Понятие службы в органах прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – изучение понятия службы в органах прокуратуры, порядка приема и прекращения, прохождения службы, аттестации прокурорских работников.
Исходя из цели, задача исследования дать характеристику таким понятиям и процессам как:
- служба в органах прокуратуры
- порядок возникновения и прекращения службы в органах прокуратуры
- аттестация прокурорских работников
- порядок прохождения службы в органах прокуратуры

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие службы в органах прокуратуры………………………..…5
Глава 2. Порядок поступления и прекращения службы в органах прокуратуры………………………………………………………………….….9
Глава 3. Аттестация прокурорских работников…………………………….16
Глава 4. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры…….…..21
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

служба в органах прокуратуры.docx

— 50.75 Кб (Скачать файл)

Новеллой на сегодня, является направление кандидата на психодиагностическое обследование (тестирование), целью которого является определение степени его соответствия требованиям прокурорской должности. Результаты тестирования учитываются при решении вопроса о приеме на работу в прокуратуру и назначении на прокурорскую должность.

Важное значение имеет и собеседование прокурора с каждым кандидатом, претендующим на трудоустройство в прокуратуру на прокурорскую должность, в ходе которого составляется представление о нем как о личности, формируется мнение о его интеллекте, начитанности, интересах, умении грамотно и логично излагать свои мысли, в ходе собеседования выявляются особенности характера кандидата, его склонность и стремление к этой работе.15

Помимо общих требований, предъявляемых к кандидатам есть еще и специальные требования. Они предъявляются к кандидатам на должность руководителей органов прокуратуры. Так, например, кандидаты на должность прокурора города, района, приравненных к ним по статусу прокуроров, должны быть не моложе 25 лет и иметь стаж работы прокурором в органах прокуратуры не менее трех лет, на должность прокуроров субъектов – не менее 30 лет, и иметь стаж не менее пяти лет. Говоря о назначении прокурора субъекта РФ, следует отметить, что здесь есть еще одно важное правило. Назначается на должность он Генеральным прокурором РФ по согласованию с соответствующим субъектом РФ. И проблематику в данном вопросе образует отсутствие четкой регламентации данного процесса, что на практике нередко приводит к конфликтам между различными ветвями власти.16

При успешном прохождении  всех вышеуказанных этапов, с кандидатом на должность, заключается трудовой договор на неопределенный срок или  на определенный срок. Возможна ситуация, когда кандидата возьмут на работу при условии успешного прохождения  им испытательного срока, сроком до 6 месяцев.

Прекращение службы в органах  прокуратуры возможно в двух случаях:

- по собственному желанию  работника

- по инициативе руководителя  органа или учреждения прокуратуры.

Но учитывая тот момент, что трудовые отношения работников прокуратуры регулируются законодательством о труде и государственной службе (с учетом особенностей предусмотренных Законом о прокуратуре), к основаниям увольнения так же относятся общие основания прекращения трудового договора, установленные в Трудовом кодексе РФ: по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины, в связи с невозможностью выполнения работником своих обязанностей по состоянию здоровья и др.17

Общим основанием, наиболее часто встречающимся на практике, является увольнение прокурорского  работника. Законом о прокуратуре  предусмотрены особенности увольнения прокурорского работника в связи  с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа прокуратуры. Право на увольнение в связи с выходом в отставку имеют только прокуроры. Условиями отставки являются: выход на пенсию при наличии выслуги не менее 20 лет; несогласие с решениями или действиями государственного органа; несогласие с решениями вышестоящего руководителя. В случае увольнения прокурорского работника в связи с выходом в отставку в его трудовой книжке делается запись «в отставке». В числе оснований увольнения руководителем органа прокуратуры – достижение предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры.

В пункте 1 статьи 43 Закона о прокуратуре установлено, что прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя в следующих случаях:

- достижения прокурорским  работником предельного возраста нахождения на службе

- нарушения Присяги прокурора,  а так же, совершение поступка, порочащего четь и достоинство (например аморальное поведение)

- несоблюдения ограничений,  связанных со службой а так  же иные обстоятельства в следствие  которых прекращается служба  в органах прокуратуры. Сюда  можно отнести занятие деятельностью,  несовместимой со службой, участие  в общественных организациях  преследующих политические цели, получение вознаграждений от  физических и юридических лиц  вознаграждений за служебную  деятельность и др.

- разглашение сведений, составляющих  государственную и иную охраняемую  законом тайну. 

Рассмотрев причины и  условия прекращения службы в  органах прокуратуры, можно сделать  вывод о том, что данный процесс  регулируется законодательством о  труде Российской Федерации с  учетом особенностей предусмотренных  в Законе о прокуратуре. В связи с важностью сферы деятельности прокуратуры, к деятельности прокурорских работников предъявляются жесткие требования, нарушение которых непременно влечет различные правовые последствие и как правило увольнение из органов.  

Глава 3. Аттестация прокурорских работников

Характер и содержание служебной деятельности прокурорских работников предъявляют повышенные требования к атрибутам их принадлежности к органам прокуратуры, как специфической  государственно-правовой структуры. Это проявляется в том, что прокурорским работникам, как и многим иным категориям государственных служащих (включая работников юстиции, нотариата), присваиваются классные чины.

Присвоение классных чинов  происходит в ходе проведения аттестации прокурорских работников, одной из наиболее эффективных форм контроля за состоянием профессиональной подготовки прокурорских работников. Ее основная цель – систематическая проверка соответствия прокурорских кадров занимаемым ими должностями, выявление перспективных работников и их своевременное продвижение по службе, укрепление служебной дисциплины.

Классный чин - это специальный  служебный разряд, персональное звание прокурорского работника как  государственного служащего, который  присваивается с учетом занимаемой должности. стажа (выслуги), знаний и  опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка.18 Классные чины присваиваются прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации.

В системе прокуратуры  Российской Федерации устанавливаются  следующие классные чины:

младший юрист;

юрист 3 класса;

юрист 2 класса;

юрист 1 класса;

младший советник юстиции;

советник юстиции;

старший советник юстиции;

государственный советник юстиции 3 класса;

государственный советник юстиции 2 класса;

государственный советник юстиции 1 класса;

действительный государственный  советник юстиции.19

Аттестации подлежать  работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры – воинских званий.

Вопросу аттестации прокурорских работников посвящен ряд нормативных  актов: ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации», «Положение об о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» и др. Эти документы предписывают государственным служащим, которыми являются сотрудники прокуратуры, проходить аттестацию для определения их соответствия занимаемой должности, в целях повышения квалификации и укрепления служебной дисциплины. По общему правилу аттестация проводится не реже чем раз в пять лет. Но здесь есть исключения. Внеочередная аттестация работника проводится: при наличии существенных упущений по службе, по просьбе самого работника, а также аттестационными комиссиями прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.20

Для проведения аттестации создаются специальные аттестационные комиссии. Приказом Генерального прокурора РФ формируется высшая аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры Российской Федерации под председательством первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации или заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры Российской Федерации под председательством начальника Главного управления кадров или его заместителя. На уровне субъектов федерации аттестационные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур под председательством первых заместителей или заместителей прокуроров. Деятельность данных комиссий основывается на заранее разработанном плане деятельности на год соответствующей комиссии. Данный план заранее доводится до сведения аттестуемых.

На аттестуемого заводится  аттестационный лист. В котором указаны  данные об аттестуемом, срок службы в  органах, текущий классный чин, текущую  должность, наличие или отсутствие поощрений и взысканий по службе. Но главным разделом в аттестационном листе является раздел «Оценка работы, профессиональных и личных качеств». В нем указываются конкретная информация о служебной деятельности аттестуемого работника:

 выводы о профессионализме (исполнительность, дисциплинированность, инициативность);

 основные показатели  служебной деятельности за предшествующие  два года (при этом текст аттестационного  листа не должен быть перегружен  цифровыми показателями);

 участие в проведении  проверок (в том числе выездных), выполнение иных служебных заданий  (в том числе участие в рабочих  группах, комиссиях и т.д.) с  указанием конкретных результатов;

 качество подготавливаемых  проектов документов;

 наличие навыков методической  и аналитической работы и иные  сведения, характеризующие профессиональные  качества работника;

 личные качества, умение  строить деловые отношения с  коллегами;

 для руководителей,  кроме этого, указываются наличие  организаторских, управленческих  способностей, умение оперативно  принимать ответственные решения  и решать сложные оперативные  задачи, требовательность к подчинённым,  авторитетность.21

Заседание аттестационной комиссии проводится в присутствии аттестуемого работника. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает лиц, представляющих аттестуемого работника, а также самого аттестуемого, в случае необходимости мнение представителя кадрового подразделения, членов аттестационной комиссии.22

По результатам аттестации аттестационной комиссией принимается  одно из следующих решений:

 о соответствии занимаемой  должности;

 о неполном служебном  соответствии занимаемой должности;

 о несоответствии занимаемой  должности.

Решения комиссии носят конфиденциальный характер и не подлежат оглашению  до их утверждения соответствующим  руководителем органа прокуратуры. Решение комиссии, утвержденное руководителем  органа прокуратуры, незамедлительно  доводится до исполнения секретарем аттестационной комиссии.

В случае утверждения решения  комиссии о признании работника  не соответствующим занимаемой должности  он подлежит в срок не более двух месяцев переводу с его согласия на другую работу (должность) либо увольнению в порядке, установленном трудовым законодательством.

Утвержденная руководителем  органа прокуратуры аттестация после  ознакомления с ней работника  под расписку приобщается к его  личному делу.

 

Глава 4. Порядок прохождения  службы в органах прокуратуры

Служба в органах прокуратуры  для гражданина начинается с заключения с ним трудового договора. После  этого работник назначается на определенную должность. Происходит это по приказу  соответствующего прокурора. Следует  заметить, что лицо впервые назначаемое  на должность прокурора принимает присягу в порядке, который определяется Генеральным прокурором РФ, а текс присяги установлен Законом о прокуратуре. Интересным на мой взгляд, является тот факт, что лицам которые впервые поступают на службу в органы прокуратуры может устанавливаться испытательных срок, сроком до 6 месяцев. Однако данное положение не распространяется на лиц окончивших высшие учебные заведения. После прохождения испытательного срока лицо считается выдержавшим испытание и дополнительных решений о назначении на должность не требуется.

Прокурорским работникам выдается служебное удостоверение23, образец которого устанавливается Генеральным прокурором РФ.

Прохождение службы в органах  прокуратуры служащих прокуратуры является сложной и многогранной. Основные направления, цели и задачи работы, служебные обязанности определяются функциями органов прокуратуры, перечисленными в Законе о прокуратуре.24 Анализируя данные функции, а также содержание и условия практической работы, можно вычленить ряд особенностей прохождения службы в органах прокуратуры, прокурорской профессиональной деятельности.

Первая особенность, которую  необходимо отметить при анализе  профессиональной деятельности сотрудника прокуратуры, - это ее жесткая правовая регламентация. Порядок выполнения прокурором своих функций подробно регламентирован в Уголовно-процессуальном кодексе, иных законодательных актах и нормативных подзаконных материалах (в приказах и распоряжениях Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ, в должностных инструкциях и т.д.), конкретизирующих и уточняющих требования законодателя. В совокупности данные нормативные документы детально регулируют порядок, сроки и иные аспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей (формы реагирования на нарушения законов применительно к различным сферам прокурорского надзора, порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, опротестование приговоров в кассационной инстанции, подачи исков, жалоб и т.д.). Отступление от этих требований рассматриваются как нарушения закона, свидетельствует о низком уровне профессиональной квалификации. Данная особенность прокурорской деятельности способствуут формированию у субъекта уважения к закону, стремлению строго придерживаться правовых норм. Потребность соблюдать правовые нормы - одна из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей служащего прокуратуры.

Информация о работе Понятие службы в органах прокуратуры