Понятие, виды и правовая характеристика форм административной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требует повышения эффективности работы всех правовых органов, в том числе и органов внутренних дел.
В выполнение задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды административной деятельности ОВД
2. Правовая характеристика форм административной деятельности ОВД
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Административная деятельность в ОВД.docx

— 51.45 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Орловский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра административного права  и административной деятельности ОВД

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Административная деятельность в ОВД»

Тема: №10 «Понятие, виды и правовая характеристика форм административной деятельности ОВД».

 

 

 

Выполнил: слушатель 3 у с/о 

курса ФЗО Карташов О.О.

 

 

 

 

 

 

ОРЁЛ – 2010 г.

 

План

 

Введение

1. Понятие и виды административной деятельности ОВД

2. Правовая  характеристика форм административной  деятельности ОВД

Заключение

Список  используемой литературы

 

Введение

 

Формирование  правового государства, укрепление законности и правопорядка требует  повышения эффективности работы всех правовых органов, в том числе  и органов внутренних дел.

В выполнение задач и функций, возложенных  на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми  средствами

Административная  деятельность органов внутренних дел  – это дисциплина, изучающая административно-правовые отношения в сфере управления внутренними делами, личной безопасности граждан, общественного порядка  и общественной безопасности, правового  положения органов внутренних дел, системы структуры и основных задач служб и подразделений  органов внутренних дел, деятельности по предупреждению и пресечению наиболее распространенных правонарушений. В  качестве учебной дисциплины административная деятельность имеет огромное значение в подготовке сотрудников МВД. Она  дает понятие о сущности общественных отношений, которые состоят в  том, что органы внутренних дел вступают с гражданами, должностными лицами государственных и общественных организаций в социальные связи  особого типа, определяемые спецификой назначения и правового положения органов внутренних дел.

Цель  и задачи курса состоят во всестороннем раскрытии вопросов исполнительно-распорядительной деятельности органов внутренних дел  по организации и практическому  осуществлению охраны общественного  порядка и борьбы с преступностью  в административно-правовых формах, методах и способах.

 

Вопрос №.1 Понятие и виды административной деятельности ОВД

 

Содержание административной деятельности милиции составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.

Функции милиции обусловлены  объективными факторами. Количество и характер этих функций зависят от целей и задач, которые государство ставит перед милицией. Содержание многих функций при любых условиях остается неизменным. В данной связи в административной деятельности по целенаправленности можно выделить две больших группы функций, взаимосвязанных и взаимообусловленных: внутриорганизационных и внешних.

Внутриорганизационные административные функции более постоянны и предназначены для обеспечения четкого функционирования всех служб и подразделений, их личного состава (сотрудников милиции), а также для эффективного использования других сил и средств, привлекаемых к решению задач милиции. К ним относятся: анализ, прогнозирование и планирование, формирование управляющей и управляемой систем, подбор и расстановка кадров, организация взаимодействия, контроль и проверка исполнения, учет и т. п. Важной частью внутриорганизационной деятельности является функция регулирования, которая призвана обеспечить необходимую для осуществления субъектами этой деятельности их упорядоченность. Через регулирование осуществляется непосредственное руководство деятельностью служб (подразделений) и сотрудников.

Внутриорганизационная деятельность направлена на формирование подразделений  и служб, определение функциональных обязанностей сотрудников, на руководство  подчиненными службами, аппаратами, подразделениями и т.п. Эта деятельность способствует эффективному осуществлению внешне организационной деятельности, то есть деятельности по борьбе с преступностью, обеспечению общественного порядка и безопасности.

Административно-правовые отношения  в этом случае возникают между  органом внутренних дел в лице руководителя и его сотрудниками (например, при назначении на должность, перемещении сотрудников по службе, присвоении им специальных званий, поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности и в других случаях).

Внутриорганизационные функции  выполняются всеми службами и  подразделениями милиции, включая  и те, которые занимаются оперативно-розыскной работой или проводят дознание. Однако, несмотря на всю важность и необходимость этих функций, они являются вспомогательными, направленными на обеспечение слаженной работы коллектива конкретного органа или подразделения, по эффективной реализации внешних административных функций милиции.

Внешние административные функции  милиции связаны с практическим решением ею своих задач вовне. Их осуществление выходит за пределы  внутриорганизационных отношений и распространяется на неподчиненные им государственные и негосударственные организации, а также на их должностных лиц и на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Внешний административно-правовой характер имеет реализация таких функций, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, регистрация транспортных средств, выдача лицензий, разрешений и т. д. Это та деятельность, для осуществления которой и создается в конечном счете конкретный орган внутренних дел или его подразделение.

В данном случае административно-правовые отношения возникают между органом внутренних дел в лице его сотрудников (должностных лиц) с одной стороны и гражданами, государственными органами, предприятиями, организациями и должностными лицами не подчиненными органам внутренних дел в служебном отношении.

По характеру управленческих задач, решаемых при осуществлении  административной деятельности милиции, ее функции можно подразделить на общие, специальные и обеспечивающие.

К общим функциям административной деятельности милиции относятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль. Данные функции являются составными элементами любой управленческой деятельности и реализуются как в рамках внутриорганизационной, так и внешнеорганизационной административной деятельности милиции.

К обеспечивающим функциям относятся: правовое, кадровое, финансовое, материально-техническое, психологическое, медицинское и иное обеспечение административной деятельности милиции. Эта деятельность направлена на то, чтобы обеспечить согласованную и ритмичную деятельность конкретных органов и подразделений при решении стоящих перед ними внешних задач.

В процессе исполнения внешних  административных функций в наибольшей мере проявляется социальное назначение милиции как исполнительного  органа государственной власти. В  учебной литературе1 их выделяют в качестве специальных (основных). Исходя из Закона РФ «О милиции» и Положения о милиции общественной безопасности в Российской Федерации, ее специальными (основными) административными функциями являются:

— обеспечение безопасности личности; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

— обеспечение общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах (несение патрульно-постовой службы);

— предотвращение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— осуществление лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью в соответствии с действующим законодательством;

— обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, действующих в этой области;

— охрана, конвоирование и содержание задержанных и лиц, заключенных под стражу;

— охрана на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества;

— оказание населению согласно закону различной социальной помощи;

— осуществление по подведомственности производства по делам об административных правонарушениях;

— обеспечение исполнения в пределах своей компетенции отдельных административных наказаний (например, исполнение постановления судьи об административном аресте и др.).

Перечисленные и другие административные функции выполняют участковые уполномоченные милиции, подразделения патрульно-постовой службы милиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, а также инспекторский состав подразделений лицензионно-разрешительной работы, подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства, по делам несовершеннолетних. В реализации определенных административных функций милиции участвуют сотрудники специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, наряды дежурных частей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.

Общие, обеспечивающие и  специальные (основные) функции находятся  во взаимосвязи и взаимозависимости. В совокупности они составляют содержание (сферу, объем) административной деятельности милиции.

Для административной деятельности милиции характерно то, что она  преимущественно связана с внешней  по отношению к милиции сферой. Эта деятельность — наиболее обширное, емкое направление в работе милиции. В связи с этим большая часть сотрудников милиции осуществляет внешние административные функции. В процессе осуществления этой деятельности ее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, государственными органами, организациями, общественными объединениями, государственными служащими, служащими (представителями) общественных объединений.

В зависимости от юридических  свойств перечисленных специальных (основных) направлений административной деятельности в научной литературе выделяют следующие ее виды:

а) учетно-регистрационная (например, учет и регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, регистрационный учет граждан по месту пребывания и месту жительства, регистрация заявлений, сообщений и иной поступающей информации о преступлениях, регистрация и учет административных правонарушений и др.);

б) лицензионно-разрешительная (лицензирование частной детективной и охранной деятельности, выдача лицензий на продажу и приобретение гражданского и служебного оружия, выдача разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, разрешений на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения, выдача лицензий на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков);

в) административно-юрисдикционная (осуществление производства по делам  об административных правонарушениях, назначение административных наказаний, исполнение административных наказаний);

г) контрольно-надзорная (осуществление  административного надзора за соблюдением  установленных правил в сфере  общественного порядка, безопасности дорожного движения, соблюдения гражданами и должностными лицами паспортных правил и правил регистрационного учета, соблюдения установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности и других).

Исходя из того, что задачи милиции решают в единстве все  службы и подразделения в присущих им формах и методах, административные функции в определенной мере выполняют  и сотрудники криминальной милиции. Предупреждая и пресекая преступления и административные правонарушения, оперативные уполномоченные, руководствуясь административно-правовыми нормами, задерживают и доставляют в милицию правонарушителей, проводят профилактические беседы, применяют специальные средства принуждения и огнестрельное оружие и т.п.

Административная деятельность ОВД (милиции) по своему воздействию охватывает как внутриорганизационную, так и внешневластную сферу деятельности органов внутренних дел.

 

Вопрос №2. Правовая характеристика форм административной деятельности ОВД

 

Под формой административной деятельности милиции понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции. Как отмечалось выше, функции милиции представляют собой составные части (направления) ее внешней деятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осуществляются. Форма — это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление, или внешневыраженный результат управленческой деятельности (например, принятое управленческое решение).

Разнообразие функций  и задач, решаемых в процессе административной деятельности милиции, обстановки и  условий, в которых она протекает, обусловливает применение различных форм.

Административная деятельность органов внутренних дел (милиции) может быть:

регулятивной и правоохранительной — по характеру разрешаемых дел;

внутренней (внутриорганизационной) и внешней (внешневластной) — по целенаправленности;

словесной (письменной или  устной) и конклюдентной — по способу выражения2.

Первые две классификационные  группы отражают содержательную сторону  административной деятельности и принимаемых  в ходе ее осуществления управленческих решений. Способ выражения характеризует ее формальную сторону, то есть внешнее проявление управленческой деятельности.

Информация о работе Понятие, виды и правовая характеристика форм административной деятельности ОВД