами.

В настоящее время сроки воинской службы определены для лиц, проходящих военную службу по призыву, срок определен два года; для лиц, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву - 12 месяцев; для проходящих военную службу по контракту - сроки контракта (3, 5 или 10 лет). В соответствии с указом Президента РФ от 4 января 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы» для полковника с возрастом свыше 50 лет контракт заключается на 1, 3, 5 лет, общий не более 10 лет. Министр обороны РФ до 65 лет включительно. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы» принято Положение о порядке прохождения военной службы СЗ РФ. 1999. №38. Ст. 4534., а постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 г. №1541 в ред. 14.08.2002 г. Принят правовой акт «Об утверждении положения о воинском учете». В настоящее время в связи с большим ростом количества беспризорных детей особое значение имеет правовой акт, принятый постановлением Правительства РФ от 11.02.2000 г. №124 «Об утверждении положения о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечение их необходимыми видами довольствия». Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. создан Государственный комитет по государственному оборонному заказу при Министерстве обороны РФ, на который возложены функции единого заказчика по обычным вооружениям.

Система органов управления обороной включает в себя органы управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, военные академии, институты и училища [3, стр. 184].

Общее руководство Вооруженными Силами России осуществляют Федеральное Собрание и Правительство РФ в пределах их полномочий, определенных Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне».

К вопросам ведения парламента (обеих палат) Российской Федерации, согласно ст. 102 Конституции, относятся: утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за ее пределами.

Президент РФ в соответствии с частью 1 ст. 87 Конституции РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами, формирует и возглавляет Совет безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, ведет переговоры и подписывает международные договоры. То есть осуществляет непосредственное руководство деятельностью Министерства, а также утверждает Положение о Министерстве обороны.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Правительство РФ согласно ст. 112 и 114 Конституции РФ непосредственно решает основные задачи по укреплению обороны страны. Председатель Правительства РФ представляет Президенту России предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, одним из которых являются федеральные органы управления обороной, предлагает кандидатуру министра обороны. Правительство представляет Государственной Думе бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается за его исполнение, осуществляет практические меры по обеспечению обороны страны. Все эти задачи и функции Правительства России определены законодательством. Четвериков В.С. Административное право - М.: ФЕНИКС, 2004. - С. 182-185.

Правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности России; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных сил и воинских формирований; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с законом к обороне или обеспечению государственной безопасности; принимает меры по охране Государственной границы; руководит гражданской обороной [3, стр. 58].

Федеральным законом «Об обороне» определены основы и организация обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

- Полномочия Федерального Собрания  в области обороны:

1) рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной  Думой федеральными законами  о федеральном бюджете;

2) рассматривает принятые Государственной  Думой федеральные законы в  области обороны;

3) утверждает указы Президента  РФ о введении военного и  чрезвычайного положения на территории  РФ или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных  Сил РФ, других войск, воинских  формирований и органов с использованием  вооружения к выполнению задач  не по их предназначению;

4) решает вопрос о возможности  использования Вооруженных Сил  РФ за пределами территории  РФ.

- Полномочия Государственной Думы  РФ:

1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами  о федеральном бюджете;

2) принимает федеральные законы  в области обороны[3, стр. 187].

Полномочия Правительства РФ в области обороны:

1) осуществляет меры по обеспечению  обороны и несет в пределах  своих полномочий ответственность  за состояние и обеспечение  Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

2) руководит деятельностью по  вопросам обороны подведомственных  ему федеральных органов исполнительной  власти;

3) разрабатывает и представляет  в Государственную Думу предложения  по расходам на оборону в  федеральном бюджете;

4) организует оснащение Вооруженных  Сил РФ, других войск, воинских  формирований и органов вооружением  и военной техникой по их  заказам;

5) организует обеспечение Вооруженных  Сил РФ, других войск, воинских  формирований и органов материальными  средствами, энергетическими и другими  ресурсами и услугами по их  заказам;

6) организует разработку и выполнение  государственных программ вооружения  и развития оборонного промышленного  комплекса и осуществляет иные  полномочия в соответствии с  законодательством.

Информация о работе Понятие обороны Российской Федерации и основы ее организации