Понятие службы в органах прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – изучение понятия службы в органах прокуратуры, порядка приема и прекращения, прохождения службы, аттестации прокурорских работников.
Исходя из цели, задача исследования дать характеристику таким понятиям и процессам как:
- служба в органах прокуратуры
- порядок возникновения и прекращения службы в органах прокуратуры
- аттестация прокурорских работников
- порядок прохождения службы в органах прокуратуры

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие службы в органах прокуратуры………………………..…5
Глава 2. Порядок поступления и прекращения службы в органах прокуратуры………………………………………………………………….….9
Глава 3. Аттестация прокурорских работников…………………………….16
Глава 4. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры…….…..21
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

служба в органах прокуратуры.docx

— 50.75 Кб (Скачать файл)

 

План.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие службы в  органах прокуратуры………………………..…5

Глава 2. Порядок поступления и прекращения службы в органах прокуратуры………………………………………………………………….….9

Глава 3. Аттестация прокурорских работников…………………………….16

Глава 4. Порядок прохождения  службы в органах прокуратуры…….…..21

Заключение……………………………………………………………………..25

Список использованной литературы.

 

Введение.

Происходящие в России демократические реформы, ознаменовали строительство правового государства, на конституционном уровне закреплено, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.1 Названные события создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.

Актуальность темы исследования. В соответствии с принятым 17 февраля 1992 года федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон о прокуратуре), прокуратура – «это  единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации»2. Из этого определения следует, что прокуратура РФ это орган со специфическими функциями и задачами. И выполнение этих задач непосредственно зависит от того как правильно и добросовестно исполняют свои служебные обязанности сами работники прокуратуры. Важность исполнения задач, возложенных на прокуратуру, определяет и важность всестороннего правового регулирования прохождения службы в органах прокуратуры, регулирования труда работников прокуратуры. На данном этапе развития нормотворчества о трудовых отношениях в органах прокуратуры законодатель ведет активный поиск наиболее эффективных способов регулирования трудовых отношений. Закон о прокуратуре положил начало качественным изменениям в регулировании труда работников прокуратуры, а в действующей его редакции этим отношениям посвящен V раздел закона.  Однако все вышесказанное не позволяет сделать вывод о том, что вопрос прохождения службы в органах прокуратуры полностью урегулирован, все еще существует потребность в более глубоком научном изучении данного вопроса. Хотя и имеется множество научных трудов так или иначе связанных с вопросом прохождения службы в органах прокуратуры, целостных научных работ, посвященных данному вопросу практически нет.

Цель данного исследования – изучение понятия службы в органах  прокуратуры, порядка приема и прекращения, прохождения службы, аттестации прокурорских работников.

Исходя из цели, задача исследования дать характеристику таким понятиям и процессам как:

- служба в органах прокуратуры

- порядок возникновения  и прекращения службы в органах  прокуратуры

- аттестация прокурорских  работников

- порядок прохождения  службы в органах прокуратуры

Правовой базой исследования является Конституция Российской Федерации, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

 

Глава 1. Понятие службы в  органах прокуратуры

Государство,  являясь  особой  организацией  публичной  политической власти,  имеет свои  задачи  и функции.  Эти задачи  и функции практически реализуются   посредством конкретных   действий   личного   состава,   находящегося   на   службе у государства   -   государственных    служащих. К ним отнесены и прокурорские работник. В частности, статья 40 Закона о прокуратуре гласит: «Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы…»3. Но для наиболее полного уяснения смысла нормы данной статьи следует наиболее полно раскрыть природу самого понятия государственной службы.

 Термин государственная  служба имеет, как в социальном  так и в правовом плане. Так,  по мнению Н.М. Корнукова, службой  государству в широком смысле  слова, можно назвать всякую  деятельность на пользу государству.  Уточняя свою точку зрения, он  определяет государственную службу  как особое, публично-правовое отношение  служащего к государству, основанное  на подчинении и имеющее своим  содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства  и направленную к осуществлению  определенной задачи государственной  деятельности4. В настоящее время, государственная служба, чаще всего, рассматривается как деятельность определенной категории служащих в органе государственной власти на профессиональной основе, выражающей систему отношений, складывающихся при осуществлении ими полномочий государственных органов5. Н.М. Конин отмечает, что государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее нужно рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она является элементом государственной деятельности и соответственно, связана с организацией государственной деятельности. А как правовой институт, госслужба представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий.6

Вышесказанное, позволяет  сделать вывод, о том, что имеются  достаточно дифференциальные подходы  к определению термина «государственная служба», его рассматривают в  различных аспектах, но служба в прокуратуре выделяется отдельно. Кроме этого в науке имеются различные классификации государственной службы, к примеру, в соответствии с конституционно-правовым принципом, служба может быть разделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти. Согласно другой классификации, предлагается ее разделение по сферам, отраслям и видам государственной деятельности, при этом выделяется военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах и учреждениях прокуратуры и др. Наиболее интересной представляется классификация, данная В.М. Манохиным. Он выделил следующие виды государственной службы:

- федеральная государственная  служба в Администрации Президента  РФ, в аппаратах палат Федерального  Собрания РФ

- федеральная государственная  служба всех судов, составляющих  судебную систему РФ.

- федеральная государственная  служба в системе органов прокуратуры  РФ 

- федеральная государственная  служба в аппарате государственных  контрольных органов.7

Думается, что служба  в органах прокуратуры является правоохранительной. Это по сути подтверждает определение правоохранительной службы, закрепленное в статье 7 Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» правоохранительная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность гражданина на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.8 Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Исходя из понимания единства власти в государстве и ее исходных функций, следует рассматривать правоохранительную службу как разновидность государственной службы, наделенную специфическими особенностями. К числу таковых и относится служба в органах и учреждениях прокуратуры.9

Как уже отмечалось ранее, в законе о Прокуратуре нет  единого понятия службы в органах  прокуратуры, однако если проанализировать вышесказанное, можно сделать вывод  о том, что служба в органах  прокуратуры Российской Федерации  это профессиональная деятельность  служащих органов и учреждений прокуратуры  Российской Федерации, направленная на обеспечение верховенства законности на территории Российской Федерации, соблюдение прав и законных интересов граждан, общества и государства.10

 

Глава 2. Порядок поступления и прекращения службы в органах прокуратуры

Как было отмечено ранее, прокуратура  является централизованной системой органов, выполняющих задачи надзора за исполнением  законодательства РФ. Но функция надзора  далеко не единственная в своем роде. Законом о прокуратуре к направлениям деятельности прокуратуры отнесены так же иные направления, к примеру:

- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- международное сотрудничество;

- выпуск специальных изданий;

- участие в правотворческой деятельности;

И ключевым, в данном аспекте, является вопрос о том, кто реализует  выполнение задач и функций прокуратуры. Ведь именно от квалифицированных работников напрямую зависит выполнение возложенных  на прокуратуру задач.11 Следует отметить, что далеко не каждый гражданин может поступить на службу в органы прокуратуры. Законом о прокурате, на этот счет предусмотрены достаточно жесткие требования к кандидатам.

В соответствии со ст. 40.1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” прокурорами могут быть граждане Российской Федерации:

  • имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, в частности, по программе "юриспруденция";
  • обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами;
  • способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

К числу обязательных требований при подборе кандидатов на прокурорские должности относятся наличие  гражданства Российской Федерации, высшего юридического образования, полученного в образовательном  учреждении высшего профессионального  образования, имеющего государственную  аккредитацию по специальности «юриспруденция». Требование российского гражданства вытекает из смысла норм Конституции РФ, где закреплен правовой статус России как независимого государства. Кроме этого кандидат на должность прокурора должен обладать и определенными моральными качествами. Каждый прокурор, независимо от статуса и участка деятельности призван следовать нормам этики и морали, уважать права и достоинства человека, воздерживаться от поведения порочащего честь и достоинство прокурорского работника и умоляющего авторитет органов прокуратуры, быть примером как для своих сослуживцев, так и простых граждан.12

Важно заметить, что в  мировой практике для кандидатов на должность прокурора в качестве критерия пригодности часто выделяется наличие безупречной репутации13.

В соответствии с Федеральным  законом "О прокуратуре Российской Федерации", на службу в органы прокуратуры  не может быть принято лицо, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства;
  • признано решением суда недееспособным и ограниченно дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • состоит в близком родстве или свойстве с работником органа прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Для проверки соответствия предъявляемым требованиям кандидат представляет в отдел кадров прокуратуры документы: подробную автобиографию, паспорт, трудовую книжку либо ее копию, диплом с приложением, свидетельство о государственной аккредитации ВУЗа с приложением, медицинские справки о состоянии здоровья (в том числе, психоневрологического и наркологического учреждений), документ об отношении к военной службе (военный билет или приписное удостоверение), справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении, другие документы, предусмотренные федеральным законодательством.14 Перечень документов может быть дополнен в зависимости от индивидуальных данных кандидата для трудоустройства. Прокуратурой также проводится проверка данных о возможном привлечении кандидата к уголовной и административной ответственности.

В ходе проверки обязательно  выясняется поведение кандидата  вне службы, его склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, круг его знакомств и т.д. Все вышесказанное, без сомнения, позволяет сделать вывод о том, что на службу в органы прокуратуры поступают только высококвалифицированные, морально подготовленные  люди, способные по своему состоянию здоровья исполнять возложенные на них ведомством задачи и функции.

Информация о работе Понятие службы в органах прокуратуры