Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 06:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность. Для того чтобы в полной мере раскрыть поставленную цель, необходимо структурировать материал в соответствии с необходимыми задачами:
изучить развитие законодательства о выборах президента России;
рассмотреть общие условия выборов Президента, выдвижение кандидатов;
изучить назначение выборов Президента Российской Федерации, выдвижение и регистрация кандидатов;
проанализировать организационное обеспечение и подготовку выборов Президента Российской Федерации;
рассмотреть голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации;
изучить случаи, когда признание выборов являются несостоявшимися и недействительными;
сделать выводы на основе изученного материала.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ 5
ГЛАВА 2. АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ 11
§1 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ 11
§2 НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ 12
2.1 Самовыдвижение кандидата 12
2.2 Выдвижение кандидата политической партией 13
2.3 Выбытие кандидата 16
2.4 Составление списков избирателей 17
§3 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
3.1 Избирательные комиссии 19
3.2 Информирование избирателей и предвыборная агитация 20
3.3 Финансирование выборов 23
§4 ГОЛОСОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
§5 ПРИЗНАНИЕ ВЫБОРОВ НЕСОСТОЯВШИМИСЯ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Министерство образования науки России
Национальный исследовательский университет
Новосибирский государственный университет (НГУ)
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права, конституционного
права
Курсовая работа
по конституционному праву Российской Федерации
на тему:
Порядок выборов президента Российской Федерации
Выполнил:
студент 2 курса
группы 0920
Володина И.М.
Проверил:.
к.ю.н
Раздъяконова Е.В
Новосибирск
2012
Содержание
Актуальность данной темы обусловлена относительной новизной института президентства для России и особым местом Президента в системе государственной власти, так как институт президентства (в его нынешнем качестве) функционирует в России всего лишь около восемнадцати лет. Кроме того, данная тема актуальна по причине заинтересованности государства в повышении эффективности института президентской власти, как ключевого элемента политической системы, улучшения его нормотворческой и правоприменительной практики, а также совершенствование процесса выбора Президента Российской Федерации.
Тема курсовой работы широко изучена ведущими юристами современности, такими как: А.Л. Алехин, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, Э.Н. Ренов.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления прав граждан избирать и быть избранными, касающиеся порядка выборов Президента Российской Федерации.
Предмет работы - нормы права и теоретические положения, раскрывающие порядок выборов Президента Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность. Для того чтобы в полной мере раскрыть поставленную цель, необходимо структурировать материал в соответствии с необходимыми задачами:
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
Все вышеназванное подводит к необходимости рассмотрения и подробного изучения такой темы, как Порядок выборов президента Российской Федерации.
Согласно статьям 121.2 Конституции РСФСР
1978 года Президентом РСФСР может быть
избран только гражданин РСФСР не моложе
35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным
правом.
Президент РСФСР избирается сроком на
пять лет. Одно и то же лицо не может быть
Президентом РСФСР более двух сроков подряд1.
В конституции же 1993 года в статье 81.2 мы
видим, что Президентом РФ может быть избран
гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно
проживающий на территории РФ не менее
10 лет. То есть в Конституции РСФСР
1978 г, в отличие от Конституции 1993 года,
существовал верхний возрастной предел.
Так же очевидна разница в сроке, на который
избирается Президент. В Конституции 1978
г. – это 5 лет, в современной Конституции
– 6 лет.
Согласно статье 121.3. Выборы Президента
РСФСР осуществляются гражданами РСФСР
на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Никакие иные выборы или назначение на
должность, а равно присвоение полномочий
Президента РСФСР не законны и не действительны2.
Порядок выборов и вступления в должность
Президента РСФСР устанавливается законами
РСФСР.
В 1993 году 102 депутата были включены в КК. Председателем КК стал Председатель Верховного Совета РСФСР на тот момент Б.Н.Ельцин, заместителем Председателя КК - Р.И.Хасбулатов, первый заместитель Председателя Верховного Совета. КК возложила обязанности ответственного секретаря КК на О.Г.Румянцева. Он взял на себя всю практическую работу по подготовке проекта Конституции.
В проекте КК имеется глава XVI3
"Президент Российской Федерации. Федеральная
исполнительная власть". В ней прежде
всего закрепляется статус Президента
РФ. В проектах до конца 1992 г. он назывался
высшим должностным лицом РФ, возглавляющим
исполнительную власть. Причем сначала
говорилось об исполнительной власти
РФ, а в последующих вариантах - об исполнительной
власти в РФ. При первой формулировке Президент
возглавляет лишь федеральный уровень
исполнительной власти, при второй - исполнительную
власть всех уровней в РФ.
Проекты 1993 г. уже называют Президента
главой государства и высшим должностным
лицом в РФ. Между прочим, в последнем варианте предусматривается
лишь нижняя возрастная планка для Президента
- 35 лет. Срок полномочий варьируется -
сначала 5 лет, в последних вариантах -
4 года. (после соответствующих изменений
6 лет)
Полномочия Президента достаточно весомы
по проекту КК. Отметим основные:
подписывает федеральные законы, имеет
право "вето"; назначает с согласия
Верховного Совета Председателя Правительства,
заместителя Председателя Правительства
и членов Правительства, к ведению которых
относятся ключевые вопросы (мы их назвали
выше), самостоятельно назначает остальных
членов Правительства; может председательствовать
на заседаниях Правительства; учреждает,
формирует, возглавляет Совет Безопасности
РФ и иные совещательные и вспомогательные
органы при Президенте; представляет ВС
для назначения кандидатуры федеральных
судей, председателя Центробанка РФ, Генерального
прокурора РФ; принимает отставку вице-президента
РФ, Правительства, Председателя, членов
Правительства; освобождает этих лиц от
должности; обращается с посланиями к
народу и Верховному Совету; представляет
Верховному Совету проект федерального
бюджета; руководит осуществлением внешней
политики РФ; является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ; объявляет в неотложных
случаях ЧП и военное положение.
Итак, сначала предпринимаются шаги по
созданию основ российского парламентаризма
в виде постоянно функционирующего Верховного
Совета РФ, отказу от императивного мандата
депутата в пользу свободного мандата.
Одновременно вводятся свободные выборы,
принцип состязательности, выдвижения
нескольких кандидатов на депутатское
место и выборную должность.
Далее в России учреждается институт Президента
как главы исполнительной власти и высшего
должностного лица государства. Вместе
с тем на смену принципу верховенства
Советов приходит принцип разделения
властей. Правительство становится органом,
подотчетным Президенту, который им руководит.
Парламентский контроль в отношении Президента
и Правительства сохраняется, но в строго
очерченных пределах. Еще при существовании
СССР министерства и ведомства РСФСР полностью
переходят под российскую юрисдикцию,
ликвидируется их подчинение союзным
органам.
Таким образом, как можно было видеть из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны.
В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане "имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления"4. Само по себе это положение не новое: оно провозглашалось и в предыдущей Конституции. Вместе с тем его новый смысл и новые возможности очевидны. Речь идет о широкой палитре новых политических, экономических и социальных нововведений, которые коренным образом преобразуют избирательную систему страны: признание права на частную собственность, политический плюрализм, идеологическое многообразие и других.
30 сентября
1997 года, после опубликования в
«Российской газете», вступил в
силу Федеральный закон «Об
основных гарантиях
Вступление в силу данного Федерального закона стало важным этапом в развитии федерального законодательства, направленного на наиболее полную и эффективную защиту установленного Конституцией Российской Федерации (статьи 3 и 32) права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»5 издан в рамках конституционного (пункт «в» статьи 71) полномочия Российской федерации по регулированию и защите прав граждан Российской Федерации.
До этого времени защита избирательных прав граждан осуществлялась Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», действующим с 10 декабря 1994 года, а также федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Федеральные избирательные кампании, практика проведения выборов и референдумов в субъектах Российской федерации выявили существенные пробелы и противоречия в действующем федеральном избирательном законодательстве, несогласованность между федеральным и региональным законодательством о выборах, необходимость совершенствования и укрепления основных гарантий избирательных прав граждан, законодательного закрепления федеральных гарантий права граждан Российской Федерации на участие в референдуме.
Принципы избирательного права:
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа6.
Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации7.
Таким образом, можно сделать вывод, что положения об активном и пассивном избирательном праве провозглашались в праве давно, но с вступлением в силу новых законов приобрели новый смысл и возможности, и стали важным этапом в развитии законодательства.
Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании8. Президент РФ может быть переизбран на второй шестилетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается9. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей.
Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос10. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда11.
Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет12. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента.
Каждый гражданин
Российской Федерации, обладающий пассивным
избирательным правом, после официального
опубликования (публикации) решения о
назначении выборов Президента Российской
Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру
на должность Президента Российской Федерации13.
Для поддержки самовыдвижения кандидата
необходимо создать группу избирателей
в количестве не менее 500 граждан Российской
Федерации, обладающих активным избирательным
правом. Избиратель может входить только
в одну группу избирателей, созданную
для поддержки самовыдвижения кандидата
(далее - группа избирателей). О месте и
времени проведения собрания группы избирателей
должна быть оповещена Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации либо избирательная
комиссия субъекта Российской Федерации,
на территории которого планируется проведение
указанного собрания14.
Кандидат,
выдвинувший свою кандидатуру, не позднее
чем через 20 дней со дня официального опубликования
(публикации) решения о назначении выборов
Президента Российской Федерации обращается
в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации с ходатайством
в письменной форме о регистрации группы
избирателей. При проведении досрочных
выборов Президента Российской Федерация
указанный в настоящем пункте срок не
применяется15.
В ходатайстве о регистрации
группы избирателей указываются:
1) фамилия, имя и отчество, дата и место
рождения, основное место работы или службы,
занимаемая должность (в случае отсутствия
основного места работы или службы - род
занятий), адрес места жительства, гражданство,
срок проживания на территории Российской
Федерации кандидата;
2) фамилия, имя и отчество, дата рождения,
основное место работы или службы, занимаемая
должность (в случае отсутствия основного
места работы или службы - род занятий),
адрес места жительства, гражданство,
серия, номер и дата выдачи паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина,
каждого члена группы избирателей16. Причем группа
избирателей вправе поддержать самовыдвижение
только одного кандидата.
Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации
в течение пяти дней со дня поступления
документов, представленных в соответствии
с настоящей статьей, принимает решение
о регистрации группы избирателей и ее
уполномоченных представителей и выдает
уполномоченным представителям регистрационные
свидетельства либо мотивированное решение
об отказе в их регистрации17.
Информация о работе Порядок выборов президента Российской Федерации