Понятие сельскохозяйственных кооперативов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Российская традиция сельскохозяйственного производственного кооперирования берет свое начало в пореформенной период, т.е. в конце прошлого века. В годы советской власти около половины сельскохозяйственной продукции и сырья производилось в колхозах, которые формально юридически могли быть отнесены к производственной кооперации, однако по существу были с самого начала своего создания огосударствлены и, кроме того, вели производство на государственной земле в условиях жесткого государственного регулирования всех, в том числе и внутрихозяйственных сторон их деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Понятие и формы сельскохозяйственных кооперативов 5
1.1.Понятие сельскохозяйственных кооперативов 5
1.2.Формы сельскохозяйственного кооператива 10
Глава 2. Порядок создания и правомочия сельскохозяйственного кооператива 16
2.1.Порядок создания сельскохозяйственного кооператива 16
2.2.Правомочия сельскохозяйственного кооператива 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Понятие и правовое положение сельскохозяйственных кооперативов.docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

В процессе подготовки технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности кооператива участники инициативной группы должны договориться о том, какими видами деятельности и в каких масштабах они будут заниматься в рамках кооператива, насколько совместимы друг с другом эти виды деятельности, полезно просчитать спрос на результаты планируемой деятельности, определить возможных конкурентов и свои потенциальные преимущества в сравнении с ними, выстроить поэтапную стратегию развертывания деятельности.

Необходимо просчитать затраты  на организацию планируемой деятельности (в том числе на приобретение или  аренду технических средств, помещения  под офис, оргтехники, рекламу, заработную плату минимально необходимого персонала  или привлекаемых специалистов на период развертывания деятельности кооператива  и др.).

Далее необходимо оценить  возможные источники финансирования затрат: паевые взносы членов кооператива  и ассоциированных членов кооператива, вступительные взносы, в дальнейшем - доходы от деятельности и др. Важно  правильно оценить число потенциальных  членов кооператива на основании  предварительных переговоров с  ними, рассчитать необходимую величину обязательного паевого взноса12.

Продумывая технико-экономическое обоснование проекта, важно помимо имущественных вопросов решить вопросы распределения обязанностей, организации личного трудового участия членов кооператива в деятельности производственного кооператива или их хозяйственного участия в деятельности потребительского кооператива.

Следующим шагом после  разработки технико-экономического обоснования  проекта производственно-экономической  деятельности кооператива является подготовка проекта устава кооператива.

Устав, в отличие от технико-экономического обоснования проекта, является формально-юридическим документом, подлежащим государственной регистрации и закрепляющим основные правила жизнедеятельности кооператива. Поэтому приступать к его созданию нужно уже после того, как будет достигнуто единое понимание всеми участниками инициативной группы и всеми будущими членами кооператива его предмета и целей деятельности, основных задач и направлений деятельности, размера паев и порядка их внесения и т.д. Поскольку каждое изменение устава подлежит государственной регистрации, в устав обычно вносят самые общие нормы, оставляя детали для включения в регламенты, положения и иные внутренние нормативные акты, которые не требуют столь сложных процедур.

В конце этого этапа  начинается прием заявлений о  вступлении в члены кооператива, в заявлениях должно быть отражено согласие участвовать в производственной либо иной хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать требования устава кооператива. Поэтому важно  согласовать со всеми потенциальными участниками проект устава, учесть их замечания и предложения, снять  вопросы. Для этого целесообразно  передать каждому потенциальному члену  кооператива проект его устава, определив  срок подачи замечаний и предложений. После того как основные содержательные вопросы будут решены, можно назначать  общее организационное (по сути, учредительное) собрание13.

Общее организационное собрание членов кооператива:

  • принимает решение о приеме в члены кооператива;
  • утверждает устав кооператива;
  • избирает органы управления кооперативом (правление кооператива и в установленных  Федеральным законом «О СКХ» случаях наблюдательный совет кооператива) (п.3 ст.8 Федерального закона «О СКХ»).

Кооператив подлежит государственной  регистрации в порядке, установленном  Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п.1 ст.9 Федерального закона «О СКХ»).

2.2.Правомочия сельскохозяйственного  кооператива

 

 

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О СКХ», кооператив, созданный в соответствии с указанным Федеральным законом, является юридическим лицом и имеет следующие правомочия:

  • создавать представительства и филиалы, осуществлять свои права на территории Российской Федерации и за ее пределами;
  • осуществлять виды деятельности, предусмотренные ст.3 и ст.4 Федерального закона «О СКХ», и иные не запрещенные законом виды деятельности;
  • иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • создавать резервный и другие неделимые фонды кооператива и вкладывать средства резервного фонда в банки и другие кредитные учреждения, в ценные бумаги и иное имущество;
  • привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива;
  • заключать договоры, а также осуществлять все права, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом кооператива;
  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, а также с заявлениями о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих права кооператива;
  • осуществлять реорганизацию или ликвидацию кооператива.

Все перечисленные правомочия сельскохозяйственного кооператива  как юридического лица вытекают из гарантированных Конституцией РФ (ст.8)14 единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

Понятие юридического лица дает ст. 48 Гражданского кодекса РФ: это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Правоспособность юридического лица согласно ст. 49 ГК РФ возникает  с момента его государственной  регистрации, а прекращается с момента  исключения из единого государственного реестра юридических лиц.

Сельскохозяйственный производственный кооператив осуществляет виды деятельности, предусмотренные ст.3 Федерального закона «О СХК». Будучи коммерческой организацией, он обладает общей правоспособностью и вправе осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законодательством для сельскохозяйственных производственных кооперативов (например, производственные кооперативы не вправе вести банковскую, страховую деятельность и т.п.). Отдельными видами деятельности, требующими специального разрешения, кооператив вправе заниматься при условии получения соответствующей лицензии. Основные вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. от 18.07.2011)15.

Сельскохозяйственный потребительский  кооператив осуществляет виды деятельности, предусмотренные ст.4 Федерального закона «О СХК» Как некоммерческая организация, он обладает специальной правоспособностью, то есть вправе осуществлять те виды деятельности, которые предусмотрены в его уставе и направлены на реализацию основной цели его деятельности.

Кооператив создается  как юридическое лицо для ведения  своей уставной деятельности. Он вправе осуществлять эту деятельность как  в России, так и за рубежом, в  том числе путем создания представительств и филиалов.

Согласно ст. 55 ГК РФ, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим  лицом и действуют на основании  его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах юридического лица16.

Права сельскохозяйственного  кооператива по распоряжению своим  имуществом определены в гл. VI ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Права  по распоряжению земельными участками  регулируются земельным законодательством  РФ и законодательством ее субъектов (поскольку Конституцией РФ земельное  законодательство отнесено к сфере  совместной компетенции Федерации  и ее субъектов).

Что касается правомочий, определенных в подп. 9ст. 6 Федерального закона «О СКХ», то право кооператива обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, а также с заявлениями о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих права кооператива, развивает закрепленное ст.46 Конституции РФ право на судебную защиту.

Порядок обращения в суд  и арбитражный суд определяется соответственно гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлены способы защиты гражданских прав, при этом их перечень не является исчерпывающим. Одним из указанных в статье способов является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, содержание этого способа раскрывается в ст. 13 ГК РФ: «Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными».

Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Этой статьей дано понятие убытков: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Статья 16 ГК РФ конкретизирует эту норму применительно к возмещению убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления. Она устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием17.

Детализируют эти нормы ст. ст. 1069 - 1071 ГК РФ18, они устанавливают, что указанные убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. В соответствии со ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Статья 6 Федерального закона «О СХК» закрепляет право кооператива  проводить его реорганизацию  или ликвидацию. Общие правила  реорганизации и ликвидации юридических  лиц определяют ст. ст. 57 - 65 Гражданского кодекса РФ, особенности реорганизации и ликвидации сельскохозяйственных кооперативов закреплены в гл. VIII Федерального закона «О СХК».

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.

Определяя сельскохозяйственный кооператив, законодатель выделяет некоторые  признаки, обязательные для сельскохозяйственных кооперативов:

1)учредители организации - сельскохозяйственные товаропроизводители и (или) ведущие личные подсобные хозяйства граждане;

2)добровольное членство в кооперативе;

3) цель объединения в  кооператив - совместная производственная или иная хозяйственная деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива;

4) имущественная основа  кооператива - объединение паевых взносов членами кооператива.

Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного  производственного кооператива  или сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Информация о работе Понятие сельскохозяйственных кооперативов