Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 10:33, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении комплекса правовых проблем, определяющих специфику административно-правового статуса граждан в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• исследовать сущность и специфику административно-правового статуса личности в рамках административного права;
• проанализировать структуру административно-правового статуса гражданина посредством анализа основных элементов ее составляющих
Введение 3
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 5
1.1.Сущность и структура административно-правового статуса гражданина 5
1.2. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов 10
Глава 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления 13
2.1. Права граждан в сфере государственного управления 13
2.2. Обязанности граждан в сфере государственного управления 17
Глава 3. Гарантии административно-правового статуса личности 21
Заключение 26
Список источников и используемой литературы 28
Современное правовое поле в Российской Федерации очень изменчиво. Различные действия государственной власти, направленные на повышение уровня правового регулирования и уровня организации общественных отношений. Этот процесс проходит постоянно, а его началом можно считать принятия в 1993 году Конституции РФ. Именно с этого документа и началось создание тех правовых, принципов, которые сейчас ложатся в основу законодательной базы государства. Основной закон страны провозгласил Россию демократическим правовым государством, высшей ценностью в котором признается человек, его права и свободы, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства (статья 2).
Особого внимания в условиях современных изменений правового поля требует вопрос административно-правового статуса человека. Это вытекает из того, что российская законодательная база пока продолжает оставаться несовершенной и существует достаточное количество препятствий для реализации гражданами своих прав и свобод в сфере государственного управления, порождает их нарушение. Особенно важной и актуальной в современных условиях является проблема взаимоотношения граждан с должностными лицами и работниками аппарат исполнительной власти в рамках реализации своего административно-правового статуса. С одной стороны сами чиновники зачастую не обладают должной компетенцией, а с другой стороны необходимо отметить, что и сами граждане имеют невысокий уровень правовой культуры и склонность к правовому нигилизму. Это выражается в неспособности и нежелании отстаивать свои права и свободы, а зачастую и в нежелании выполнять свои обязанности в рамках административно-правового статуса.
Учитывая все эти факторы, становится очевидной необходимость скорейшего решения проблемы связанные с обеспечением административно-правового статуса личности, изыскания возможности для реального его воплощения на практике. Поэтому исследование вопросов сущности и законодательного определения административно-правового статуса граждан в России, а также средств и методов, которые позволят в наиболее полной мере осуществлять гражданам свои права, свободы и обязанности в рамках своего правового статуса является чрезвычайно актуальным в условиях современной системы общественных отношений.
Цель курсовой работы состоит в изучении комплекса правовых проблем, определяющих специфику административно-правового статуса граждан в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Объектом курсовой работы является административно-правовой статус гражданина.
Предметом курсовой работы является реализация административно-правового статуса в российской правовой практике.
Исследование базировалось на работах современных исследователей — теоретиках и практиках, в круг интересов которых входят вопросы административного права, а в частности административно-правового статуса гражданина.
Нормативная основа курсовой работы Конституция Российской Федерации и административное законодательство.
1.1.Сущность и структура административно-правового статуса гражданина
Среди субъектов административного права особое место занимает гражданин. А данном случае этот субъект вступает как активный член социальных взаимосвязей, сущность которого обуславливается набором конкретных прав и обязанностей, зафиксированных на законодательном уровне. Участие граждан в общественной жизни подразумевает в данном случае участие процессе государственного управления
Профессор С.С. Алексеев в рамках теории государства и права очень точно отметил, что «контакты, которые возникают между государством и индивидом, взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида»1.
Административно-правовой статус человека и гражданина является комплексом прав и обязанностей индивида, которые формируется в связи с его взаимодействием по различным вопросам с государственным аппаратом, и с негосударственными структурами. Административно-правовой статус гражданина — это нормативное закрепление его места в системе общественных отношений, совокупность субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, зафиксированных в юридических нормах. Административно-правовой статус гражданина представляет собой единый и равный для всех членов общества механизм, который позволяет участвовать в общественных отношениях в соответствии с присущей совокупностью прав, свобод и обязанностей, которые закреплены в Конституции России и действующем административным законодательством.
Гражданство, как условие административно-правового статуса гражданина — это тесная связь человека с государством, основанная на существующих правовых нормах и проявляющаяся в совокупности их взаимных прав, свобод и обязанностей, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека2. При этом устойчивая связь индивида с государством не ограничивается пределами страны. Согласно части 2 статьи 61 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за пределами своей территории3.
Первостепенное значение в характеристике административно-правого статуса гражданина имеют его права и свободы, выражающие юридические возможности гражданина пользоваться определенными благами и удовлетворять свои законные интересы в сфере государственного управления4.
С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:
1. конкретизирующие, развивающие,
обеспечивающие реализацию конституционных
прав. Это второстепенные отношению к
конституционным правам возможности гражданина,
которые полностью зависят от первых и
условно обозначаются как конституционно-
2. права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в источниках административного права (чисто административные).
Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается в административно-правовом обеспечении. Так, нормы Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»5, закрепив право граждан России на получение заграничного паспорта, процедуру его получения и ряд других вопросов, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд в нее.
Права гражданина можно представить в виде двух групп, сформированных на основе специфики их использования: абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным правам необходимо отнести те возможности, которыми индивид имеет право пользоваться исходя из собственных соображений, а государственные институты должны всячески этому способствовать. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользования публичными библиотеками, получения общего среднего образования. Использование гражданами данной категории прав обуславливается, прежде всего, на основе их собственных волеизъявлением.
К относительным правам причисляются такие права, использования которых гражданами возможно лишь на основе издания государственным органом определенного нормативного акта.
По кругу лиц, выделяются общие и специальные права:
По содержанию различаются такие группы прав граждан, как:
К составляющим компонентам административно-правового статуса необходимо причислить и административные обязанности. Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого. Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими.
В третью группу следует выделить обязанности, которые порождаются неправомерными действиями. В их числе:
Таким образом, можно констатировать, что наделение граждан административно-правовым статусом является необходимым условием их участия в административно-правовых отношениях. Это обеспечивает гражданину возможность являться субъектом административно-правовых отношений, то есть являться субъектом административного права. Именно административная правосубъектность граждан имеет большую роль в рассмотрении административно-правого статуса граждан.
1.2. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов
Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность. Административная правосубъектность граждан подразумевает способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.
Административная правоспособность и административная дееспособность представляют собой центральные элементы административно-правового статуса субъектов административного права. Причем следует отметить существующую здесь разницу по отношению к другим отраслям права, в частности гражданскому. Эта разница выражается в степени законодательной урегулированности, а именно отсутствия таковой применительно к административному праву. Поэтому в рамках административного права данное явление является исключительно теоретическим и исследуется правоведами в рамках определения правовой сущности и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.
Административная правоспособность является видом общей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность представляет собой возможность использовать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Именно правоспособность является необходимым источником возникновения и развития в реальной жизни правоотношений, а также основным условием, позволяющим каждой из сторон этих правоотношений приобретать конкретные права и обязанности. Кроме того, правоспособность субъекта способствует возникновению возможности осуществлять по отношению к субъекту юридической (в том числе административной) ответственности6.
Административная правоспособность гражданина является перманентным понятием, то есть гражданин наделяется ей в период своего рождения, а теряет ее лишь со смертью. То же самое касается и других участников административных правоотношений: у организаций (государственных органов) она возникает с момента их учреждения (образования), а у должностных лиц с момента поступления на государственную должность, назначения на государственную должность.
Административная
Информация о работе Права и обязанности граждан в сфере государственного управления